НА СЛУХУ
Александр ПРОСВЕТОВ
РФС переживает непростую финансовую ситуацию. Это признал на днях заместитель генерального директора - генерального секретаря РФС Анатолий Воробьев, выразивший надежду, что государство подыщет нового "якорного спонсора" взамен "Газпрома", прекратившего оказывать организации денежную помощь. И в этот момент РФПЛ вдруг изъявила намерение взыскать с РФС 115 миллионов рублей в качестве компенсации за использование в 2012 - 2013 годах "интеллектуальных прав, которыми владеют клубы и лига как производители футбольного продукта в рамках чемпионата России".
При всей нетривиальности формулировки нетрудно усмотреть в демарше лиги очередную попытку надавить на РФС и усугубить его положение.
Вообще-то упоминание об "интеллектуальных правах" было бы уместно, если бы у чемпионата имелись сценарист, пишущий для него сюжет, режиссер, осуществляющий постановку, артисты, претворяющие их замыслы на сцене, которую заменяет футбольное поле. Но не далее как вчера Госдума приняла законопроект, ужесточающий наказания за такое творчество. Да и прежде подобные спектакли, если и имели место (а мы-то догадываемся, что это так), то подпадали под уголовное право и уж никак не значились в афишах театра под названием РФПЛ.
Впрочем, шутки в сторону. По нашим сведениям, лига упирает на то, что в Гражданском кодексе нет описания понятия "телевизионные права". Очевидно, что ее руководство надоумили некие далекие от футбола юристы, проштудировавшие этот законодательный акт. Между тем в Законе о спорте указано, что телеправа принадлежат организаторам соревнований. В данном случае организатор - РФС, делегирующий лигам права на проведение турниров в Российской Федерации и уступающий РФПЛ за 10 миллионов евро в год возможность продавать телевизионную "картинку".
Устав ФИФА и вовсе категоричен: эта организация и ее члены, то есть национальные федерации, обладают всеми мыслимыми медийными правами на состязания, проходящие под их эгидой. Кстати, в этом документе особо упоминается и право на интеллектуальную собственность.
Затрагивая телевизионную и коммерческую сферу, РФПЛ покушается на святое для ФИФА и УЕФА - возможность извлекать огромные доходы. Это еще большая ересь, чем посягать на незыблемость структуры "одна страна - одна ассоциация - один чемпионат". Сегодня вы претендуете на некую "интеллектуальную собственность" на национальном уровне, а завтра, допустим, "Милан" и "Барселона" заявят, что прибыль от матчей между ними в Лиге чемпионов принадлежит им и только им, а не какой-то чиновничьей организации.
Вместе с тем если лига, выискивая юридические зацепки, которых при нестыковках в отечественном законодательстве сыскать можно немало, считает, что соглашение с РФС недействительно, что "телевизионные права" у национальной ассоциации нельзя покупать, поскольку не определено, что это такое, то их точно так же нельзя реализовывать третьей стороне. Соответственно, телевизионные компании и спонсоры могут через суд затребовать обратно выплаченные за трансляции суммы. Это будут уже не 115 миллионов рублей, а куда больше. Абсурд.
Вчера мы весь день ждали обещанного РФПЛ разъяснения. Не дождались, поскольку, мол, вопрос сложный. Возможно, комментарий последует сегодня и мы узнаем что-то новенькое.
Как ни вспомнить, что два года назад при президенте РФС Сергее Фурсенко вдруг выяснилось, что созданная в 1992 году ПФЛ нелегитимна, так как ее неправильно зарегистрировали, и Николая Толстых, голосовавшего против перехода на календарь "осень - весна", сделали полководцем без армии.
На войне как на войне. А в том, что боевые действия между двумя звеньями отечественного футбола в полном разгаре, сомневаться не приходится.