НА СЛУХУ
Борис ЛЕВИН
Написать эту колонку подвигли два вчерашних заявления. От совсем разных людей и на совсем разные темы. Но удивительным образом демонстрирующие одно и то же - все наше футбольное сообщество пронизано сегодня идеологией эгоизма: главное - своя рубаха, которая ближе к телу, а об общем благе пусть думает тот, кому нечего делать.
Вот обращение лидеров фанатского виража в Санкт-Петербурге о воздержании от применения пиротехники в матче с "Ливерпулем". Абсолютно по сути своей правильное - с тем, что мешает другим зрителям и ставит под удар клуб, давно пора покончить. И авторы документа подчеркивают: "Любая мелочь может вылиться в самые жесткие санкции по отношению к команде, вплоть до исключения из турнира".
Разумно? Еще как! Но уже следующая фраза выдает истинную причину столь сильной тревоги: "А как следствие - самого жестокого "закручивания гаек" по отношению к фанатской трибуне "Зенита".
И мы понимаем, что интересы клуба (а уж тем более - имиджа российского футбола в Европе) лидерам виража абсолютно по барабану - они пекутся исключительно о себе любимых. Я уж не говорю об отношении к другим субъектам отечественной игры номер один: думаю, чиновников и журналистов авторы назвали "псами всех мастей" только из соображений политкорректности, дай же им волю...
А вот интервью нового генерального директора "Спартака" Романа Асхабадзе, в котором он рассуждает об идее чемпионата СНГ. Понимая, что общественное мнение в большинстве своем проект не поддерживает, спартаковский босс объявляет о неучастии в совещании клубов 18 февраля - с логичной ссылкой на отсутствие конкретики и проработанных документов.
Однако и тут следующий пассаж выдает лукавство озвученной позиции с головой: "Перспективы, наверное, есть у любого проекта. Но без "Спартака" основная масса аудитории потеряется - это однозначно". Даже не очень сведущий в чтении между строк человек сразу ухватывает суть: думаем, что ничего у вас не получится, поэтому идите-ка вы лесом. Но если вдруг получится, то сами понимаете: без нас - никак.
А как же поиск истины, ведущей к общей, стратегической, а не только личной сиюминутной выгоде? Как же совместный мозговой штурм на предмет блага для всего российского футбола?
Полноте, о чем вы! Суровый век, суровые сердца!
Увы, но и наш брат журналист недалеко от функционеров и фанатов ушел. Когда читаешь видных представителей цеха, на одной странице сайта с удовольствием поливающих лучших российских футболистов (а это ведь, если вдуматься, не что иное, как поиск самого простого пути к популярности, то есть все тот же неприкрытый эгоизм), а на другой льющих слезы по поводу того, что все у нас не так, как на цивилизованном Западе, где зрители поддерживают своих в любой ситуации и болеют так красиво, что дух захватывает, - так и хочется съязвить: ты, уважаемый, либо крестик сними, либо плавки надень...
А между тем все эти вольные и невольные проявления - не от большого ума. Потому что мелкая корысть никогда не приносит больших состояний. Люди, мыслящие глобально, тем и отличаются, что умеют просчитывать последствия вдолгую. Когда для получения каких-то общих (и гораздо больших) дивидендов следует иногда пожертвовать чем-то пусть и малым, но собственным, таким дорогим или нужным. Например, желанием как следует оттянуться на трибуне или намерением набрать вистов на эксплуатации господствующего общественного мнения.
Я уж не говорю о честном, благородном и совершенно искреннем стремлении высмеять тех, кто уступает лучшим мировым образцам и проигрывает порой так бездарно и нелепо. Они же этого заслуживают! Вот только не понимают господа, упражняющиеся в зажигательном - и находящем полную поддержку среди обиженных жизнью завсегдатаев интернета - остроумии, что рубят сук, на котором сидят. А цепочка-то простая, как бином Ньютона: чем больше ты снижаешь общественную капитализацию своих героев, тем меньшей поддержкой и интересом они пользуются. Ввиду чего, соответственно, все более ненужным становишься ты сам - со всей своей изысканной кафкианской иронией и абсолютно блестящим ильфо-петровским юмором.
Уж на что в начале 90-х годов российский футбол был квел и убог, но светлой памяти Владимир Михайлович Кучмий жестко пресекал все попытки журналистов "СЭ" язвить и самовыражаться по этому поводу. Поскольку поставил четкую и очень продуманную задачу: поднимать интерес к российскому чемпионату всеми доступными способами. И в значительной степени смог ее решить - как на благо отечественного футбола в целом, так (sic!) и в интересах собственного издания. Его бы стратегическое мышление да нынешним функционерам, журналистам и лидерам виражей...