Мариу Фернандес: "Ни в чем не раскаиваюсь"

Telegram Дзен

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 17-й тур. Сегодня "ЗЕНИТ" - ЦСКА

22-летний бразильский защитник армейцев подводит итог полугодия, проведенного в России, вспоминает неславное прошлое и верит в светлое будущее.

В ЦСКА его называют нетипичным бразильцем. Один из работников клуба рассказывал про Фернандеса, стуча по дереву: "Поведением Мариу совсем не похож на соотечественников. Всегда всем доволен, не ворчит. Ничто его не раздражает. На лице всегда улыбка. А в голове всегда футбол. Неожиданно..."

Такая характеристика удивительна еще и потому, что приезжал Фернандес с репутацией парня с большими и толстыми тараканами. Все эти его истории - исчезновение на следующий день после подписания контракта с "Гремиу", месячный курс лечения от депрессии, опоздание на самолет, везущий в сборную, и прочее - навсегда останутся клеймом на его страничке в Википедии и в журналистских статьях. Но на ошибках учатся, и первые российские полгода Фернандеса дарят надежду - тараканов своих Мариу оставил в Бразилии.

САМАЯ СТРАШНАЯ БОЛЬ

Перед началом разговора мой собеседник снял с лица карбоновую маску, которую носит уже несколько недель. Возле носа и глаз остались, словно глубокие морщины, ее следы.

- Сколько продлится эта мука, Мариу?

- До конца года точно. А потом меня, очень надеюсь, от нее освободят. К счастью, в быту я маску не ношу - только в играх и на тренировках. Но и этого хватает...

- Сильный дискомфорт?

- Скорее просто надоела. В принципе, привык. Только дышать становится сложнее - маска пережимает нос, поскольку защищает переносицу. Хотя поначалу испытывал большие трудности. Мне предстояло играть с "Локомотивом" спустя всего несколько дней после перелома. Маску едва успел опробовать, кости не успели срастись, лицо ныло. С первых же минут нос начал болеть, а маска неприятно давила. Хуже всего, когда приходилось бить по мячу головой. Боль становилась все сильнее и сильнее. К перерыву она стала совсем нестерпимой. И я попросил меня заменить.

- Процесс создания маски - занимательный?

- Я поехал в барселонскую клинику - там и операцию делали, и маску. На лицо наложили какую-то жидкую массу, вроде воска, чтобы получился слепок. На его основе и ваяли. Цвет было выбрать нельзя. Только черный.

- Мы, кстати, с вами, Мариу, товарищи по несчастью. В институтские годы мне тоже ломали нос, и я с ужасом вспоминаю ту операцию: 17 уколов в переносицу, перед тем как вправлять. Кололи обезболивающее тонюсеньким шприцем, и это было невыносимо.

- Медицина, видимо, ушла вперед с тех пор. Мне делали всего один обезболивающий укол. Но и его хватило. Просто адская боль! А уже в Москве, после того как свернутый нос поставили на место, неприятные ощущения не покидали меня много дней. Да уж, я получал и другие травмы, но такой болезненной процедуры в моей жизни еще не было.

НЕКОМПАНЕЙСКИЙ БРАЗИЛЕЦ

- Игравший в "Локомотиве" Родолфу провожал вас в Россию байками про вечную мерзлоту и пингвинов в пальто. Что из его жутких прогнозов оправдалось?

- Я действительно никогда не играл в футбол даже в такую погоду, как сейчас. Что говорить, когда температура уйдет в минус. Но в России устраивает все, кроме пробок.

- Где вы поселились?

- В жилом комплексе на окраине Москвы. Оттуда удобно добираться на базу. Живу по соседству с Секу Олисе, Мусой и Хондой. Но наше общение в основном ограничивается матчами и тренировками. Иногда кто-то из них может меня подвезти. Мы приятели, но не более.

- А с кем-то из выступающих в России бразильцев вы дружите?

- Нет. Вместе мы ни с кем из них не играли. А возможности познакомиться толком не было. На поле, конечно, хлопаем друг друга по плечу, узнаем, как дела, желаем удачи, но на том все обычно и заканчивается.

- Вы, получается, некомпанейский человек?

- После матчей я предпочитаю проводить время дома, с родными и близкими.

- Кто переехал с вами в Россию?

- Моя девушка и мой товарищ Патрик.

- А мама?

- Нет, она осталась в Бразилии и заботится о младшеньких. У меня две сестры и брат, который тоже футболист и выступает за команду "Сан-Каэтану". Он нападающий.

- В ЦСКА не собирается?

- Он только начинает, ему всего 20 лет. Надо сначала на родине заявить о себе, а потом уже думать о Европе.

- Вами в 20 лет интересовался "Реал"…

- Ну, значит, у брата прекрасный пример перед глазами.

- Кстати, кто-то из "Реала" с вами разговаривал?

- Лично со мной - нет. Всеми делами занимался мой агент.

СМЕРТЬ НА ПОЛЕ

- Регион Сан-Каэтану-ду-Сул, откуда вы родом, занимает в Бразилии первое место по уровню зарплат. Вы, стало быть, из богатой семьи, в отличие от многих соотечественников?

- Нет, мы всегда жили бедно. Отец обучал футболу малышей - за это платят копейки. Мама сидела с детьми, а иногда подрабатывала, помогая убирать дома более зажиточных соседей. Что оставалось делать? Надо же хоть как-то выживать. Но вы правы: регион у нас стабильный, а Сан-Каэтану - очень спокойный и добрый город, где приятно жить и богачей хватает. А еще это единственное место в Бразилии, где нет фавел. Только одна вроде бы где-то на окраине.

- Надо понимать, что вы там не были. Может, и к лучшему - на Кевина Кураньи на въезде в фавелу наставили пистолеты, а на витрине он видел золотой автомат Калашникова.

- Вот поэтому туда лучше не соваться без сопровождающего или без приглашения. Фавелу я видел только издалека. С такого расстояния не разглядишь автоматов.

- Свидетелем гораздо более страшного случая вы, если верить прессе, могли стать в 2004 году...

- Понял, о чем вы. Свидетель я не в полной мере. Не ходил в тот день на стадион, а смотрел матч по телевизору. У игрока "Сан-Каэтану" Сержинью прямо на поле остановилось сердце. Известие о его смерти потрясло. Состояние всей Бразилии - шок. Запись постоянно крутили по телевидению. Мне было 14 лет, тогда я еще не знал, что стану профессиональным футболистом, и до конца не понимал весь ужас случившегося. С того случая ведь все и началось: на моей памяти Сержинью стал первой жертвой подобной трагедии. Увы, далеко не последней.

НА КОГО ПОХОЖ СЛУЦКИЙ

- В декабре истекает трехлетний контракт ЦСКА с Леонидом Слуцким, и стороны продлевают договор еще на два года. Сколько тренеров вы пережили за три года в "Гремиу"?

- Навскидку и не скажешь. Вроде бы пять. Для Бразилии - привычное дело. Принцип в нашем футболе простой: если команда начинает проигрывать, первый, чья голова летит, - это тренер.

- Кто самый харизматичный из той пятерки?

- Селсу Рот. Популярный тренер - за 20 лет карьеры он сменил команд двадцать (на самом деле 25, причем четыре раза возглавлял местный "Интернасионал". - Прим. Д.С.). Именно он привез меня, еще совсем юного, из родного "Сан-Каэтану" в "Гремиу". Благодаря ему, получается, я и вышел на высокий уровень. При мне Селсу Рот возглавлял "Гремиу" два раза, а еще однажды - до меня. Пришел вместе со мной в 2008-м. Затем ушел, а через некоторое время ненадолго вернулся. Тренер он очень жесткий и требовательный. Хотя бутсу, как Алекс Фергюсон, в футболистов не кидал. По крайней мере при мне.

- Кого из бразильских специалистов вам напоминает Леонид Слуцкий?

- Был такой Паулу Аутуори, человек спокойный, умеренных взглядов (этот специалист сейчас возглавляет сборную Катара, а его показатель к 56 годам еще выше, чем у Селсу Рота - 31 команда! - Прим. Д.С.). Мы с ним проработали год. Это вроде бы мой персональный рекорд продолжительности сотрудничества в Бразилии.

- Вот-вот его перебьет Слуцкий. Охарактеризуйте своего нынешнего босса.

- Тренер с большой буквы. Очень спокойный, дает футболистам свободу и не теребит по мелочам. Это вселяет уверенность, помогает бороться со скованностью. А когда нужно, Слуцкий спрашивает по полной программе и по всей строгости. Вносит коррективы в самый нужный момент. Вот чем он силен.

- Говорят, Слуцкий произнес невероятно эмоциональную для себя речь в перерыве матча с "Волгой", когда ЦСКА уступал 0:2, а в итоге победил 3:2.

- Тренер тогда перенервничал. Да что там, просто был взбешен. Мы так плохо играли, что от эмоционального потрясения он даже весь покраснел. Его речь произвела впечатление. Наверное, это один из самых моих трудных матчей в России. Наряду с поражением 1:3 от "Зенита". В России хватает команд с индивидуально сильными игроками, которые способны в одиночку решить исход игры. У "Зенита" это Халк, у "Анжи" - Это’О.

ХАЛК, "ВЗОРВАВШИЙ" БРАЗИЛИЮ

- Вас шокировала трансферная стоимость Халка? Футболисты вообще обращают на такие вещи внимание?

- Его переход "взорвал" всю Бразилию. Народ много спорил на этот счет. Сошлись на том, что Халк - отличный футболист, и он стоит этих денег.

- Спорили по поводу чего? Стоило ли переходить в "Зенит"? Или нужно ли было платить за него 60 миллионов?

- О деньгах, конечно. Сумма-то заоблачная! Кто-то действительно считал, что не следовало ему идти в "Зенит", но их голоса тонули в спорах о миллионах.

- Вы в курсе, что тоже являетесь самым дорогим приобретением - только не в России, а в истории ЦСКА?

- Стараюсь не забивать голову цифрами - пусть этим занимается мой агент. Но раз президент сказал... Думаю, в скором времени ЦСКА купит кого-нибудь еще дороже.

- Пару лет назад почти все эксперты сходились во мнении: Мариу Фернандес - самый лакомый кусок на бразильском рынке защитников. Однако появились вы словно из небытия.

- Все как-то быстро развивалось. Я и осознать не успел. Действительно, меня никогда не приглашали ни в юношеские сборные, ни в молодежную. Я и в "Гремиу"-то перешел дублером. А через неделю Паулу Аутуори - тот самый, что похож на Слуцкого, - меня поднял и выпустил на первый матч. Супердерби "Интернасионал" - "Гремиу". Коленки немножко дрожали, но я вышел и дебютную игру провел отлично. С тех пор покидал основной состав только из-за травм.

- Для всего мира примерами крайнего защитника-бразильца являются Майкон, Даниэл Алвес, Рафаэл, Марселу. Но ваш стиль - совсем иной. Почему?

- Для начала, все, кого вы перечислили, намного сильнее меня. А играем мы по-разному вот почему: изначально я действовал в центральной зоне. Во многом благодаря смене амплуа и стал нестандартным фланговым защитником. Во-первых, я высокий (188 см), хотя они обычно маленькие и юркие. Во-вторых, крайки у нас сначала атакуют, а потом обороняются. Я же действую от обратного. В этом плане для меня пример - Серхио Рамос из "Реала", который тоже играет и на правом фланге, и правого центрального. Даниэл Алвес в наступлении, конечно, король, но если брать все игроцкие характеристики, то Рамос - номер один.

- Роберто Карлоса в расцвете карьеры помните?

- Я был малышом и помню его игру за "Реал" отрывочно. Мы с Роберто Карлосом виделись перед матчем ЦСКА - "Анжи". Он спросил меня: "Как поживаешь?"

- Это правда, что вас называли в Бразилии "новым Лусиу"?

- Впервые так написали после матча против команды "Витория". Мне всегда нравилось ходить вперед, как Лусиу, а в той игре я был особенно активен. Но гол не забил. Быть бомбардиром мне несвойственно. В "Гремиу" я впервые отличился спустя почти два года после перехода. В ЦСКА голы в официальных матчах тоже впереди.

ПРОТИВ "ЗЕНИТА" - ИГРАТЬ НА ПОБЕДУ

- Несмотря на славное имя клуба, для многих лидерство ЦСКА - неожиданность. А для вас?

- Ну я же знал, куда перехожу. Команда подобралась сильная. В начале сезона мы потеряли Думбья, зато приобрели "нового" Мусу. Сейчас у нас есть отличный шанс уйти в отрыв перед перерывом, поэтому против "Зенита" и "Анжи" играть собираемся только на победу. А там и Сейду вернется.

- Мариу, да ты Думбья в глаза пока не видел! - грустно усмехнулся проходивший мимо Леонид Слуцкий.

- Видел, видел! - возразил Фернандес. - Пару раз.

- А матч "Динамо" - "Зенит" видели?

- По телевизору. У меня просто нет слов. Но в Бразилии дурдом по вине болельщиков тоже случается.

- Какой неприятный эпизод сильнее всего врезался в память?

- Год назад клуб "Коритиба" вылетел в низший дивизион. В последнем матче фанаты прорвались на поле, чтобы учинить расправу над футболистами. Кому-то прилично досталось. Недавно то же самое случилось с "Палмейрас". Там чуть ли не уголовное дело завели на тех, кто запугивал футболистов и угрожал их поколотить. Но это все про других. Меня участь, к счастью, миновала.

- Вы за или против петард и файеров на трибунах?

- Наверное "за", при условии, что красота - на секторах, а горящие предметы не летят на поле.

В СБОРНУЮ НЕ ПРОБИТЬСЯ И БЕЗ МЕНЕЗЕСА

Вердикта КДК о проведении матча в Петербурге без зрителей Фернандес в день нашего разговора еще не знал, потому и не обсудили. Спустя сутки пришло и другое известие - для Мариу на сей раз приятное. Уволен главный тренер сборной Бразилии Ману Менезес.

Ни для кого не секрет, что Мариу не получает приглашения хотя бы на товарищеские встречи исключительно из-за отношений с Менезесом. Когда игрок опоздал на утренний рейс в Сан-Паулу, где собиралась команда, то сослался на личные неурядицы. Но тренер не поверил ему, посчитав, что юный футболист попросту загулял. "Я раздражен и открываю двери только для тех, кому доверяю", - произнес тогда Менезес. У нового тренера предубеждений против Фернандеса, скорее всего, не будет - и это шанс увидеть представителей РФПЛ в сборных - хозяйках чемпионатов мира на двух турнирах подряд.

К сожалению, наш разговор в отношении Менезеса проходил в настоящем, а не в прошедшем времени. Тем не менее определенные выводы из него сделать можно.

- Как думаете, у вас есть хотя бы мизерный шанс поучаствовать в домашнем ЧМ-2014?

- В Бразилии на моей позиции конкуренция всегда очень острая. Но я буду ждать и надеяться.

- Дело ведь не только в игре, но и в главном тренере. Как думаете, Менезес по-прежнему обижен на вас за отказ прилететь в сборную?

- У каждого специалиста свой взгляд, какой стиль защитника ему импонирует. А обида... Любую точку зрения надо уважать. Тем более что даже без личного отношения выбор у тренера сборной Бразилии огромный.

- Знаю, что вы никогда не даете комментариев о многочисленных историях, в которые попадали в Бразилии. Спрошу о другом. Чему они вас научили? Сильно ли вы изменились с тех пор? И в чем?

- А в какие это истории я попадал?

Я пожал плечами и перечислил.

- Да, это мое сугубо личное, и глубже погружаться в эту тему не собираюсь. Скажу одно: действительно, эти случаи помешали развитию моей карьеры в самом ее начале. Наверное, я мог бы к сегодняшнему дню добиться большего. Что было, того из жизни уже не вычеркнешь. А я не изменился. Перед вами - прежний Мариу. И я ни в чем не раскаиваюсь.

Фернандес, верно, и правда не заметил, что сильно изменился. Наверное, он просто повзрослел.

Дмитрий СИМОНОВ

"СЭ" благодарит пресс-службу ЦСКА и клубного переводчика Максима Головлева за организацию этого интервью.