На заседании КДК РФС по итогам 15-го тура премьер-лиги "Крылья Советов" были оштрафованы на 300 тысяч рублей за инцидент с бросанием банана в сторону капитана "Анжи" Роберто Карлоса на 90-й минуте матча в Самаре.
Артем АГАПОВ из Дома футбола
В среду выстпуление председателя КДК Владимира Каткова прошло куда эмоциональнее. Он использовал яркий оборот, комментируя санкции к "Спартаку" после матча 14-го тура с "Локомотивом" в Черкизове. Болельщики красно-белых по ходу второго тайма дважды забрасывали поле файерами, так что игру приходилось прерывать. С учетом инцидентов в Самаре и Санкт-Петербурге девятикратному чемпиону России грозит мера в виде домашней игры без зрителей, однако для ее приведения в исполнение требуется более серьезное по сравнению с пиротехникной нарушение. Каткова возмутило, что не все представители СМИ в этом разобрались. Его фраза "Какой идиот развел истерию вокруг этого матча? Это какой-то танец с бубнами" стала популярной.
На этот раз Катков был традиционно сдержан в выражениях. Он не обошел ряд критичных предложений, но откровением ни одно из них не стало. Глава КДК выразил надежду, что дело метателя банана дойдет до вынесения ему судом наказания. И тогда общественность узнает имя провокатора, чего не случилось после инцидента на "Петровском", когда один из зрителей протягивал тот же плод Роберто Карлосу при поднятии флага России. Подобный проступок поклонника стоил "Зениту" 300 тысяч рублей.
- Что же решили по инциденту в Самаре? - первым делом поинтересовались у Каткова.
- Имеете в виду матч 15-го тура между "Крыльями Советов" и "Анжи"? А то в предыдущий раз спросили: "А что там в Нижнем?". Пришлось уточнять, что такое "Нижний".
КДК подключился к изучению ситуации по бросанию на 90-й минуте болельщиком банана в футболиста "Анжи" Роберто Карлоса сразу после матча. На сегодняшнем заседании присутствовали директор по безопасности РФПЛ Александр Мейтин и представитель службы безопасности "Крыльев Советов" Сергей Рожков, были представлены соответствующие фото- и видеоматериалы. Решение таково: фиксированный штраф 100 тысяч рублей за расистские выходки, 200 тысяч - за необеспечение общественного порядка и безопасности (в соответствии со статьей 121, часть 2, пункт 45 за оскорбление по поводу расовой принадлежности, цвета кожи или происхождения и статьей 101, пункт 22 за необеспечение порядка и безопасности на стадионе. - Прим. "СЭ").
Принято во внимание то обстоятельство, что "Крыльями Советов" - как администрацией, так и службой безопасности клуба - были оперативно и в полном объеме совершены все необходимые действия. Клуб доказал, что была провокация со стороны третьего лица, поэтому он освобождается от дисциплинарной ответственности и другие санкции к "Крыльям Советов" решили не применять. Представленные документы однозначно подтверждают, что это была провокация конкретного лица. С согласия РФПЛ и представителя "Крыльев Советов" зачитаю письмо, которое несколько минут назад получено из клуба. Нам прислали справку о проведенных экстренных мероприятиях по установлению инициатора инцидента, в ней девять пунктов. А в только что поступившем письме в РФПЛ говорится: "Доводим до вашего сведения, что в настоящее время нами установлено лицо, совершившее правонарушение на матче. Службой безопасности клуба совместно с правоохранительными органами предпринимаются меры по его задержанию, после чего информация будет предана огласке".
- Грозил ли "Крыльям" матч без зрителей согласно одному из пунктов дисциплинарного регламента за наглядную агитацию расистского или дискриминационного содержания? Брошенный банан можно приравнять к наглядной агитации?
- В этой ситуации банан нельзя считать средством наглядной агитации, вы это прекрасно знаете. Потому нельзя было применить эту санкцию, в этом случае названный пункт не действует.
- Как вы сами относитесь к подобным вещам? Что делать, чтобы их предотвратить?
- Это очень хороший вопрос. И очень своевременный. В последние два дня он один из самых обсуждаемых в футбольном сообществе. Отдаем себе отчет, что могут появиться группы лиц, которые по чьему-то заказу или собственной инициативе осуществлять подобные провокационные действия. В данном случае оперативно было выявлены все шаги этого лица. Мы посмотрели, как он зашел на стадион, на какой сектор прошел, с кем говорил и как жестикулировал, куда двинулся дальше, проследили бросок банана и бег в подтрибунное помещение. Все было видно, личности установлены. И такая четкая работа внушает оптимизм, что мы можем в дальнейшем отличить провокацию от действий большого числа людей. Мы же так же быстро и четко наказываем за "ухание" по статье про расизм.
В последние дни мой телефон из белого стал красным. Я разговаривал с руководителями клубом, с бывшими и действующими игроками, представителями фанатов самых разных направлений, с агрессивными и простыми болельщиками. Этот случай на самом деле поднял эмоциональный фон, теперь мы лучше понимаем, что может стать провокацией, а что - расистской выходкой. Все заинтересованы - конечно, кроме тех лиц, кто совершает подобное - в том, чтобы такого не было. Это редчайший случай, когда отброшены многие разногласия. 99,9 процента людей, которые занимаются футболом, со мной согласны. Мы не хотим допускать подобное, это нам чуждо.
Когда люди скандируют матерные кричалки, используют пиротехнику и файеры - это хулиганство, это фанаты. С этим тоже нужно бороться. Но этот случай выходит за рамки простого хулиганства. Думаю, у нас хватит сил с этим бороться и не поддаться на провокации. Мы будем к этому готовы.
- Какие перспективы у этого случая в суде, ведь РФС обратился с просьбой о возбуждении уголовного дела и осуждении виновного?
- Мы очень этого хотим. У РФС большое желание добиться этого, у меня, как юриста и главы КДК, у членов нашего комитета, среди которых - известные в прошлом футболисты. Все мы хотим, чтобы человек не просто был осужден, а чтобы имел какое-то ограничение в правах. Если врач совершает ошибку, ему запрещают заниматься врачебной деятельностью. Вот так и в этом случае. Если этот человек - чиновник, нужно ввести запрет по государственной службе. Вчера часа два слушал по радио посвященную этой теме передачу, там были интересные предложения. Например, фамилию таким людям на год сменить на Бананов или отправить на принудительные работы на плантацию для сбора бананов. Было бы просто замечательно. Законодательство меняется медленно, но будут приняты нужные законы. И даже те законы, которые есть, позволяют применять жесткие санкции. Так что от нас зависит, чтобы люди были осуждены.
- Почему тогда РФС не обратился в суд для наказания людей, которые на "Петровском" стреляли из ракетницы по трибуне? Ведь факт умышленного нанесения вреда здоровью был налицо…
- Вы знаете, в различных ситуациях бывает достаточно ресурсов того же клуба, не забывайте, что у нас есть РФПЛ - лига, которая проводит соревнования. В этот раз чаша терпения действительно настолько переполнилась, что не просто РФС обратился в суд, но и в экстренном порядке было созвано внеочередное бюро исполкома союза. Первый случай - клуб решает, второй - клуб или лига, но здесь уже стало понятно, что решение этих вопросов нужно переводить на самый высший уровень, уровень РФС. Это нормальная, логичная цепочка. Если применять юридическую терминологию, когда случается рецидив.
До этого мы получали достаточно полную информацию от "Зенита", других клубов, например, от "Спартака". Нас информировали о работе, которая велась совместно с МВД. А когда пошли рецидивы, потребовались другие меры. Наверное, не было таких случаев, когда из-за поведения болельщиков собиралось внеочередное бюро исполкома РФС. Так что здесь все понятно, нет никакого подтекста. А клубы у нас достаточно сильные. Служба безопасности "Крыльев Советов" сделала подборку на высочайшем уровне. Ребята отлично сделали свою работу, очень быстро, как знаем, трудились в ночь после матча, сутками пахали. И все вычислили.
- Получается, если что-то, не дай бог, случится впредь - бросят файер, выстрелял из ракетницы - РФС снова будет ратовать о возбуждении уголовного дела? Или по-прежнему будут терпеть такое?
- РФС - высший орган в футбольном сообществе, он сам будет решать, кто из субъектов футбольного сообщества будет контактировать с органами внутренних дел. Если ситуация окажется такой, что будет достаточно сил клуба и его службы безопасности - пожалуйста. Не по каждому эпизоду, думаю, требуется такая реакция. А нам бы хотелось, чтобы их вообще не было. Но Российская Федерация - не островок коммунизма на планете, не надо делать из России обособленное государство с людьми с пятью ногами и шестью руками, мы достаточно открыты и то, что происходит в российском футболе, уже много-много лет происходит в мировом футболе. Это общая беда, общая проблема. С этой бедой борются все, во всех странах. Мы - не исключение. Другое дело, что к нам это пришло чуть позже, чем к другим, может, не все клубы были готовы, в том числе и в техническом плане. И сколько лет мы говорим о законодательной базе - КДК с 2007 года ставит вопрос об идентификации личности. Это все будет.
Каждый эпизод не только оставляет горечь от содеянного, но и ведет к тому, что люди, которые занимаются разбирательством этим дел, становятся более профессиональными. Врач в провинции какие-то операции делает раз в год, а в Москве - десять раз в месяц. У второго практика, рука набита, он знает лучше. И мы все будем готовы. И даже доживем до того, что решения КДК будут приниматься на основании журналистских расследований. У вас свободы больше, вы можете войти куда хотите и выйти. К тому же было, что какие-то решения уже принимали на основании сообщений СМИ, а не служб безопасности. Не вижу в этом ничего плохого.
А то, что такие случаи будут - ну, будут, что теперь? Если одного подонка посадим, другие подонки сразу поймут, что этого делать не надо?
- А если десятерых?
- Мы бы и не десяток, а больше посадили, если была бы такая возможность. В футболе общественная организация. В Самаре ребята сделали максимум, что может клуб. Дальше дело за тем, кто государством наделен соответствующими функциями. Это только в фильмах сыщик находит и наказывает виновного.
- Вчера в дисциплинарный регламент внесли поправки о снятии очков и матчах без зрителей. Теперь вы сможете использовать эти меры?
- Пункт о лишении очков был, теперь добавили матчи без зрителей. Это более выверенная позиция. Она нормально воспринята клубами и болельщиками. Но почему 20 тысяч человек должны страдать из-за одного существа, как я такого назвал после инцидента в Питере? Пусть у него хоть десять высших образований, все равно он - существо. На 90-й минуте он сознательно и спланировано все это сделал. Четко видно, что это просчитанная акция. И почему мы должны наказывать всех?
- А должны ли все узнать имя и фамилию этого существа? В Питере этого сделано не было, а теперь?
- Вы прекрасно знаете ответы на эти вопросы. И я это уже говорил, причем не раз. С точки зрения юриспруденции - без судебного решения мы не можем назвать ни одно лицо. Степень вины у нас определяет только суд. Чтобы назвать фамилию, нам нужна законодательная база. Об этом мы говорим много лет. Человека идентифицировали, дело передали, практически на автомате его рассмотрели, вынесли решение суда и внесли в так называемый список запретов на вход. Если будет решение суда, можно заносить человека в список и лишать любой возможности посещать стадион. В мире все это опробовано, действует и великолепно работает. С точки зрения футбольной логики и футбольного сообщества, если "Крылья Советов" назовут этого человека, думаю, никто в суд не пойдет его защищать. Может, кто-то и захочет, но я не пойду. А если человек посчитает необходимым доказывать свою невиновность, пусть он это сам и делает.
Об этом говорил и президент РФС, и мы все: очень хотим, чтобы названный механизм был прописан в законе. Пока же действующее законодательство с этой точки зрения не совсем нас устраивает. Нам совсем неинтересно, когда этих людей ловят и все выясняют, а мы без решения суда их назвать не можем. И это плохо.