Корреспонденты "СЭ" - о возможных последствиях инцидента, случившегося в воскресенье на фанатской трибуне стадиона "Петровский" во время матча 36-го тура "Зенит" - "Рубин".
Сергей ЦИММЕРМАН, Сергей ЯРЕМЕНКО
из Санкт-Петербурга
После матча прошло уже два дня, а он до сих пор остается в центре внимания прессы, телевидения и болельщиков. Обсуждаются в основном не действия футболистов на поле, а действия фанатов "Зенита", покинувших трибуны на 7-й минуте игры, - в знак протеста против решения полиции запретить их акцию, готовившуюся около месяца.
Главный тренер "Зенита" Лучано Спаллетти после игры заметил: в итоге пострадала его команда, хотя отнюдь не она запретила "виражу" пронести баннер на трибуну. Кроме того, многие известные поклонники питерского клуба отнеслись к демаршу фанатов резко отрицательно.
- Люди, которые ушли с трибун "Петровского", больше думали о себе, чем о команде или игре, - говорит знаменитый актер Михаил Боярский. - Ведь ни команда, ни Спаллетти их не обижали. Если бы со мной случилось нечто подобное и из театра начали бы уходить люди, я доиграл бы, конечно, до конца, но осадок все равно остался бы. А моноспектакль можно было бы даже и не доигрывать, а уйти вслед за зрителями. Просто футболисты этого сделать не могли. Они более крепкие люди, и обижаться на часть болельщиков наверняка не будут. И все-таки этот демарш - не очень умный поступок. Внутри виража он наверняка каким-то образом оправдан, но... Повторюсь: надо думать и о других, а не только о себе.
Режиссер "Улиц разбитых фонарей" Дмитрий Светозаров уверен, что этот поступок многомиллионная армия болельщиков "Зенита" могла попросту не заметить, а его коллега Александр Рогожкин обвиняет фанатов в том, что они интересуются только собой:
- Боюсь, сама игра и то, что творится на поле, интересует фанатов меньше, чем многих других. Этот поступок - пощечина для тех болельщиков, которые серьезно относятся к футболу. Не зря ведь его называют игрой миллионов. И подменить эти миллионы отдельной группой людей невозможно...
Впрочем, судя по тому, с каким пылом обсуждается этот демарш, своей цели ультрас добились. Теперь все, кто мало-мальски интересуется спортом, в курсе сложных взаимоотношений "виража" и петербургских органов правопорядка. При этом позиция полиции (вернее, ее комментарии) выглядит абсолютно невнятной и волей-неволей заставляет сочувствовать фанатам. Разговоры о "плохом качестве" эскиза баннера, пришедшего по факсу еще в четверг, за три дня до игры, рождают закономерный вопрос: почему нельзя было просто попросить отправить баннер еще раз, скажем, по электронной почте? Или доставить его в здание ГУВД с курьером? Поневоле кажется, что этот запрет МВЛ - просто очередная попытка проучить фанатов "Зенита".
За разъяснением позиции виража мы обратились к одному из лидеров зенитовского фан-движения Андрею "Рыбаку" Полякову, который занимается организацией визуальной поддержки на стадионе:
- Трения с органами правопорядка начались уже с матча против "Бенфики", - говорит Поляков. - Тогда полиция опечатала помещение фан-клуба на "Петровском". На вопрос, где же мы можем оставить свои флаги и барабаны, нам ответили, что их можно сложить на трибуне, а кто-нибудь из добровольцев пусть посторожит их. Это в 15-градусный мороз! Мы неоднократно обращали внимание и клуба, и прессы на тот факт, что полиция слегка превышает свои полномочия. Однако никакой реакции на наши заявления на сайте "Ландскрона" и прочие обращения не было. А то, что случилось на игре с "Рубином", просто стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Что нам оставалось делать? Идти на улицы и устраивать беспорядки? Срывать матч? Мы выбрали наиболее безболезненный и в то же время резонансный вариант – покинуть трибуны. Не надо думать, что это какое-то самолюбование. Это реакция на неправомочные действия сотрудников МВД, которые совершаются уже не в первый раз. Что вы будете делать, если к вам придет милиционер и будет говорить, что и как писать? Вы будете терпеть это или попытаетесь как-то изменить ситуацию? Жаль только, что привлечь внимание к этой проблеме нам удалось, только пойдя на радикальные шаги. Иначе никто ничего и не заметил бы.
По словам Полякова, процесс согласования баннера обычно выглядит так: фанаты посылают эскиз в службу безопасности клуба, а та уже контактирует с полицией. Причем решающее слово остается за делегатом матча. Именно он определяет, появится ли это полотно на трибунах или нет.
- В этот раз в клуб было отправлено два эскиза. Сначала черно-белый, а затем и цветной. Никаких претензий к рисунку, изображенному на полотне, не было. Однако утром в день игры полицейские сообщили нам, что никакого перформанса сегодня не будет. Они не разрешают. По одному их виду было понятно: полиция изначально настроена на запрет. На нашем рисунке был изображен фанат. Посмотрев на эскиз, сотрудники МВД сообщили, что это не имеет никакого отношения к футболу. Вот если бы был нарисован футболист - тогда другое дело... Кстати, делегат матча к баннеру никаких претензий не имел. И даже уверял нас, что мнение полиции ничего не значит. Однако в итоге провести перформанс, готовившийся около месяца, нам так и не дали. После этого было принято решение покинуть трибуны после исполнения гимна "Зенита".
Сейчас многие обвиняют фанатов в наплевательском отношении к команде. К тому, что они ставят свои интересы выше ее результатов. Это не совсем справедливо. После того как было принято решение покинуть трибуны, "вираж" сразу поспешил донести до команды суть своего поступка. А также заверил футболистов, что этот шаг направлен отнюдь не против них. В том, что в отношении ультрас к "Зениту" ничего не изменилось, можно будет убедиться уже в ближайшую субботу в Москве. Минимум пять тысяч фанатов приедут из Петербурга на игру со "Спартаком".