Гус Хиддинк: "Большой турнир - вызов поважнее, чем уход или неуход тренера"

Среда. Кратово. Тренировка "Анжи". Гус ХИДДИНК и Бенуа АНГБВА. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ".
Telegram Дзен

В минувший четверг мы опубликовали первую часть интервью главного тренера "Анжи". Сегодня - часть вторая, в которой, в частности, речь идет о ситуации с контрактом Дика Адвоката.

- Ваш прогноз: продлит ли Дик Адвокат контракт с РФС?

- Мы с ним на эту тему не говорили, хотя пару раз с момента моего возвращения в Россию общались. Считаю, в отборочном цикле Дик проделал отличную работу. Надеюсь, мы увидим в Польше четвертьфинал Россия - Германия либо Россия - Голландия. Буду очень сильно за это болеть.

- А способна ли нынешняя российская сборная повторить достижение вашей - выйти в полуфинал?

- Давайте надеяться и поддерживать команду. Важно, чтобы игроки, во-первых, были здоровы, а во-вторых, после сложного сезона восстановились и подошли к чемпионату свежими и в хорошем функциональном состоянии. Но они очень профессиональны, а Дик обладает громадным опытом участия в финальных турнирах и знает, как к ним подводить команду.

- Если сейчас будет объявлено, что после Euro Адвокат покинет сборную, не подорвет ли это дух команды?

- Большой турнир - вызов, который должен оказаться для нее важнее будущего ухода или неухода тренера. Знаю, что игроки уважают друг друга. И мы с ними бываем рады встречам, хотя я их и вижу теперь, за исключением Жиркова и Габулова, в качестве соперников.

- Собираетесь на чемпионат Европы?

- Скорее всего, буду смотреть его по телевизору: мне предстоит большое путешествие в Азию. Возможно, слетаю на один матч - и тут же назад.

- Недавно вы ездили в Голландию продлевать российскую визу. На какой срок?

- Посол России пошутил, что готов выдать мне пожизненную визу. А если серьезно, визу мне дали годовую.

К ПРИДУРКУ, БРОСИВШЕМУ БАНАН, "ЛОКО" ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЛ

- От "Локомотива" вы отстаете всего на два очка. С учетом поражения в Черкизове игра для вас вдвойне принципиальна?

- В Москве мы уступили, хотя играли неплохо. Ошибка в обороне привела к поражению, поскольку мощи, чтобы забить самим, нам не хватило. Не люблю акцентировать внимание игроков и свое собственное на реванше, мести. Мои команды всегда готовятся к тому, чтобы быть в наилучшем состоянии к следующему сопернику. Будь то "Локомотив" или кто-то другой.

- А банан, брошенный после того матча из VIP-сектора в Самба, дополнительным стимулом станет?

- Нет, ведь это не имело отношения к "Локо". Такие вещи всегда вина отдельных придурков, которые не знают и не хотят знать, как цивилизованная личность должна относиться к людям с другим цветом кожи, вероисповеданием и т.д.

- Вам нравится философия "Локомотива", у которого в стартовом составе нередко выходит по 8 - 9 россиян? И в центре обороны играют не да Кошта с Дюрицей, а Бурлак и Беляев, которым на двоих 41 год?

- Тщательный скаутинг, воспитание молодых игроков, доверие к ним должны быть философией любого сильного клуба. Легионеры необходимы только высококвалифицированные, добавляющие команде качества. Мне нравится, когда клубы уделяют большое внимание детским академиям. Мы в "Анжи" планируем идти тем же путем. Причем надеюсь, что старт будет дан уже в ближайшее время. Сейчас оснащаем новое здание клубной академии в Махачкале. В ближайшее время представим ее главу и одного-двух его ассистентов.

- Это будут голландцы?

- Посмотрим. (Улыбается.) Главное, что и Сулейман (Керимов. - Прим. "СЭ"), и люди внутри клуба настроены работать на перспективу. Вижу полное понимание и поддержку в этом руководства "Анжи".

КЕРИМОВ ПОЛУЧАЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ФУТБОЛА

- Как относитесь к широко обсуждаемой теме лимита на легионеров?

- Слышал, что лимит собираются смягчить на одного человека, но всерьез поступаться интересами российских футболистов вроде бы не планируют. Рассуждая на эту тему, я должен всегда помнить, что в бытность главным тренером сборной России считал лимит благом. Мы должны соблюдать правила. Но если посмотрим чуть шире, то увидим примеры "Локомотива" и "Спартака", где не только формально выполняют законы, но и чувствуют ответственность за будущее - что важнее. Тем самым дают своим воспитанникам веру в то, что пробиться в первую команду реально.

В Англии единственное препятствие к свободной миграции игроков - их уровень. Далеко не каждому дают разрешение на работу в премьер-лиге. Возможно, к подобному нужно прийти и России.

- Есть ли у вас четкое представление, какой лимит сейчас был бы оптимален для нашей страны? Или никакого?

- Нет, о последнем говорить сложно: заботиться об интересах россиян тоже надо. Но и когда клубные скамейки оккупируют легионеры, это неправильно. Значит, их квалификация недостаточна для того, чтобы играть в России.

- У вас молодежь тоже используется - регулярно играют и Шатов, и Логашов, и, что неожиданно, Шариф Мухаммад.

- И я ими доволен. Это свежие, охочие до игры ребята в возрасте около 20, хорошие профессионалы. Мне нравится наблюдать за их развитием. Конечно, им еще надо многому учиться, но где еще набираться опыта, пусть порой и негативного, если не в матчах? Поэтому поддерживаю всех президентов, которые не осуждают своих тренеров за активное использование молодежи - пусть это иногда и оборачивается поражениями. Зато на будущее фундамент закладывается основательный. Керимов именно таков.

- Каков он в общении?

- Очень доступный, открытый, не витает в облаках. Его планы на ближайшее будущее в Махачкале и других регионах Дагестана, причем не только футбольные, но и социально-инфраструктурные, произвели на меня впечатление. Сулейман очень хочет поднять регион, увеличить занятость людей. В том числе через футбол.

А еще мне нравится, что он получает удовольствие от футбола и связанных с ним эмоций. Видел снимок после гола в матче со "Спартаком". Такой естественной реакции можно только радоваться!

- Часто с ним общаетесь?

- Раз в неделю, иногда в десять дней.

ПОПАДАНИЕ В ЕВРОКУБКИ СТАЛО БЫ ПРЕКРАСНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ

- Если посчитать урожай команд первой восьмерки с момента вашего приезда в Махачкалу, то "Анжи" с 11 очками делит третье место с "Динамо" и "Спартаком", отставая от второго, "Локо", на очко. Согласились бы заранее на такой показатель?

- За это время пару раз у нас имелись основания достаточно жестко себя критиковать. Но для команды, которая только становится на ноги, статистика хорошая. Ведь "Анжи" лишь начинает путь к тому, чтобы закрепиться в компании московских клубов и "Зенита". Но мы хотим сделать следующий шаг.

- Какой?

- Весной мы стартовали с седьмой позиции, и если нам удастся попасть в зону еврокубков, это будет прекрасным достижением.

- Попадание в еврокубки - "обязательная программа"?

- Нет, мы просто очень туда хотим и делаем для этого все возможное. А слово "обязательная" применимо к большим клубам, которые уже много лет как утвердили себя в этом качестве. Европейские суперклубы, например, обязаны проходить групповой этап Лиги чемпионов. Надеюсь, и мы выйдем на уровень, когда окажемся под таким давлением. Для начала обязанностью должно стать место в пятерке сильнейших в чемпионате России.

- До сих пор, если при вас "Анжи" забивал первым, то больше не пропускал и выигрывал. А вот если счет открывал оппонент, отыграться вы не могли. Чем это объяснить?

- Одна из причин в том, что вплоть до последнего матча мы не были регулярно забивающей командой. Надеюсь, после матча со "Спартаком" это осталось в прошлом.

С другой стороны, с того момента, как я работаю в "Анжи", мы пропустили только три гола (в восьми матчах. - Прим. "СЭ"). Причем защищаться начинаем не у своей штрафной, а ближе к чужим воротам. И делаем это очень организованно. Но все же очень непросто играть, когда голы даются натужно. Это закрепощает.

Я очень недоволен, когда замечаю, что команда слишком осторожна в созидании. Если футболисты начинают перестраховываться, перестают рисковать - это ложный путь! И я тут же стараюсь команду с него столкнуть. Лучше попытаться создать голевой шанс, но ошибиться, чем не пытаться вовсе.

 "АНЖИ" ИГРАЕТ В "ФОРЧЕКИНГ"!

- В начале вашей работы с "Анжи" я был удивлен рассказами игроков о том, что наибольшее внимание вы уделяете обороне.

- Подобное происходит во всех больших клубах. Это можно сравнить со строительством дома. Никто не начинает его с потолка. Только с фундамента! А фундамент - центр обороны. Если он стабилен, можно идти дальше. Поэтому очень доволен, что на данном этапе мы пропустили всего трижды.

Можно сколько угодно провозглашать приверженность атакующему футболу, но если твоя команда не организованна в оборонительных действиях, то не будет баланса, и в атаке хорошо играть не получится! Но есть один важный нюанс. Хорошо действовать в обороне не означает играть в оборонительный футбол. Такой, когда все твои игроки, теряя мяч, сразу "садятся" к своей штрафной. Как, например, "Челси" против "Барселоны". Другое дело, что лондонцев заставили так играть. А вот когда сильная команда действует в оборонительной манере против более слабой, этого не люблю.

- А что любите - в том числе и применительно к "Анжи"?

- Иногда полезные вещи видишь и в других видах спорта. Например, в хоккее есть отличный термин - "форчекинг". Вот и я обожаю, когда моя команда показывает этот самый форчекинг!

Объясню. Просматриваю иногда DVD с первыми контрольными матчами и тренировками команды после моего прихода - мы ведь все без исключения занятия записываем и анализируем. Так вот, в них бросается в глаза, что после потери мяча все автоматически устремлялись назад, боясь пропустить. Увидев это, я стал на каждом занятии убеждать футболистов в том, что наиболее эффективный способ - не встречать соперников у собственной штрафной, а "накрывать" их там же, где только что потеряли мяч!

Большинство игроков поначалу терялись. Но я убеждал их и отрабатывал все это в тренировочном процессе. Причем каждый день, поскольку один или два дня работы в этом направлении эффекта не дадут. И вот в выездных матчах со "Спартаком" и ЦСКА тенденция уже очевидна: мы встречаем оппонентов далеко от своих ворот, не даем им развивать атаки. А это - необходимый фундамент для атакующего футбола.

ЛЕТОМ ПЕРЕСМОТРИМ НЕСКОЛЬКО ЗАРПЛАТ

- Какова ситуация с продлением ваших отношений с "Анжи"? Вы ведь летом собирались сесть с руководством клуба и решить, остаетесь ли на следующий сезон.

- Это зависит не только от меня. Как я уже говорил, контракт подписан на полтора года, но хотим ли второго совместного сезона, определимся в июне. Если такое желание будет взаимным - продолжим. Планы на следующий сезон уже готовлю вне зависимости от того, останусь или нет. Потому что считаю это обязанностью тренера.

- Но вы со своей стороны готовы остаться на чемпионат-2012/13?

- Посмотрим. Люди в клубе очень серьезные. Мне нравится, что все, о чем мы с ними говорим, не остается на уровне "бла-бла-бла", а воплощается в конкретные дела.

- Примеры можете привести?

- Это имеет отношение не к первой команде, а к детско-юношеской академии в Махачкале. Мои инициативы не тормозят, а, наоборот, подталкивают меня к тому, чтобы я их осуществлял и придумывал еще. Одно из моих критических замечаний о России прежде состояло в том, что у нас есть прекрасный потенциал, но мы мастера создавать себе проблемы на ровном месте.

Сколько раз слышал за время своей работы в России: "О’кей, о’кей", - а потом ничего не делалось! Причем это было вопросом не больших денег, а лишь разумной организации. И мне так никто и не мог объяснить, в чем дело. В "Анжи" подобных проволочек нет.

Радует и то, что на подходе новый 30-тысячный стадион - причем временный, поскольку впоследствии будет построена еще более вместительная и красивая арена, проект которой я уже видел. Но вернусь к академии: в ее здании еще нужно провести отделочные работы, но каркас уже готов. Уже можно, как говорится, потрогать места, где дети будут жить, учиться, тренироваться, и это очень хорошо.

- Почему контракт с "Анжи" вы решили подписать по схеме "полгода плюс год"?

- Было очень важно убедиться, что я имею рычаги влияния не только на первую команду, но и на ситуацию с академией. Потому что, когда я работал в сборной, на каждом углу кричал: "Надо уделять больше внимания детско-юношескому футболу!" И если бы сейчас, придя в клуб, заявил: мол, меня не волнует будущее, а интересуют только текущие результаты, это не соответствовало бы тому, что я реально чувствую, и было бы несправедливо и лицемерно по отношению к России и ее футболу.

А почему не подписал, допустим, на десять лет... (Смеется.) Вы помните, сколько мне?

- В свои 65 вы кипите энергией - и не только проводите тренировки, но и сами участвуете в некоторых упражнениях.

- Да, мне это очень нравится. Но все-таки шаг за шагом к власти должны приходить молодые тренеры. Возможно, однажды сложится ситуация, при которой я по-прежнему буду иметь отношение к клубу, но не участвовать в каждодневном тренировочном режиме, а, допустим, представлять где-то его интересы, отслеживать игроков, вести переговоры с потенциальными новичками как во время трансферных окон, так и задолго до их открытия... Сейчас, наверное, об этом говорить рано, но настанет время, когда нужды в моем постоянном присутствии на поле не будет.

Контракт для меня не столь важен. Если я о чем-то договорился с президентом и другими ответственными людьми, мне достаточно рукопожатия. Официальные бумаги подписываются, без этого невозможно, но человеческие договоренности для меня куда принципиальнее.

- Вы не согласны с мнением обывателей, что многим игрокам в "Анжи" переплачивают? Или с тем, что в финансовом смысле расхождение между разными группами в команде слишком велико?

- В денежные вопросы я обычно слишком глубоко не влезаю: это не моя зона ответственности. Но нельзя не признать, что одним платят очень хорошо, а другим не то чтобы недоплачивают, но они находятся на совсем другой ступени. Это один из тех вопросов, которые сам же менеджмент клуба считает нужным со мной обсуждать. И одну или две зарплаты летом планируется пересмотреть.

К МАТЧУ С "РУБИНОМ" БУДЕМ ГОТОВИТЬСЯ В МАХАЧКАЛЕ

- В телепрограмме "Вечерний Ургант" вы рассказали, что в Махачкале получили в подарок ковер с собственным изображением...

- Несколько человек приехало в отель, где команда селится перед матчами, и выразили этим подарком свое уважение. Ковер теперь здесь, в моем номере на базе. Но Иван внес хорошее предложение, и теперь он не на полу, а на стене. Больше я по самому себе не хожу. (Улыбается.)

Я в Дагестане получал и другие подарки - например, огромный кинжал. Он прекрасен! Но не менее важна для меня живая поддержка людей, которую мы слышим не только дома, но даже в Москве со "Спартаком". После матча 42-го тура в Краснодаре мы полетим готовиться к игре с "Рубином" в Махачкалу. Это даст нам возможность ближе познакомиться с Дагестаном, пообщаться с болельщиками и местными журналистами.

- Что-нибудь подобное таким "авторским" подаркам в вашей карьере уже было?

- Да, в Корее подарили картину с моим изображением. В мае, после окончания сезона, кстати, туда поеду. У меня там продолжает работать фонд; в каждом из городов, где проводился ЧМ-2002, мы уложили искусственные поля для детей из неблагополучных семей, и я еду их открывать. В Корее ко мне отнеслись с огромным гостеприимством, как и в России, в том числе в Дагестане.

У меня дома в Амстердаме есть голландский, английский, корейский и русский уголки. Там висят, в частности, около двадцати картин, которые мы купили в Москве на рынке живописи. Общались с художниками, и они подробно объясняли смысл своих произведений. И теперь дома есть возможность в любой момент ими наслаждаться.

- Элизабет в Махачкале еще не была?

- Пока нет. До конца сезона это вряд ли случится, но если я останусь в "Анжи", однажды она непременно туда приедет.

- Вернемся к вечернему телешоу на Первом канале. Как вы там оказались?

- Честно говоря, не знал о его существовании - я и в Голландии-то мало смотрю телевизор. Но серьезные люди в клубе по-просили поучаствовать - почему бы и нет? Шоу получилось полушутливым и не специфически спортивным. Чувствовал себя там вполне комфортно, поскольку ведущий оказался "гражданином мира". А программа его очень напомнила американское шоу Дэвида Леттермана.

- Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов помимо кинжала вручил вам иллюстрированную книгу о республике на английском и томик Расула Гамзатова. Уже открывали?

- Пока нет - график работы в "Анжи" очень напряженный. Но эти книги пополнили мою библиотеку, и, когда уйду на пенсию (что формально уже могу сделать, поскольку мне исполнилось 65), я их прочту.

Игорь РАБИНЕР