Шагая по Тарасовке

Telegram Дзен

В понедельник корреспонденты "СЭ" побывали на обновленной базе "Спартака".

Вячеслав КОРОТКИН
из Тарасовки

ОЖИДАНИЕ

В Тарасовку бригада "СЭ" отправляется загодя: московские пробки - штука, знаете ли, непредсказумая. А опаздывать не хочется. "Приезжайте завтра на базу, фотографа и видеооператора не забудьте с собой взять. Увидите много интересного", - заинтриговал накануне сотрудник пресс-службы красно-белых. Вот и двигаемся в путь за два часа до назначенного срока. Дорога же занимает гораздо меньше - через час с небольшим паркуемся у ворот с ромбиком. Оставшееся время проводим в догадках, какой же сюрприз приготовлен за забором. Внешне-то все остается по-прежнему: та же проходная, тот же трехэтажный жилой корпус, тот же переход в пристройку, где расположен тренажерный зал. Что ж - ждем.

ХОЛЛ

Ровно в 16.00 нас приглашают внутрь. Минуем проходную, осматриваемся. Перемен пока решительно не замечаем. "Не торопитесь - скоро все поймете", - хитро подмигивают сопровождающие, отравляясь вместе с нами в холл базы. Входим - и сразу все понимаем. Все новое, все с иголочки, убранство выполнено в красно-белых тонах. На одной стене - огромный портрет основателя клуба Николая Старостина. Напротив - таблички с титулами спартаковцев от 30-х до наших дней. На их фоне нас встречают прославленные ветераны Федор Черенков, Сергей Родионов, Вагиз Хидиятуллин, Сергей Шавло, Дмитрий Ананко, Вячеслав Егорович. Рядом - директор УТСБ Валентин Климко, радушно приглашающий пишущую и снимающую братию на экскурсию. Вперед!

ВТОРОЙ ЭТАЖ

Поднимаемся на второй этаж.

- Здесь размещается тренерский штаб, администрация и молодежный состав, - рассказывает Климко и предлагает осмотреть блок номеров, предназначенных для руководства. Читаем таблички: "Карпин Валерий Георгиевич, Клейменов Валерий Семенович, Гарсия Эрмо Оскар Антонио, Поздняков Борис Александрович". А чуть дальше по коридору - "Тихонов Андрей Валерьевич"! С возвращением, в родных пенатах вас уже ждут!

БИЛЬЯРД

В просторном холле замечаем бильярд. Стоит на том же месте, что в 80-е, 90-е, 2000-е, но какой-то другой… Ба, сукно-то красное! Правильно - старое, зеленое, ни новой цветовой гамме не отвечало, ни клубным традициям.

СПОРТИВНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Далее по переходу перебираемся в другой корпус, который появился в Тарасовке относительно недавно, попадая в Спортивно-реабилитационный центр. На уровне второго этажа входим в тренажерный зал. Оборудование впечатляет: кажется, здесь собрано все самое современное для развития любой группы мышц и скоростно-силовых качеств. Хидиятуллин не отказывает себе в удовольствии опробовать хитрое приспособление, представляющее из себя платформу, ходящую в разные стороны словно маятник, только в одной плоскости - и удовлетворенно цокает языком. "Сергей Юрьевич, в ваши времена себе такое и представить нельзя было?" - обращаемся к Родионову.

- Всему свое время, - отвечает ветеран. - Так и должно быть- все течет, все меняется.

Один из коллег замечает, мол, красный цвет тут слишком агрессивный, глаза могут быстро утомиться.

- Спартаковцы от красно-белого не устают, - парирует Родионов.

- Красный - цвет победы, даже психологи его для спортсменов рекомендуют, - вторит Климко.

Поднимаемся на этаж выше. В зале поменьше в идеальном порядке расставлены беговые дорожки, велотренажеры, в углу аккуратно собраны огромные надувные мячи и мини-батуты, напротив - столик с аудиосистемой. Вдоль одной из стен - огромное зеркало, призванное помогать игрокам правильно двигаться во время упражнений. А за перекрытием - четыре идеально застеленных кровати, рядом медицинская аппаратура.

- Здесь чаще занимаются те, кто восстанавливается после травм, - поясняет Климко.

Спускаемся на первый этаж, осматриваем сауну: классическая парилка, рядом душевые, бассейн, освещаемый лампой в форме мяча, вписанного в спартаковский ромб.

ТРЕТИЙ ЭТАЖ

Возвращаемся в жилой корпус, поднимаемся на третий этаж - "вотчину" основного состава. Вот номер Комбаровых, вот - Алекса и Ари, далее - Веллитона и Ибсона.

- У многих бразильцев сложилась репутация капризных футболистов. Спартаковские, приезжая на базу, часто жалуются? - спрашиваем у Климко.

- Нисколько. Знаете, в свое время я побывал на стажировке на их родине в клубе "Фигейренсе" - так там и близко таких условий как у нас нет.

Идем дальше: Дзюба будет на сборах делить номер с Беленовым, Валикаев с Махмудовым, Паршивлюк с Рафаэлом Кариокой, Пареха с Рохо, Яковлев с Макеевым, Дикань с Жано. Планировка у всех одинаковая: общая прихожая, но у каждого своя комната.

- Вот это да, - вздыхает Хидиятуллин, углубляясь в воспоминания. - А вот в наше время на всю базу был только один телефон в холле. Звонили через коммутатор, очереди выстраивались - молодые, конечно, в конец попадали. Говорили у всех на виду - и друг про друга все знали.

- А вот здесь Константин Иваныч в свое время жил, - останавливается Хидиятуллин у номера, где на двери начертано "врач Вартапетов М.Г.". - Бесков, в отличие от Романцева, третий этаж предпочитал. При нем мы то ли 79-м, то ли в 80-м только семьдесят восемь дней дома провели, остальное время - на сборах.

Посередине этажа разместился буфет.

- Когда команда поздно с какого-нибудь выезда возвращается, никто голодным не остается, - замечает Климко. - И потерянную жидкость всегда есть чем восстановить - запас напитков приличный.

- И пиво имеется? - с улыбкой интересуется Хидиятуллин.

- Обязательно! - следует то ли шутливый, то ли серьезный ответ.

Тут же узнаем, что на всей территории базы работает Wi-Fi. Но для входа в интернет нужно знать пароль.

БАССЕЙН

Вновь спускаемся на первый этаж, проходим к бассейну.

- Температура регулируется подачей потоков горячей и холодной воды под контролем реабилитологов - иногда требуется прохладная, иногда теплая. Выставляется с точностью до градуса. С малой купелью - то же самое. Глубина бассейна - полтора метра, - поясняет Климко.

Проходим вдоль бортика - и попадаем в еще одну сауну, мини. В углу для любителей русской бани - тазики и веники. А с другой стороны от входа в бассейн - помещение для массажа: два стола, зеркала по всему периметру.

СЛОВА

После осмотра бассейна журналисты приглашаются в конференц-холл.

- Идея реконструкции принадлежит владельцу клуба Леониду Арнольдовичу Федуну, а также генеральному директору и главному тренеру Валерию Георгиевичу Карпину, - первым берет слово Климко. - Мы в данном случае исполнители: постарались выполнить все быстро. Сжатые сроки стали для нас самой большой проблемой - капитальный ремонт был сделан всего за два месяца. Причем в его программу входила замена коммуникаций, установленных еще в 70-е. Ну а цвета… В каких еще тонах должна быть оформлена база "Спартака", как не в красно-белых?!

- Каковы затраты на ремонт?

- Под 60 миллионов рублей. Большая часть суммы ушла на работы, результаты которой вы, к сожалению, не видите: речь о тех самых коммуникациях - именно они были самыми "тонкими" местами. Зато новые рассчитаны на долгий срок.

- Отразилось ли на обретении нового облика базы то, что параллельно идет возведение спартаковского стадиона?

- В первую очередь, положительно сказался ремонт, устроенный в нашей академии. Его сделали настолько качественно, что у нас появился приличный стимул обновить Тарасовку не хуже: футболисты и тренеры основного и молодежного составов достойны того, чтобы жить в хороших условиях. Вот Сергей Юрьевич (Родионов - Прим. "СЭ"), который провел здесь не один год, может как никто другой рассказать как изменилась база всего за шестьдесят дней.

- Действительно, мне есть с чем сравнивать, - принимает "передачу" один из лучших форвардов в истории красно-белых. - В Тарасовку попал еще в 78-м - как раз тогда, когда прокладывали старые трубы. Последний же раз до ремонта побывал здесь в декабре - с тех пор произошли колоссальные изменения, объем работ, произведенных за такой мизерный срок, впечатляет. Столько нового вижу, что не могу не восхищаться! Сейчас прямо с порога жилого корпуса все напоминает о том, что ты оказался в "Спартаке". И это очень хорошо - порой игроки забывают, куда они попали, а о том, что защищаешь цвета этого великого клуба, нужно помнить всегда! Много тут происходило реконструкций, но таких глобальных на моей памяти не было. Надо отдать должное тем, кто проводил ремонт, создавая, как ни банально звучит, все условия для достижения командой результата.

- А мне пришла в голову вот какая аналогия, - вступает в "перепасовку" Вагиз Хидиятуллин. - Когда в семье затевается ремонт, идут поступательно - одна комнату обновили, потом вторую, третью. В "Спартаке" тоже двигаются шаг за шаг: академия, стадион, база. Остается в хорошем смысле подрихтовать саму игру - плоды работы уже видны, о чем свидетельствует победа в Базеле. В общем, и в этом плане все идет по плану.

- Что еще планируется сделать в Тарасовке? - журналисты возвращают "мяч" Климко.

- Любая база начинается с полей. В прошлом году мы уложили один новый газон последнего поколения с натуральным покрытием, причем, использовали только траву, выращенную в наших климатических условиях - привезли ее из Тулы. Это поле верой и правдой служило команде до первого снега, который выпал 3 декабря. В нынешнем сезоне положим еще одно, тоже с естественным газоном. Кстати, когда мы играли в Лондоне с "Челси", я побывал на базе "Арсенала" - должен отметить, что наши поля не уступают "канонирам" ни на травинку. Залог нашего успеха - люди, которые работают не на тракторах, а руками. Они - наш золотой запас. В нашем штате есть горничная, трудившаяся еще на возведении кирпичного жилого корпуса - 30 лет в Тарасовке!

- А сколько всего сотрудников под вашим началом?

- Шестьдесят человек.

- Пожелания футболистов перед началом ремонта учитывались?

- Для них новые условия станут сюрпризом - никто из них не знал, что в Тарасовке такие перемены.

- Не боялись, что не уложитесь в отведенные 60 суток?

- Меня предупреждали…

- Об ответственности?

- И об ответственности - тоже. Поставлена задача - если я ее не выполнил бы, значит, плохой из меня был бы менеджер. Но мы справились: например, в новогоднюю ночь закончили смену в четыре часа утра. При таком подходе никаких сомнений не возникало. К тому же все, кто трудится на базе, здесь не просто работает - болеет за всей душой "Спартак". Мы приглашали такие же подрядные организации - они шли сюда не только за деньгами, но и на помощь любимой команде.

- Когда база обрела нынешний вид?

- За полтора часа до вашего приезда (журналистов пригласили к 16.00 – Прим. "СЭ") был закручен последний винт. Где он? Это секрет (улыбается).

- У Карпина в номере, - со смехом высказывает шутливое предположение Хидиятуллин.

- Уважаемые ветераны! В советские годы футболисты и хоккеисты часто жаловались на бесконечные сборы. А сколько времени вы проводили бы на такой базе?

- Если брать мое поколение, то мы еще помним деревянный домик, стоявший на месте, где теперь парковка - с памятником Ленину у входа, дрожавший от каждой проезжавшей мимо электрички, - говорит представитель 70-80-х Сергей Шавло. - Мы первыми въехали в кирпичный корпус, построенный в 78-м. Прошло больше тридцать лет - как же все изменилось! Но никакая - самая прекрасная - база не заменит атмосферу, которую создают люди, здесь работающие. К своему делу они подходят с душой.

P.S.: Резюме от посещения Тарасовки выражу только одним словом: "Впечатляет!"