Объединенный чемпионат: Семин vs Левин

Telegram Дзен

В пятницу гостями программы "Футбол России", выходящей на телеканале "Россия 2", стали известный российский тренер Юрий Семин и обозреватель "СЭ" Борис Левин.

Одной из главных тем передачи стал объединенной чемпионат. Экс-наставник "Локомотива", киевского "Динамо" и сборной России выступил против слияния РФПЛ и украинской премьер-лиги, а наш коллега, автор вызвавшего широкий резонанс материала "Минусов нет!", в очередной раз поддержал эту идею.

Семин: - Хорошо, что дискуссия вокруг этой темы проходит в прессе, очень хорошо. Давайте посмотрим на этот вопрос со спортивной точки зрения. По идее, в новую лигу войдут по девять клубов от России и Украины. "Динамо" сейчас девятое, "Рубин" и "Локомотив" чуть выше. Значит, не попадают в турнир "Краснодар", "Ростов", "Амкар", "Волга", "Крылья Советов", "Алания" и "Мордовия". Дальше Украина. Четыре команды ясны - дальше неясно. Проходят "Черноморец", "Металлист", "Металлург" из Донецка, "Волынь", "Арсенал" и "Ильичевец".

Вот первые четыре команды усилят всю эту структуру. Но пять других понизят ее. Наши клубы, что сейчас внизу, сильнее. Это "Амкар", "Ростов" и так далее. Что имеет "Черноморец"? Хороший стадион…

- Развивающуюся команду, - вступил в дискуссию Левин.

Семин: - Вполне возможно. Если мы дадим еще 22 миллиона, то они станут еще сильнее. Причем российские 22 миллиона. Дальше идем. Донецкий "Металлург" - неплохая команда, но не имеет болельщиков. Стадион вмещает, кажется, 3000 или 5000. Следом "Волынь". Как туда добираться? Аэропорта там нет, арена на 3000 мест. Много людей ходит на киевское "Динамо" и "Шахтер". А если трибуны малы, то они заполняются по умолчанию. Потом "Арсенал". Этот коллектив вообще не имеет болельщиков, он пока в стадии становления, у него нет своего стадиона. Дальше "Ильичевец". Туда тоже доехать сложно. Я не знаю, как российские клубы станут добираться в Мариуполь.

Левин: - Лететь до Донецка.

Семин: - А оттуда еще 120 километров на автобусе. Кто-то может попасть в лигу из нижней части таблицы. Например, "Заря". Или "Ворскла" - вообще никакой инфраструктуры нет у этого клуба. По нашим меркам он беден.

Получается, что в свою сильную лигу мы берем пять команд, которые явно ей не соответствуют. А теперь мой вопрос. Это что, повышение уровня чемпионата?

Левин: - Во-первых, "Черноморец" сейчас не слабее любой нашей команды. Как и "Карпаты", про которые вы забыли.

Семин: - Я не забыл. Просто они в хвосте таблицы.

Левин: - Но это не самое главное. А главное то, что эта структура не вечная. Те клубы, которые не будут отвечать требованиям, со временем уйдут. И если в этом году не попадает "Краснодар", а играет "Волынь", то в следующем сезоне россияне войдут в лигу, а команда из Луцка покинет ее.

- Зачем тогда мы отдаем 22 российских миллиона? - вопрос ведущего.

Левин: - Потому что нам нужно заинтересовать Украину. Сейчас там не слишком заинтересованы.

- Для того, чтобы пригласить пусть пять команд, мы должны и остальным заплатить.

Левин: - Мы не платим командам, а создаем лигу. Если через год там будут 11 российских коллективов и останутся семь украинских, то отчисления пойдут нашим. И платим не мы сами, а пул компаний.

- Неужели вас не волнует то, что российская корпорация, которая, безусловно, является государственной и при этом двигатель идеи, готова выложить миллиард наших с вами денег?

Левин: - Это демагогия. Мы не контролируем деньги этой самой корпорации. И как люди футбола, мы должны быть рады, что она идет в игру номер один.

Семин: - А если отбросить деньги и посмотреть на посещаемость? Вы анализировали ее по итогам чемпионата России-2011/12? Вы статистику брали, когда было восемь команд в одной части турнира и восемь - в другой? Все, в том числе специалисты, предрекали, что зрителей на трибунах значительно прибавится, а на выходе в первой восьмерке посещаемость осталась на том же уровне, во второй же вообще упала.

Да, возможно, соревнования в нижней части таблицы были вообще никому не нужны. Но футбол в стране развивает не только группа лидирующих клубов, но и коллективы, борющиеся за выживание. Что в таком случае будет с "нижними этажами"? А у нас сейчас очень хорошая лига: два раза наши команды выигрывали Кубок УЕФА.

- Это не лучший турнир…

Семин: - Не будь у нас такого чемпионата, не брали бы и этот трофей. Сейчас три команды прошли дальше в Лиге Европы, там мы вполне конкурентоспособны. И привлечение четырех, на мой взгляд, слабых команд с Украины, уменьшит интерес к турниру. Еще один момент. А вы спрашивали мнение болельщиков? Почему вы думаете, что если будут встречаться "Днепр" со "Спартаком" (хотя москвичам нужно еще попасть в объединенную лигу) или с ЦСКА, или с "Анжи", то будет много народа на стадионе?

Левин: - В любом случае больше, чем сейчас на "Мордовии" или на "Волге". Это будет футбол более высокого качества. А такая игра привлечет зрителей.

Семин: - Тогда еще один вопрос у меня. Сейчас телевидение платит 60 миллионов, а с чего вы взяли, что завтра оно раскошелится на 280 или вообще в 10 раз больше даст? Откуда мнение, что наше ТВ может заплатить за такой продукт?

Левин: - Заработок будет от продажи картинки за границу. Оттуда придут средства.

- Есть сомнения, что кто-то в Европе будет смотреть "Волынь" и "Ильичевец". Кроме того, есть еще вопрос с федерациями. И РФС, и ФФУ не горят желаниям объединять чемпионаты. Да и УЕФА с ФИФА не встречают эту идею на "ура".

Левин: - Ничего противозаконного здесь нет. Есть процедура, при которой клубы сначала обращаются в национальные федерации, и если те дают согласие, то дальше можно обращаться в ФИФА и УЕФА. Они, в свою очередь, добро, и все.

Семин: - Конечно, УЕФА и ФИФА полностью поменяют свой регламент ради нас. Обязательно поменяют. (Усмехается.) В мае соберут свои конгрессы и поменяют устав. Тут же обратится G-14, в которую входят "Реал", "МЮ", "Барселона" и прочие, они скажут: "Почему на Востоке Европы разрешили, а нам не позволили организовать свой турнир?"

- А можно ли создать серьезные соревнования российских и украинских клубов на базе национальных кубков?

Семин: - Считаю, что это очень хорошее предложение.

Левин: - Он ничего не даст.

Семин: - Зато это реально.

- Есть данные, что по размерам коррупции и количеству договорных матчей чемпионат СССР превосходил РФПЛ. Ведь может быть так, что это перенесется и в объединенный чемпионат.

Семин: - Наши чемпионаты похожи. У всех такие же ситуации. Мы недалеко друг от друга ушли. И, наверное, неспроста сейчас президент России внес в Думу на рассмотрение закон о договорных играх. Совершенно правильно. Надо бороться. А как мы будем это делать, если первенство разыгрывают две страны? У каждой ведь свои законы.

Левин: - Тут сказали о трате народных денег. А как относиться к тому, что "Зенит" на такие же деньги покупает за 100 миллионов евро Витселя и Халка? Вложенные средства окажутся в экономике нашей страны, потому что это будет влияние наших компаний на Украину. Футбол это только имиджевая реклама. И если компании станут вкладывать финансы, то они будут понимать, какой у них есть интерес.

- На Украине сложно заработать. Там очень "низкий" рынок и невозможно зарабатывать деньги.

Левин: - Это в футболе. А компании зарабатывают на другом. Футбол - это всего лишь имиджевая реклама.

Но есть еще более глобальные вещи. Сейчас и ФФУ, и РФС резко отторгают эту идею, а им стоит задуматься и понять: если не бороться за власть, а подумать о развитии игры. Если в футбол приходят деньги, то это только плюс. Да, сейчас многое зависит от федерации, и они могут диктовать свои условия. А могут стать организаторами этого чемпионата, предложив лоббировать эту идею в ФИФА и УЕФА, если там не отменят лимит на легионеров. Или, например, поставить условие о вложении денег в то или иное направление работы клуба, то есть из 22 миллионов 5 или 10 точно будут тратиться на развитие детского футбола. Федерации должны не отторгать эту идею, а искать свою выгоду.

Семин: - Тогда повторю вопрос президента киевского "Динамо" Игоря Суркиса. Он интересуется, а кто будет отвечать и гарантировать такие деньги? Сегодня к нам пришла Украина. Есть один человек, любящий футбол и лоббирующий эту идею, сегодня говорит, что деньги дадут. А где гарантия того, что через два года это не надоест?

И еще. Футболист играет только ради зарплаты? Нет. Он выходит на поле, чтобы стать чемпионом страны. А чемпионом чего он станет?

Левин: - Двух стран сразу - и Украины, и России.

Семин: - Идем дальше. Россия и Украина имеют по две команды в Лиге чемпионов, и там растут футболисты. А может произойти так, что нам или соседям такие места не достанутся. А так есть по два стабильных. Плюс и здесь, и там есть по четыре клуба в Лиге Европы. Получается, что шесть и шесть играют в Европе. Для них как для футболистов и для меня как для тренера - это жизнь. Есть стимул. Добивайся и бейся с "Реалом" или "Атлетико". А как это делать при объединенном чемпионате?

Левин: - Это проблемы создателей лиги и предмет переговоров с УЕФА.

Семин: - Борис, ну это же полный бред.

Левин: - Вы просто зациклились на шаблонах.

Записал Андрей СИЗЯКИН