Миодраг Божович: "Хочу еще раз показать, что я хороший специалист"

Telegram Дзен

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Круг российской карьеры 43-летнего черногорского специалиста замкнулся: после полугодичного отсутствия он вернулся в премьер-лигу, вновь приняв тот самый клуб, в котором здесь начинал

НИКАКОГО КОНФЛИКТА С ВОРОНИНЫМ НЕ БЫЛО

Возвращение "Графа Монтенегро" в Пермь получилось триумфальным: после почти четырехмесячной серии без побед "Амкар" в первом же домашнем матче под руководством Миодрага Божовича нанес убедительное поражение обосновавшейся в первой восьмерке "Кубани".

- Когда покидали "Динамо", не предполагали, что из России уезжаете насовсем?

- Нет. Чувствовал, что еще здесь поработаю. В мой первый российский сезон мы с "Амкаром" заняли 4-е место в чемпионате, играли в финале Кубка России. На следующий год "Москва", которой я руководил, некоторое время лидировала в первенстве, и если бы не осенние слухи о расформировании команды, мы выиграли бы медали. Хотя и итоговое 6-е место было для "Москвы" неплохим. С "Динамо" потом мы заняли 7-е место, что тоже выглядело нормально, если вспомнить, из каких турнирных низин нам пришлось подниматься. Могут говорить что угодно, но я считаю, что поработал в России очень здорово.

- Есть, однако, и другое мнение: кое-кто утверждает, что в первые два года ваши акции поднимались, а на третий-четвертый - упали. Может быть, рано вам было возглавлять команду с большими амбициями?

- Не думаю. В том положении, в котором я принял "Динамо", кто-то другой, возможно, так и боролся бы с ним за выживание, а я поднял, стабилизировал команду. Многие забывают, что это наша бригада строила нынешнюю команду: сравните, какой она была раньше и какой стала к нашему уходу.

- Тогда почему вы нацеливались лишь на место в пятерке, а после вашего ухода "Динамо" включилось в борьбу за чемпионский титул?

- Когда я тренировал "Динамо", говорил: по качеству игры команде место в первой тройке. Вы, наверное, не думаете, что "Динамо" в этом году займет первое место? А почему бы и нет? Хорошо, поживем - увидим.

- Что или кто мешал вам в работе с "Динамо" и были ли вы свободны в своих тренерских решениях?

- Все, что хотел сказать на эту тему, я уже давно сказал. Пора ее потихоньку закрывать: актуальна она была полгода назад, а сейчас я работаю в другом месте. Отвечу так: в любом клубе кто-то помогает, а кто-то мешает, и больше об этом говорить не хочу. А свободны в своих решениях, наверное, только Моуринью и еще пара тренеров такого же масштаба. Они могут приглашать игроков, которых хотят. Все зависит от бюджета клуба, от его возможностей. Но, думаю, с президентом "Амкара" Геннадием Шиловым общий язык мы найдем всегда.

- Однако динамовская тема влияет на вашу тренерскую репутацию.

- Нисколько не влияет. Вначале у меня была хорошая пресса, но работать тренером за границей очень трудно. Появилось немало футбольных экспертов, недовольных тем, что у меня в России хорошо получается.

- И все же не могу не продолжить тему. Почему, как вы сами говорили, "Динамо" при вас показало отличный футбол только в матче первого круга с "Ростовом", а сейчас играет на высоком уровне постоянно?

- Потому что весной на команду оказывала сильное психологическое давление необходимость выиграть Кубок России. Кубковый матч "Ростову" мы никак не имели права проигрывать, но проиграли. А после этого поражения и моего ухода давление как рукой сняло. И, наверное, Силкин нашел лучший подход к игрокам, чем я.

- У вас не попадал в стартовый состав Андрей Воронин, без которого сейчас представить себе игру "Динамо" невозможно. Говорят, между вами возник конфликт на почве нарушений футболистом режима.

- Конфликта с Ворониным у меня не было, режима он не нарушал. Кстати, в том самом кубковом матче с "Ростовом" он как раз вышел в стартовом составе. Теперь некоторые журналисты преподносят дело так, будто бы я не видел, что Воронин - хороший игрок. Не хочу говорить, почему все так сложилось. Может быть, он должен был что-то делать лучше, может быть, мы не поняли друг друга. Сейчас Воронин играет очень здорово, и это один из факторов взлета "Динамо" после моего ухода. Силкин нашел к нему подход - это великое тренерское качество. А я, получается, не смог. Бывает.

- Как вы вообще оцениваете работу Сергея Силкина?

- В таких случаях принято говорить коротко: счет - на табло.

- Что бы вы сейчас сделали не так, как раньше, если бы вдруг вернулись в "Динамо"?

- Многое. К сожалению, опыт, который человек получает, часто нельзя использовать в обратном направлении.

НЕПОНЯТНЫЕ ВЕЩИ В РОСТОВЕ

- Возвращаясь к вашей работе в "Москве", можно напомнить, что завал финиша чемпионата-2009 некоторые специалисты поставили в вину вам. Что можете сказать по этому поводу?

- Тогда пошли разговоры о том, что "Норильский никель" прекращает финансирование клуба и тот заканчивает существование. Семь-восемь ведущих игроков были уже фактически проданы - заключили договоры с другими клубами, мыслями находились далеко от текущих событий. А когда начинаются такие дела, футбол заканчивается.

- Как относитесь к утверждениям, что в 2008 году в "Амкаре" и в 2009-м в "Москве" вам очень повезло - приняли команды, готовые к штурму турнирных высот?

- Возьмем "Москву". После моего прихода она продала Быстрова, Кузьмина, Калешина, Иванова, Макси Лопеса, Баррьентоса - в общей сложности семь-восемь игроков. О какой основе команды можно было говорить? Я знаю, это мнение экспертов, которые не любят меня, потому что я иностранец. В основном - безработных тренеров. А у меня работа всегда есть.

- То есть вы в России уже успели нажить себе врагов?

- Друзей у меня немного, зато, как бы это правильно сказать, очень качественных. Врагов - больше, но все некачественные.

- Какие-то перспективы новой работы после ухода из "Динамо" были?

- Очень серьезное предложение получил из Польши, другое - из Катара. Но мне очень хотелось продолжить работу в России. Во-первых, я владею русским языком, а это очень важно. Во-вторых, хорошо знаю премьер-лигу, ее игроков. В-третьих, хочу еще раз показать, что я хороший специалист.

- Как у вас возник вариант с "Ростовом" и почему из него ничего не вышло?

- Эту тему тоже поднимать не хочу. Могу только сказать, что столкнулся в Ростове с непонятными вещами, и мне это не понравилось.

- То есть работать там вы отказались сами?

- Можно и так сказать.

- Как оцениваете нынешний этап своей российской карьеры: вновь начинаете с нуля или продолжаете на уже наработанном фундаменте?

- Когда я только появился в России, меня здесь никто не знал. Теперь за моей спиной серьезная российская карьера, опыт.

- Не жалеете, что по окончании сезона-2008 покинули "Амкар"?

- Я никогда о своих поступках не жалею. Если бы оглядывался назад, перебирал, почему то сделал, это, некогда было бы двигаться вперед. Жизнь у человека одна, и прошлого не вернуть. Предпочитаю смотреть только вперед.

В ПЕРМИ ВОТ ЖЕНЩИНЫ КРАСИВЫЕ, НО...

- Известный российский кинорежиссер Александр Митта как-то сказал: "Когда вы знаете, как что сделать, все становится просто. Когда вы этого не знаете, вы дурите головы себе и людям, и проблема становится неразрешимой". Вы, когда приходите в новую команду, каждый раз знаете, как что сделать?

- Если бы не знал, не приходил бы. Наверное, те, кто не знает, приходят заработать. А я уже заработал достаточно - для нормальной жизни мне больше не надо. Главное для меня - футбол, рабочий процесс, успех команды, поэтому все и просто.

- Допускаете, что какие-то подводные камни могут помешать вашей работе и "Амкар" вылетит из премьер-лиги?

- В любом клубе есть подводные камни. Но в "Амкаре" я их не чувствую. В Перми люди меня уважают, и знаю, что здесь мне дадут спокойно работать. "Амкар" не вылетит, я в этом абсолютно уверен.

- В 2008 году вы в беседах с журналистами выглядели полностью раскрепощенным, часто шутили, улыбались. Почему сейчас хмуритесь, напряжены, будто нервы у вас на пределе?

- Так случайно совпало. В общении с игроками я раскрепощен.

- За полгода, пока не работали, не женились во второй раз?

- Нет, но собираюсь. Последние четыре года. (Смеется.) Нет кандидатки. В Перми вот женщины красивые, но надо встретить свою, единственную.

- Давно не приходилось видеть игроков "Амкара" такими счастливыми, как в воскресенье вечером. Вы, наверное, с собой в Пермь гормон радости привезли?

- Я привез с собой большое доверие к каждому футболисту. Многие из них знали об этом моем качестве и отметили возвращение отличной работой на тренировках. И были счастливы от результата матча, от своей игры в нем.

- Команда Дана Петреску зарекомендовала себя в премьер-лиге крепким орешком. Вы были уверены, что расколете его?

- За счет 3:1 не скажу, но был уверен, что выиграем. Я же чувствовал состояние футболистов во время тренировок, их желание, да и уровень. "Амкар" по потенциалу должен был в этом чемпионате занимать восьмое-девятое место.

- Ваш предшественник говорил, что для этого клубу надо приобрести двух-трех сильных футболистов.

- От двух-трех сильных футболистов и я бы не отказался, но не боюсь играть дальше и с теми, кто есть.

- Йосипа Кнежевича уже списали из основного состава, а он против "Кубани" был одним из лучших. Никита Бурмистров не забивал в простых ситуациях, а тут в сложной исполнил великолепный гол. Может быть, это все случайности, разовые эпизоды?

- Гол Бурмистрова - в касание, с лета - не случайность, это мастерство. А Кнежевич и с "Волгой" первый тайм провел здорово, но сил ему еще не хватало. Сейчас он и физически прибавил, и уверенность в себе, получив доверие, почувствовал. Все закономерно.

- Каким образом вам удалось преобразить команду?

- О доверии я уже сказал. А еще мы постарались сделать больший акцент на атаку - чтобы побеждать, надо не бояться атаковать.

- Ожидали, что болельщики примут вас так тепло, начнут скандировать вашу фамилию?

- Честно говоря, не ожидал. Видимо, на них нахлынули воспоминания трехлетней давности.

- Впереди у "Амкара" три матча на Кавказе. Сколько очков надеетесь оттуда привезти?

- Три очка было бы нормально, четыре - хорошо, шесть - очень хорошо, а про девять не хочу и думать.

Павел АЛЕШИН
Пермь - Москва