Бразильский новичок ЦСКА еще до приезда в Россию был немало наслышан о своей будущей команде, за которую надеется сыграть в Лиге чемпионов
Григорий ТЕЛИНГАТЕР
из Ватутинок
В МОСКВЕ ПРОБКИ - КАК В САН-ПАУЛУ
21-летний защитник на родине считался звездой: по итогам бразильского сезона 2011 года вошел в символическую сборную чемпионата. Для игрока его амплуа в таком возрасте - большая редкость. На тренировке ЦСКА бросилось в глаза, что парень он рослый (186 см), фактурный. Неудивительно, что начинал Мариу Фернандес как центральный защитник и только потом был передвинут на правый фланг обороны. Хорошая техника и сильный удар позволяют ему частенько подключаться к атаке.
- Каким вы себе представляли ваш новый клуб, когда были в Бразилии?
- В моей стране название "ЦСКА" связано в первую очередь с Вагнером Лав и другими бразильцами, которые здесь выступали. Ясно, что это большая команда, и я был счастлив сюда перейти.
- Доводилось говорить с Вагнером о России?
- Нет. Против него я лишь играл.
- Зато ваш бывший партнер по "Гремиу" Родолфу о нашей стране вам наверняка рассказывал?
- Конечно! Говорил, что здесь сильный чемпионат, показывал фотографии Москвы. Я уже и сам понял, что город красивый. Хотя побывать еще, по сути, нигде не успел. Заметил, сколько здесь машин. У нас в Сан-Паулу (Мариу Фернандес родом из Сан-Каэтану, входящего в гигантскую городскую агломерацию с центром в Сан-Паулу. - Прим. "СЭ") пробки примерно такие же.
- А про еду, язык, русские холода Родолфу рассказывал?
- Про холод - да, много! Шутил, что здесь даже пингвины в пальто ходят.
- В Бразилии с каким холодом можно столкнуться?
- Рио-Гранде ду Сул, где я играл за "Гремиу", - самый южный и самый холодный штат в Бразилии. "Минус один" - не такая уж редкость, случается и "минус пять". Для нас это холодно! Конечно, 20 градусов мороза, как в Москве, не было никогда. Что касается еды, то здесь с этим все в порядке. А бразильскую фасоль можно и с собой привезти.
- Все бразильцы, приезжая к нам, говорят, что будут учить русский. На деле же осваивают его немногие - вроде Родолфу и Зелау. Может, сразу скажете, что язык для вас не приоритет? Или все-таки будете его изучать?
- Попытаюсь! Но гарантировать не могу. Русский язык сложный. Пока знаю лишь "доброе утро" и "как дела" (эти слова Фернандес произносит по-русски. - Прим. "СЭ").
- В какой вы сейчас форме?
- Из-за травмы плеча четыре месяца в официальных матчах не играл. Три месяца лечился, потом занимался с физиотерапевтом Паулу Пайшау.
- Тем самым?
- Да. Он раньше работал в ЦСКА, а теперь трудится в "Гремиу".
- Что побудило вас переехать из Порту-Алегри в Москву?
- Я провел в "Гремиу" три года. От ЦСКА поступило хорошее предложение, в том числе и для меня. Клуб борется в России за чемпионство. Я не стал долго думать. Были и другие варианты, но предложение ЦСКА оказалось самым конкретным.
НЕВАЖНЫЙ ТАНЦОР
- Ваша новая команда в Лиге чемпионов в этом году играть не будет. Это вас не смутило?
- У меня контракт на пять лет. Думаю, мы еще покажем себя в этом турнире.
- Вы играете на двух позициях?
- Правого защитника или правого центрального - мне абсолютно все равно.
- С Леонидом Слуцким на эту тему еще не общались?
- По этому поводу нет.
- А по какому?
- Тренер сказал, что рад меня видеть, пожелал удачи и дал понять, что ждет от меня большой работы.
- Знаете, что в нашем чемпионате уже есть человек по фамилии Фернандес?
- Нет.
- В "Динамо" играет аргентинский защитник Леандро Фернандес. Интересно, что будет написано на вашей футболке?
- Скорее всего, "М.Фернандес".
- Как вам база, ЦСКА?
- Инфраструктура очень хорошая, как и должно быть у клуба, который всегда борется за чемпионство. Условия лучше, чем в Бразилии.
- Покидая родину, не переживали, что о вас забудут? В том числе главный тренер сборной Ману Менезес.
- Нет, я так не думаю. Главное - хорошо выступать. Не забыли ведь того же Вагнера, когда он играл за ЦСКА.
- Познакомиться с новыми партнерами, пообщаться уже успели?
- Пока - с Марком Гонсалесом. Без знания языка общаться тяжело.
- Знаете, что в России за последние полгода стала очень популярной бразильская песня Ai Se Eu Te Pego?
- Да, это сюрприз! Слушал эту песню в автобусе, который вез меня в ЦСКА.
- Незамысловатый танец под эту мелодию в России после гола уже исполняли. Вы защитник и, понятно, забиваете не- часто. Но все же: как голы отмечаете?
- Ну, так праздновать точно не буду - не мой стиль. Я танцор неважный. Так что, просто радуюсь вместе с партнерами по команде. А мячей я забил всего четыре.
- Один из них - левой ногой. У вас обе ноги рабочие?
- Я правша, но левая у меня тоже не только для того, чтобы бегать.
- Для защитника вы хорошо обращаетесь с мячом. А в России есть поговорка: "техничный защитник - враг команды".
- Враг? Ну да, понимаю. В Бразилии тоже хватает людей, которые полагают, что защитник должен только выбивать мяч куда подальше.
ИСТОРИЯ НОМЕРА 13
Нечасто встретишь игрока, который скажет: "мой номер - 13". На ум приходит разве что немец Михаэль Баллак. Теперь вот еще и Мариу Фернандес. В Бразилии это число не столь сильно ассоциируется с дьяволом, но все же и там относятся к нему настороженно. Так почему же новичок ЦСКА выбрал чертову дюжину?
Дело в том, что в Бразилии принято, чтобы игрок не выбирал себе номер, а получал его от клуба. Причем зачастую в зависимости от позиции: основной вратарь - номер 1, правый защитник - 2, правый центральный - 3... запасной правый защитник - 13 и так далее. Когда Фернандес только пришел в "Гремиу" и еще не стал игроком основы, ему дали этот номер. А со временем он к нему привык и менять не захотел. Ни в "Гремиу", ни в ЦСКА.
Связаны с новичком ЦСКА и две темные истории. В марте 2009-го, подписав контракт с "Гремиу", защитник... пропал. Нашелся он через несколько дней в Сан-Паулу, а свой побег объяснил тем, что впервые оказался вдали от дома - вот и сдали нервы. В итоге пришлось Мариу обратиться к врачам и пройти месячный курс реабилитации по поводу депрессии.
Вторая история связана с тем, что в 2011-м Мариу вызвали в сборную, но он туда не явился. Официальное объяснение: семейные обстоятельства.
Рассказывать об этих эпизодах Мариу Фернандес не любит - бразильские коллеги мне сказали, что и пытаться не стоит. Но я все-таки решил попробовать:
- Все же не могу не спросить: что тогда произошло?
- Просто у меня были некоторые личные проблемы. Но могу вам сказать, что все это уже позади.
- Торсида "Гремиу" в свое время прозвала вас Беглецом. Теперь, выходит, вам нужно новое прозвище?
- Да. Пускай его придумают болельщики ЦСКА.