СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 22-й тур. "СПАРТАК" - ЦСКА - 2:2
Дмитрий СИМОНОВ
из Лужников
И что бы они делали друг без друга... Точнее - враг без врага.
Победы над кем жаждали бы всей душой? Кого костерили в кричалках при каждом удобном случае? Кого ненавидели так люто, что это заставляло бы отложить и отбросить все дела - даже самые неотложные?
Да-да, никто меня не переубедит: помимо столетия ЦСКА, желания спартачей в очередной раз доказать свою "веру в Валеру" и просто любви к родным клубам вчерашнему превращению Лужников в бочку с сельдью поспособствовало и чувство глубокого неуважения к сопернику, которое всеми фибрами души хотелось продемонстрировать и проорать.
НА КОГО ПОСТАВИЛ ВАЛЕРА?
И какой еще матч мог бы стать оправданием для тренера, чтобы после провала в еврокубках не уйти в отставку? Только главное дерби страны. Перед такой игрой команду, понятное дело, не бросишь.
В этом сезоне баланс в матчах против ЦСКА у "Спартака" ко вчерашней встрече был положительный: одна победа, одна сверхбоевая ничья, обернувшаяся поражением лишь в серии пенальти. С приходом Карпина "Спартак" вообще стал побеждать в дерби с завидным постоянством. Что было в промежутке между ним и Олегом Романцевым - красно-белым вспоминать тошно.
Но окружившие Лужники зеленые букмекерские палатки не смутил карпинский имидж грозы ЦСКА. Шансы красно-синих на победу они оценивали выше. Не в формате фаворит-аутсайдер, нет. Но - выше.
- Валер, на кого ставить? - раздался голос за моей спиной. Я обернулся. Уж не тот ли это Валера...
- Может, на 0:3? - предлагал тем временем болельщик совсем другому, естественно, Валерию. Тоже, правда, высокому блондину. - Станем проигрывать 0:2 - хоть будет интерес до конца досидеть. Останемся одни на стадионе.
Интересно, на кого рекомендовал бы сделать ставку главный спартаковский Валера? Ему-то все равно все 90 минут сидеть.
ВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯ ВЗГЛЯДОМ
Собственно, о том, что главных футбольных соперников России враг ко врагу тянет, мы из всем известных кричалок знаем.
Заветная фраза из трех слов, из которых два - первое и третье - одинаковые и непечатные, вчера раздавалась повсюду. На стадионе. В туннеле сразу после станции метро "Спортивная" - его разделили на две зоны, левая сторона для красно-синих, правая - для красно-белых. На эскалаторе. И конечно, в поездах метро.
- Ненавидим "Спартак"! Ненавидим "Спартак"! - полдороги ребята еще держали себя в рамках. Но вскоре неправильный глагол им опостылел, его заменили на более удобный для скандирования. Для придания высказыванию особой значимости заводила пару раз стукнул кулаком по крыше вагона. Однако выпил боец маловато, алкоголь в его крови обезболивающим работать отказывался, и он решил ограничиться пением. Не зная, что главная опасность затаилась у него за спиной.
- Совсем сдурел? - прошипела старушка, долго копившая в себе гнев. Я наблюдал, как угрожающе менялось ее лицо, превращая хозяйку из бабули-божий одуванчик в обитательницу избушки на курьих ножках.
Красно-синий "Иванушка" побледнел. Бабка грозно уставилась на него. Поняв, что добрый молодец вот-вот испепелится под ее ненавидящим взором и останутся от него рожки да ножки, вовремя вступился товарищ.
- Давайте на стадионе покричим, - молвил он. И краем глаза взглянув на седовласую правительницу вагона, почти прошептал: - А то... дети здесь.
ПРОПУСТИТЕ ИНВАЛИДА
Полицейских было много. Все они вели себя очень вежливо.
В метро с помощью мегафонов народ гнали на улицу, не забывая вкраплять в речь слова "уважаемые" и "пожалуйста". Центр зала перегородили.
- Как проехать в кассу? - спросил инвалид на кресле-каталке, который только что побирался по вагонам.
- Вам вон туда.
- Да там менты!
- Они вас пропустят.
И правда, пропустили.
На улице я вновь увидел инвалида. Он ехал почему-то не к кассам, а совсем в другую сторону. Туда, где магазин. Но зачем? "Бухло в радиусе трех километров не продают", - бурчал, проходя мимо меня, какой-то парниша.
От метро и вплоть до касс фанаты двигались двумя потоками. Дальше начинался сумбур. "Болельщики ЦСКА, пожалуйста, проходите через правые входа, - с ударением на последнюю "а" сообщал мегафон. - Болельщики "Спартака", пожалуйста, через левые входа". Но беда была вовсе не во входАх. Держатель мегафона стоял к арене спиной, и в его восприятии "право" и "лево" несколько отличались от представлений подавляющего большинства. Люди метались, как львы в клетках.
- Так влево или вправо? Я вообще кто - "мясо" или "конь"? - совсем запутался кто-то.
ФУТБОЛЬНАЯ МАМА
Поднимаясь по эскалатору, столкнулся с идиллией. На матч ехала целая семья - папа, мама и сынок в спартаковской "розе". Снизу традиционно орали матом. Сверху летели монеты. Отец не унывал, а вот мать находилась на грани истерики.
- Замучил этим своим футболом, - капала она на мозги супругу. - Дождешься у меня! Вообще больше не пойду!
Но шла. Русские женщины - они такие. Они и в избу горящую, и на стадион. Коней на скаку останавливать.
А ее мужчины счастливо улыбались. Всем бы такую футбольную маму!
ПУТЕВКА В ТАРАСОВКУ
Всеобщая любовь к реалити-шоу не обошла стороной и "Спартак". Клуб решил сделать своим фанатам уникальные подарки - "билеты" в Тарасовку. Два счастливых обладателя (один - владелец клубной карты, другой - хозяин абонемента, выбранные с помощью лотереи) смогут провести на легендарной базе целый день. Жить будут по распорядку команды. Как знать, вдруг кто-то из них так себя проявит, что вытеснит из состава, допустим, Кариоку, а Леониду Федуну не придется даже тратиться на трансфер футболиста с российским паспортом. А через полгодика парня можно отдать в аренду в "Томь".
Помимо двух болельщиков путевки в Тарасовку из рук прославленных ветеранов Алексея Парамонова и Георгия Ярцева получили дети из Удельнической школы-интерната.
СТО И ДЕСЯТЬ
Едкими баннерами в адрес друг друга фанатские группировки на этот раз не слишком побаловали. Армейцы сосредоточились на праздновании столетнего юбилея, подготовив большое полотно на эту тему. Кстати, в субботу, в один день с ЦСКА, отмечал свое торжество и РФПЛ. Премьер-лиге исполнилось 10, с чем мы ее и поздравляем.
"Спартак" тоже подготовил "перформанс" имени себя любимого - серебристые буквы FCSM на красном фоне. Но в середине первого тайма пустил-таки стрелу в противоположную сторону. "С детства мы выше!" - гласила надпись под двумя баннерами, на одном из которых малыш с красно-белым флажком скакал на игрушечной коняшке, а на втором всадник со спартаковским знаменем седлал исхудавшего коня.
Представители МВД до игры волновались, что матч используют в своих целях националисты, и провели серьезную работу, чтобы такие попытки пресечь. По крайней мере до игры опасения не оправдались.
МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ
На соседних креслах за матчем смотрели Илья Ковальчук, Сослан Джанаев и Александр Прудников. Все трое - экс-спартаковцы. Но если Ковальчук по-прежнему сохраняет к бывшей команде теплые чувства, то ныне выступающий за "Анжи" Прудников затаил на красно-белых обиду, в чем сам не раз признавался в интервью. Да и Джанаеву, крест на спартаковской карьере которого поставило как раз дерби с ЦСКА, есть за что дуться на руководство бывшего клуба. Хотя красно-белые пятнышки на сердцах Прудникова с Джанаевым наверняка остались. Иначе и быть не может, если ты однажды побывал в знаменитом клубе.
Когда травму получил Акинфеев, Джанаев заметно помрачнел. Кто поймет драму вратаря, как не другой вратарь...
...А рядом со мной в ложе прессы сидела парочка. Он - в шарфе "Спартака". Она с брелком ЦСКА и другими красно-синими аксессуарами.
- Мы победили! - начал было ликовать он, едва с поля унесли подбитого Акинфеева. Но, увидав глаза подруги, сразу замолчал. Понял, что может задеть за живое.
Они и дальше изредка подпрыгивали на своих местах. То один, то другая, никогда - вместе. А уйдут со стадиона все равно, как и пришли - держась за руки. Вот уж кто точно может сказать друг другу: "Мой ласковый и нежный враг".