Владимир Катков прокомментировал появление в интернете видео с избиением форварда "Краснодара" Спартака Гогниева во время матча с "Тереком" в рамках турнира молодежных команд премьер-лиги.
- Наказания по матчу молодежек были вынесены на основе дисциплинарного регламента, - сразу напомнил Катков. - Гогниева за умышленный удар, толчок судьи и оскорбительное поведение дисквалифицировали на шесть матчей. Он сам в своем объяснении признал, что вел себя неправильно, и ему было вынесено чисто спортивное наказание. Дисквалификация - спортивная санкция. В дисциплинарном регламенте есть прямая норма, где четко сказано, что за такое поведение следует наказание в шесть матчей. Мы никогда не говорили, что Гогниев был зачинщиком случившегося. В любом случае, нет никакого оправдания тем неадекватным действиям, последовавшим в отношении Гогниева. Есть соразмерная степень защиты и нападения, и здесь было ясно видно, что, даже если Гогниев оскорблял кого-то, последующие действия в отношении него были несоразмерны с тем, что сделал он. Люди, которые имели отношение к "Тереку", были наказаны, а компетенция КДК распространяется на тех людей, которые имеют отношение к клубам. Что же касается охранника и всех остальных, которые принимали участие в этом инциденте, - это юрисдикция государственных органов, их компетенция, и мы в это не имеем права вмешиваться. То, что мы могли сделать в рамках своих полномочий, мы сделали.
- Почему видеозапись случившегося не опубликовали официальные российские футбольные власти?
- Мы смотрели запись на заседании КДК. Это вещественное доказательство, которое было приобщено к делу. О каких-то других действиях других лиц – как была передана запись, кто это сделал, – я узнал только вчера вечером. Это не совсем наш вопрос. Мы увидели, посмотрели и вынесли наказание чисто по спортивным делам. Наверное, в юрисдикцию КДК ни в одной стране мира не входят такие санкции, как расстрел.
- Какой может быть реакция ФИФА и УЕФА на опубликование видео?
- Я уже говорил после того заседания КДК и сейчас повторюсь, что ФИФА, УЕФА и вообще международные спортивные организации очень тщательно и бережно относятся к разделению функций государственных органов в части наказания и к функциям спортивных общественных организаций, коим является в данном случае РФС. Если кто помнит, несколько лет назад власти Греции пытались вмешаться в непосредственную деятельность общественной спортивной организации. Тогда последовала жесткая реакция. Мы придерживаемся точки зрения, что отвечаем за спортивный блок. Поддерживаем связь с коллегами из КДК других государств. Насколько я знаю, пресс-служба УЕФА опубликовала заявление, что это внутреннее дело РФС.
- Не кажется ли вам, что нужно изменить регламент и применять более жесткие наказания за подобные инциденты?
- Знаете, у нас в этом году новый дисциплинарный регламент. Его авторы постарались сделать его более полным и максимально демократичным, соразмерить его с дисциплинарными регламентами УЕФА и ФИФА. Я уже говорил, что зимой у нас начинается активная законотворческая деятельность. Если у кого-то есть какие-либо предложения по изменениям в дисциплинарный регламент – мы их с удовольствием рассмотрим. Порой нам писали физические лица – простые люди, и их предложения вошли в тот регламент, который сейчас используется. Существующая практика во всем мире – по ходу чемпионата изменения не вносятся, за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций. Поправки в регламент происходят в перерыве. В данном случае – три месяца зимы – подходящий срок. Могу сказать, что у многих, и у КДК в том числе, накопилось достаточное количество вопросов к нынешней редакции регламента. Некоторые нормы старого регламента были более просты и лаконичны. В плане правоприменения есть вопросы и со стороны судейского и инспекторского корпусов, клубов премьер-лиги, ФНЛ, юристов РФС. Уже набрался достаточно большой пакет изменений в тот регламент, который есть. Думаю, все это впереди. Будут ли ужесточены наказания или они останутся такими же? Не исключаю ни того, ни другого.
- Установлены ли личности тех, кто бил Гогниева?
- Еще тогда, когда разбирали это дело, мы установили тех людей в форме "Терека", которые принимали участие. Они нами наказаны. А что касается других лиц – это дело государственных органов.
- Есть версия, что Гогниев так агрессивно вел себя по отношению к рефери, потому что хотел доказать, что соперники в ходе игры бьют его партнеров по команде. Имело ли это место?
- Мы очень внимательно смотрели не только тот эпизод, когда Гогниев был удален, но и практически весь матч. Чтобы лучше понять, почему возник этот инцидент, следует внимательно начать смотреть игру еще за 20 минут до того, как началась драка. Могу сказать – Гогниев был удален заслуженно, карточки он получал по делу. Такого, чтобы футболисты "Терека" откровенно били игроков "Краснодара", не было. Хотя игра была жесткой. Учтите, что на разбирательство по этому делу мы приглашали и главного судью матча. Члены КДК, имеющие огромный опыт в футбольном мире, высказали ему несколько рекомендаций по организации встречи.
- Возможен ли пересмотр "дела Гогниева" в связи с заявлением ФИФПро?
- ФИФПро - общественная организация и выражает свою точку зрения. На данный момент точка зрения не является основанием для рассмотрения дела. Давать какие-то прогнозы, которые выходят за пределы моей компетенции, мне было бы нескромно и неэтично. Мы внимательно рассмотрели дело с приглашением всех лиц, которые там были, и вынесли решения. На том этапе в пределах своей компетенции мы сделали все, что можно было.
- А известно ли, как запись была распространена?
- Вы требуете от меня чего-то большего, чем входит в мою компетенцию. КДК занимается вынесением спортивных санкций за спортивные дисциплинарные нарушения. Мы не занимаемся политикой. Мои предшественники сделали все, чтобы КДК был абсолютно нейтрален от клубов, лиг. У нас есть люди, которые играли в той или иной команде, и вы не представляете, насколько тяжело им голосовать против своего любимого клуба.
- Как вы относитесь к высказываниям ФИФпро, что решения по "делу Гогниева" – позор для российского футбола?
- Демократические процессы в футболе в последние годы дали возможность говорить легко и свободно не только тем, кто говорит достаточно корректно, но и тем, кто говорит просто то, что хочет. КДК никогда не был закрытой организацией. Хотя по регламенту все заседания происходят в закрытом режиме, очень многие заседания проходят с приглашением тех или иных лиц. Мы еще никому не отказали. У нас были совершенно разные люди. Что касается тех слов, которые некоторые люди произносят, – мы же не можем навязывать им то, что думаем. Только представьте себе, что бы было, имей КДК возможность отвечать теми же словами людям, которые порой очень негативно высказываются в наш адрес? Что бы получилось? Только представьте себе, что случилось бы, опустись мы на ту планку уличного сленга, которым многие бравируют? Эти люди от этого становятся более значимыми?
- Располагаете ли вы информацией, возбуждено ли правоохранительными органами дело против тех, кто избивал Гогниева?
- Мы не располагаем такой информацией. КДК – структурное подразделение РФС. Мы не можем самостоятельно писать письма в МВД или куда-то еще. Мы пишем в лиги, ассоциации, клубы.
Дмитрий АФОНИН