CОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Это’О, Роберто Карлос и Жирков - еще не весь "Анжи". Этот материал - о том, как себя ощущают в родной команде три дагестанских защитника.
Игорь РАБИНЕР
из Кампоамора
ШТАНГА ОТ КРАСНОЖАНА
Бывают же в жизни такие совпадения! Осенью 2011-го Юрий Красножан, еще не догадываясь о своем грядущем назначении, пригласил во вторую сборную России сразу нескольких футболистов "Анжи": пару центральных защитников Тагирбеков - Гаджибеков, флангового Агаларова, форварда Прудникова. А в конце декабря возглавил команду, со многими игроками которой уже успел познакомиться.
Трое из них в прошлом сезоне составляли костяк защитной линии "Анжи". Все - доморощенные, а значит, те, к кому особо трепетно относится махачкалинская публика. Да, есть звезды - Это’О, Жирков, Буссуфа, постепенно сходящий Роберто Карлос. Но любому болельщику хочется чувствовать, что у его команды есть корни, родная земля. И мои собеседники - 27-летний Расим Тагирбеков, 23-летний Камиль Агаларов и 22-летний Али Гаджибеков - одни из тех, кто эти корни олицетворяет.
- То, что с Красножаном вы все уже были знакомы, помогло адаптации к требованиям нового тренера? - спрашиваю Гаджибекова.
- Конечно. Уже знали, к примеру, что дисциплина у Юрия Анатольевича построже, чем раньше. А на сборах выяснилось, что еще очень много силовой работы. Прежде я с ней встречался, но в таком объеме, какой мы получили на первом сборе, - никогда. Те две недели была сплошная штанга!
- И как вы это "переварили"?
- Каждый по-своему. Я считаю, что для защитников работа со штангой обязательна. Силовая борьба, единоборства с нападающими - все это будет легче даваться.
Партнеры с самым молодым (и многообещающим, как мне не раз доводилось слышать) согласны. А вот на тему, стало ли для них неожиданностью назначение Красножана, - тогда как все говорили о знаменитых иностранцах, - их ответы несколько разошлись.
Гаджибеков: - Слухов ходило много, в первую очередь об иностранных тренерах. Но мы этим слухам не верили и понимали, что могут поставить любого - Хиддинка, Капелло, Красножана... Не мы же это решаем, в конце концов! Принципиального значения это не имело.
Тагирбеков: - За новостями, конечно, следили. И, честно вам сказать, когда узнал, что главным назначили Красножана, в первый момент даже не поверил. Ведь говорили, что на 80 процентов уже в "Анжи" Хиддинк, и передачи по ТВ об этом были! Но было и приятно - что назначен наш, российский тренер. Тем более что мы с ним уже знакомы и работали.
- Есть штамп, что Красножану в "Анжи" облегчит задачу знание кавказского менталитета. Так ли это?
- Почему нужно говорить именно о Кавказе? - удивляется Тагирбеков. - В "Анжи" играет много иностранцев, так что общий язык нужно находить и с ними. А Красножан успешно работал не только в Нальчике, но и в Москве, с "Локомотивом". Считаю, что у него и здесь все хорошо получится.
Кстати, с Тагирбековым, в прошлом году бессменным центральным защитником, Красножан, использовавший его на этой же позиции во второй сборной, сейчас экспериментирует на левом краю обороны. Где экс-капитан "Анжи" (от него повязка перешла к Роберто Карлосу, а потом к Это’О) уже выступал - до прихода в Махачкалу Омари Тетрадзе. Тот перевел Расима в центр, но сейчас он вспоминает старые навыки. И не сомневается, что вспомнит:
- На фланге надо больше двигаться, в центре главное - выбор позиции. Функции разные, но думаю, что слева особых проблем не почувствую. Если тренер, конечно, будет доверять.
КОМАНДА БОРЦОВ
Если говорить о кавказском менталитете в спорте, то надо вспомнить о том, что в Дагестане является видом спорта номер один. Конечно, борьба! Вот и не удивляешься, попросив Тагирбекова одним словом охарактеризовать этот менталитет и услышав: "Характер".
- Вы в детстве борцами стать не мечтали? - спрашиваю своих собеседников.
Гаджибеков: - Можете для интереса спросить, но в ответе я не сомневаюсь: каждый дагестанец в нашей команде в детстве ходил на борьбу. У меня в жизни около года была вольная, потом еще какое-то время - кикбоксинг. Мы со старшим братом (Альберт Гаджибеков выступает в тверской "Волге". - Прим. И.Р.) все секции обошли, но все-таки на футболе остановились.
Почему? Во-первых, трудно было совмещать. Все равно же тебя тянет во двор - мяч погонять. Утром уходишь, затемно приходишь. Не было же тогда ни компьютеров, ни мобильников, и спортплощадки были полны. А сейчас из-за всех новых развлечений во дворах нет детворы. Может, "Анжи" их своими успехами туда вернет...
Гаджибеков признает, что борьба в Дагестане - по-прежнему номер один. Но футбол, по его убеждению, к ней уже вплотную приблизился.
Агаларов ходил на каратэ, Тагирбеков - на вольную борьбу и дзюдо... Так недолго и турнир по единоборствам в "Анжи" организовать. Такового, по словам игроков, еще не было. Люди азартные, боятся увлечься...
Агаларов говорит:
- Каждый отец в дагестанской семье хочет, чтобы его сын какими-нибудь приемчиками овладел. У нас популярны все виды единоборств, в том числе бокс. Но ты выходишь во двор, играешь - и тебя постоянно тянет к футболу.
- Но ведь в момент, когда вы росли, футбол в Дагестане вовсе не сулил больших денег. Как к этому родители относились?
- Мы тогда не думали, на чем можно заработать, на чем - нет. Играли ради удовольствия.
Агаларов: - Родители хотели, чтобы мы были борцами. А получилось - футболистами.
Они, как чаще всего и бывает в футболе, из небогатых семей. У Тагирбекова отец работал водителем; у Агаларова - автослесарем. Папа Гаджибекова был завскладом. Сейчас они уже не работают, и Агаларов по этому поводу отрезает: "Не нужно ему работать". На Кавказе дети, начав неплохо зарабатывать, чувствуют себя обязанными перед родителями - семьи-то у них в основном большие, и сил в детей вкладывается масса.
Например, у Тагирбекова, младшего в семье, - две сестры и брат. У Агаларова - три старших брата. Включая Руслана, которого мы помним по первому успешному "Анжи", начала 2000-х. Сейчас он - тренер дубля махачкалинцев.
Отцы Гаджибекова и Тагирбекова приходят на каждый домашний матч "Анжи" - так же, как и братья Расима. Может ли игрок, зная, что на трибунах вся его родня, не выложиться без остатка? Слушаешь это - и понимаешь, почему командам обязательно нужны на поле местные футболисты.
ТАГИРБЕКОВ БОЛЬШЕ ВЕРИТ В ГАДЖИБЕКОВА, ЧЕМ В СЕБЯ
Задаю им неудобный вопрос, который, однако, является реальностью для всех команд с обилием легионеров - тем более именитых:
- Насколько велика разница в зарплатах между дагестанскими игроками и иностранцами?
Самый опытный, Тагирбеков, не хочет лукавить - видно, что просто не любит вранье. Честно отвечает:
- Конечно, она есть, что скрывать. Но каждый в футболе получает столько, сколько заслуживает. Поэтому надо прибавлять в игре - и это наверняка отразится на заработках.
Партнеры согласны. Как говорится, если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней. А ситуацию для кого-то из них способно изменить только приглашение (причем не одноразовое, а на постоянной основе) в национальную сборную.
- Рассматриваете приглашение во вторую сборную как трамплин в первую? - спрашиваю Тагирбекова.
- Вера всегда есть в любом игроке. Каждый стремится в сборную. Так что - да, надеемся, что это будет трамплин. - Правда, тут же добавляет: - В первую очередь для наших молодых пацанов, - и кивает в сторону Гаджибекова и Агаларова.
- А в себя не так верите?
- Верю, но... не особо уже.
Гаджибеков: - Правильно Расим сказал о том, что всегда нужно верить в себя и ставить высокие цели. А вторая сборная помогает этому. Это шанс для многих молодых ребят, которые по возрасту уже не могут играть в молодежке, а до первой сборной еще не доросли.
- Вы, Али, вполне можете рассчитывать на участие в домашнем ЧМ-2018 - вам будет всего 28.
- До этого еще дожить надо! Все говорят про 18-й год, а до него еще шесть лет. Никто не знает, что даже завтра будет.
Рассудительный молодой человек уже однажды, когда в команде Дика Адвоката не хватало игроков, приглашался поучаствовать в тренировке. И говорит, что, хоть и волновался, зажатым себя не чувствовал.
ЕСТЬ БОЛЕЛЬЩИКИ, КОТОРЫЕ ТРЕТИРУЮТ СВОИХ
На домашних матчах в Махачкале сейчас постоянные аншлаги, но, когда "Анжи" начал отсчет нового для себя времени, по этому поводу были опасения. Да, Роберто Карлос, другие звезды. Но как бедная республика с высоким уровнем безработицы примет команду-миллионера с владельцем-олигархом? Приняла на ура. Но, оказывается, не в полном составе.
- Не боялись этакой классовой неприязни с трибун: мол, они жируют, а мы нищенствуем? - вопрос игрокам.
И Гаджибеков высказывается хоть осторожно, но с явной болью:
- Подавляющее большинство стадиона всегда поддерживает команду. Та же "Дикая дивизия" всей душой за нас, ездит на выезды. Но кое-кто относится к нам именно так, как вы сказали. Однако такие псевдоболельщики есть везде.
Агаларов машет рукой: мол, стоит ли это говорить? Но Али хочет высказаться до конца:
- Порой очень хорошо бывает слышно, когда в наш адрес кричат нехорошие вещи. Обидные. Причем именно на своих.
К тому, что, играя в родной команде, приходится фактически жить в чужом городе, они привыкли. Признают, что тренировочные поля в Махачкале хорошие, а вот прочей инфраструктуры пока не хватает. Тагирбеков говорит:
- Первое время тяжело было, но потом перевез в Москву семью, и потихоньку привыкли. И уже, когда приезжаем на два-три дня домой, думаем: "Что-то мы здесь задержались, надо в Москву!" (Смеется.) Это, конечно, шутка. Но с такой ситуацией действительно свыклись.
Агаларов согласен:
- Сначала было не просто тяжело, а очень тяжело. Но, опять же, после того, как сняли квартиру и перевезли семью, легче стало. Между тем, когда днями сидишь на базе и когда приезжаешь с нее домой к жене и ребенку - огромная разница.
И только у Гаджибекова, который женился в прошлом году, жена пока лишь приезжает в гости. Так у него и детей пока нет.
РОБЕРТО КАРЛОС "НАПИХАЕТ" - И СРАЗУ УЛЫБНЕТСЯ
К детям у них особенно трепетное отношение - в том числе и к чужим. К тем, кого они навещают в рамках сотрудничества "Анжи" с фондом Чулпан Хаматовой "Подари жизнь".
Тагирбеков:
- Дети радуются, когда мы приезжаем. Об "Анжи" уже знают. Вот недавно был у одного тяжело больного мальчика, так он радовался до того, что начал с мячом играть - хотя ему было очень трудно. Приятно привозить им форму, мячи. Почти каждый месяц у нас бывают такие поездки.
Гаджибеков:
- Посещали онкологический центр. Больно, конечно, на таких детишек смотреть. Но хоть какую-то радость доставляешь, подарки приносишь - и видишь, как они радуются. Так лучше понимаешь жизнь.
А футбол начинаешь лучше понимать, когда общаешься и работаешь с такими титанами, как Роберто Карлос и Это’О. Уверен: если тот же Гаджибеков однажды станет игроком сборной, заслуга камерунца будет в том весьма немалой.
Спрашиваю Тагирбекова:
- Вы же были капитаном до Роберто. Болезненно восприняли, когда пришлось отдать ему повязку?
- Нет, конечно. Более того: такому игроку, как Роберто, отдаешь ее с удовольствием. Выходить на поле вместе с ним или, я бы даже сказал, под его руководством - радость и честь.
- А правда, что он прилично "напихать" на тренировке может?
- Чтобы серьезно - никогда. "Напихает" - и сразу улыбнется. И культурно подскажет, как надо.
Агаларов добавляет:
- Может, характеры у них с Это’О чуть разные, ну так и правильно: один из "Реала", другой из "Барселоны". Но самое главное, оба - порядочные люди. Это видно каждый день и в общении, и в быту, и на поле.