Нужен ли Романову "Сатурн"?

Telegram Дзен

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Возможность покупки "Сатурна" литовским бизнесменом Владимиром Романовым - одна из самых обсуждаемых тем последних дней. При всех очевидных выгодах, которые принесет тонущему подмосковному клубу приход состоятельного владельца, остаются вопросы, и главный из них.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

О Романове сейчас пишут много. Вспоминают о том, что в Литве он принимал участие в развлекательных шоу, что когда-то служил на подводном атомном ракетоносце К19, а потом эту лодку купил, что, наконец, Романов прославился декламацией стихов в прямом эфире. В общем, вспоминают что угодно, но только не то, что под маской весельчака скрывается бесстрастное лицо успешного бизнесмена, чье состояние различные источники оценивают то ли в 250, то ли в 300 миллионов фунтов стерлингов. Неплохо для человека, в молодости зарабатывавшего себе на хлеб частным извозом и торговлей контрафактными записями Элвиса Пресли, "Битлз" и "Роллинг Стоунз".

Знающие люди не раз отмечали, что в биографии Романова, особенно на ее ранних этапах, есть таинственные пробелы. Вряд ли кто-то доподлинно знает, как и благодаря чему будущий владелец шотландского "Хартс" заработал в угаре перестройки и дикого капитализма начала 90-х свой первый миллион, но, возможно, кое-кто все-таки многозначительно посмеивается. Как бы там ни было, одно то, что Романову удалось выплыть и "легализоваться" в качестве основателя первого частного банка Литвы, говорит о нем как о зубастой акуле с мертвой хваткой, а не о великосветском чудаке.

Так зачем же нужен "Сатурн" прагматичному дельцу Романову? Как представляется, только по одной причине - для расширения его бизнеса и, соответственно, увеличения капитала. Именно мотивами такого характера литовский банкир руководствовался, когда покупал "Хартс". Вот что, к примеру, рассказывал он в интервью "СЭ" в 2005 году:

"В Шотландии есть почва, которую попросту нужно "удобрить" солидными вложениями. Это и стало главной причиной моего решения".

В Московской области неудобренные "пространства" в дефиците, а значит, спрос на них необычайно велик. Ни для кого не секрет, что в малоплодородных дерново-подзолистых, болотных и суглинистых почвах столичного региона можно добыть многие тонны "золотого песка". Романов, имеющий активы в Литве, Шотландии и Белоруссии, не может этого не понимать. Покупка подмосковного футбольного клуба - отличное начало для долгосрочной и плодотворной деятельности на необъятных просторах российского бизнеса.

Вот, кстати, еще одна занятная цитата из того же интервью 6-летней давности:

"В итоге я решил, что в столичном клубе (речь, сами понимаете, идет о "Хартс". - Прим. Д.З.) перспектив куда больше. Для сравнения представьте, какого международного размаха своего бизнеса можно добиться, работая в Москве, и какого - допустим, в Новосибирске. Конечно, в Шотландии не столь велика разница в уровне жизни между столицей и провинцией, как в России, но, по моим ощущениям, Эдинбург все равно более удачное место приложения сил, чем Данди".

Если сделка по "Сатурну" состоится, то эти сравнения, согласитесь, заиграют новыми красками.

Впрочем, формулировка "возможность войти в российский рынок" довольно абстрактна. И влечет за собой множество вопросов. Какие конкретные плоды может принести Романову покупка подмосковного клуба? Неужели мультимиллионер не может вести дела на исторической родине, работая в других направлениях? И, наконец, не является ли "Сатурн" и его статус околостоличной команды пустышкой?

Ответы на эти вопросы кроются в инфраструктуре. Как бы цинично это ни звучало, но главная ценность "Сатурна" заключается не в его истории, имени и даже не в футболистах. По большому счету привлечь Романова подмосковный клуб мог только базой в Кратове и стадионом в Раменском, то есть золотоносными подмосковными гектарами.

Вот только вся загвоздка в том, что ни то ни другое клубу не принадлежит, являясь самостоятельной структурой - Государственным учреждением Московской области "Комплекс "Сатурн". Нынешние хозяева объектов ни за какие коврижки расставаться с ними не хотят, и, думаю, понятно, почему. Более того, как утверждают причастные к клубу люди, даже при большом желании ни базу, ни стадион продать в собственность частному лицу нельзя. Закон позволяет лишь отдать ценную инфраструктуру в управление.

Не стоит сбрасывать со счетов и тех, кому развал "Сатурна" был выгоден. Нужен ли им приход нового человека, который наверняка захочет разобраться, как клубное хозяйство докатилось до жизни такой. Логично было бы устроить независимый аудит. Можно только представить, какое движение начнется тогда на юго-востоке Подмосковья.

Понятно, что эти, назовем их посторонними, силы сейчас делают все, чтобы покупка не состоялась и клуб со всеми его тайнами тихо отошел в мир иной. Готов ли прагматик Романов с головой окунуться в такое болото?

Вполне вероятно, да, но, предположу, только в том случае, если в нем заговорит его второе "я" - эксцентрика.

В любви к театральным эффектам Романову действительно не отказать. Агрессивный самопиар, возможно, не самая важная в бизнесе вещь (яркий пример - всегда держащийся в тени Роман Абрамович), однако владелец "Хартс", то ли руководствуясь сухим расчетом, то ли на потребу своему тщеславию активно им занимается.

Как, например, еще объяснишь попытку баллотироваться в президенты Литвы, зная, что она изначально обречена на провал, потому что избирком не регистрирует тех, кто родился за пределами страны? Или участие в шоу а-ля "Танцы со звездами"? Или громкие заявления о коррумпированности шотландского футбола, в котором все якобы делается во имя интересов "Селтика" и "Рейнджерс"?

Спасение терпящего бедствие футбольного (да еще почти столичного) клуба российской премьер-лиги - эффектнейший шаг, ради которого, возможно, стоит раскошелиться и пойти на риски. А если прибавить сюда частенько приписываемую бизнесмену беззаветную, почти альтруистическую любовь к футболу, то сомнений в положительном итоге переговоров и вообще почти не остается.

Болельщики "Сатурна" уверены, что Романов - единственный, кто может вытащить их клуб из трясины. Сверкающий нимб спасителя настолько ослепил им глаза, что на все "но" просто не хочется обращать внимания. Ни на то, что через "Хартс" бизнесмен "прогнал" массу литовских футболистов, постоянно менял тренеров и ссорился с болельщиками; ни на то, что долги шотландского клуба (без малого 20 миллионов фунтов), по информации местной прессы, нисколько за прошедшие годы не уменьшились; ни на то, что Романов умудрился разругаться даже с литовской федерацией футбола, в результате чего его первое дитя "Каунас" был сослан в третью лигу. Все это, вполне вероятно, тоже является частью образа, но нельзя не констатировать: среди болельщиков того же "Хартс" внушительную группу составляет оппозиция, требующая ухода литовца. Их мало волнует имидж Романова, им важна судьба своего клуба.

Для тех, кому небезразлична судьба "Сатурна", приоритетная задача - чтобы команда осталась. И пусть это является самоцелью, пусть смерть была бы полезным уроком для живых, пусть действующие и потенциальные владельцы нередко думают о болельщиках в последнюю очередь - что с того. Романов дал сатурновцам надежду. Это главное.