В минувшую пятницу "СЭ" сообщал о письме арбитра из Московской городской коллегии судей, в котором он задал ряд вопросов главе департамента судейства и инспектирования РФС (ДСИ) Роберто Розетти. Во вторник настал черед Санкт-Петербурга - теперь пришло послание оттуда. В нем обозначены иные проблемы.
Александр БОБРОВ
Автор письма, по его словам, человек, отошедший от профессионального судейства, обращает внимание на то, что "у нас абсолютно нет судейских бригад". То есть главный арбитр и помощники ("именно так называются судьи с флажком - поверьте, они очень обижаются на журналистов, когда их неправильно называют") постоянно меняются. Сегодня главный работает с одними ассистентами, а через неделю - с другими. Хотя арбитры, как и игроки, должны отлично знать друг друга и полностью доверять один другому. "Вспомните Володю Петтая и матч ЦСКА - "Зенит", - предлагается в письме. - Ведь Петтай с этими помощниками, кажется, вообще никогда не судил. А теперь задумайтесь, работай он с проверенными помощниками, они его так подставили бы?" (После той игры в ноябре 2006-го, завершившейся победой армейцев - 1:0, рефери из Петрозаводска оказался отстраненным от судейства на год. - Прим. "СЭ")
Задумывались не раз и отмечали эту проблему в материалах конкурса "Золотая мантия". Но воз и ныне там - стало даже хуже.
"Вы уже писали про маршрут полетов Безбородова. Представляете, сколько времени в течение недели он провел в самолетах?" Представляю. Для этого и сообщал нашим читателям о "кругосветке" Владислава, работавшего на играх "Уфа" - "СКА-Энергия", "Леванте" - "Твенте" и "Терек" - ЦСКА. Маршрут петербуржца с воскресенья по субботу выглядел так: Санкт-Петербург - Москва - Уфа - Санкт-Петербург - Франкфурт - Цюрих - Валенсия - Цюрих - Мюнхен - Санкт-Петербург - Москва - Грозный. Очевидно, что это ненормально. Хотя, судя по всему, Безбородов не протестовал.
"На прошлой неделе создалось впечатление, что департамент судейства не знает, когда наши судьи приезжают из Европы, - продолжает экс-арбитр. - Алексея Лебедева после перелета из Испании (он был в одной бригаде с Безбородовым) и приземления в Пулкове в 0.30 ночи хотели отправить в Москву, где игра начиналась в 13.30 фактически уже того же дня. А остальные судьи (Безбородов и Вячеслав Семенов - Прим. "СЭ"), "заночевав" в Пулкове, около 5 утра вылетели в Москву, а оттуда в Грозный". Если написанное - правда, комментарии, как говорится, излишни.
"Профессия судьи. Ее не существует. (Уточним: в реестре она есть. - Прим. "СЭ"). Сегодня я работаю и получаю гонорар, завтра травмировался и не получаю ничего. Необходимо ввести зарплату судьям, установить базовый оклад исходя из лиги, в которой работает судья, категории, главный он или помощник".
Возражений быть не может. Эту тему поднимал в начале прошлого года Андрей Будогосский, затем идею подхватил Роберто Розетти. Пока она идеей и осталась.
"Сегодня очень модно говорить о том, что у нас все проблемы из-за отсутствия школ подготовки судей. Дело далеко не в этом, даже скорее не в этом. Объясню на своем примере. Я начал заниматься судейством в идеальном возрасте - мне еще и 18 лет не было, а я уже судил первенство города. Но потом встала проблема - кем мне быть? Ходил в очень перспективных судьях, но, чтобы нормально судить, нужна была и соответствующая основная работа, чтобы меня могли отпускать на несколько дней на игры. Понятно, что на такое не пойдет ни один работодатель, если, конечно, он не твой родственник. Чтобы дорасти до уровня премьер-лиги, мне требовалось еще лет пять. Все эти годы должен был пахать в низших лигах за совсем небольшие деньги, постоянно контролировать свой вес, заниматься физподготовкой и готовиться с тренером к тестам за свой счет. В один момент мне пришлось сделать выбор. Выбрал работу. Будь у меня какая-то постоянная стипендия, организовывали бы для перспективных судей на уровне одного региона нормальные сборы, вели бы вверх по судейской лестнице, не исключено, остался бы в футболе. Раз в судью вкладывают деньги, значит, в него верят, а это очень важно". Прокомментировать вышесказанное предложим представителям департамента судейства и инспектирования и тем, кто займется разработкой новой стратегии развития судейства.
"Иногда логику назначений и неназначений абсолютно не понять. Раньше, по-моему, при Зуеве, а может, и при Левникове, была четкая система: заработал "двойку" - отстранен на месяц, вторую - до конца сезона. Плохая система или хорошая, это другой вопрос, но ее хотя бы все знали, а сейчас мы даже оценок судей не знаем".
Все очень просто, как не раз пояснял Розетти: следите за списками назначений. Все в них. В этом туре есть к тебе претензии - в следующем не работаешь. Сижу каждый раз, глаза ломаю. На самом деле и при Николае Левникове, и при Сергее Зуеве, и при Андрее Будогосском были дисциплинарные кодексы с прописанными санкциями. Используй их сейчас итальянец, в премьер-лиге арбитров почти не осталось бы. Так он подготовил подчиненных к сезону.
Оценки арбитров широкой публике вряд ли откроют. Другое дело, что те или иные судейские решения, вызвавшие наибольший резонанс, те или иные спорные моменты ДСИ мог бы, а порой и должен комментировать. Именно так наконец-то и случилось в минувший понедельник, когда департамент дал официальное пояснение одного из эпизодов матча "Алания" - "Зенит".