Около 55 миллионов долларов, которые получит за год РФПЛ
по соглашениям с телевещателем "НТВ Плюс" и спонсорами? Или
полмиллиарда, если поделить на два умопомрачительную сумму,
обещанную вдохновителями объединенного с Украиной первенства?
Александр ПРОСВЕТОВ
Нормальный человек желает за свой труд получать высокое вознаграждение и при этом очень часто склонен полагать, что его недооценивают: "Я стою больше". При этом все мы встроены в некую систему, в том числе в границы государства, в котором живем, которому присущ определенный уровень развития, где сложились свои порядки и традиции. А хочется, чтобы заработки были, "как у них". И ориентироваться тянет не на голь перекатную, а на самых благополучных.
Так, сколько же реально в условиях отечественного рынка с его не последними, но и не высочайшими возможностями стоит российский чемпионат? Около 55 миллионов долларов, которые получит за год РФПЛ по соглашениям с телевещателем "НТВ-Плюс" и спонсорами? Или полмиллиарда, если поделить на два умопомрачительную сумму, обещанную вдохновителями объединенного с Украиной первенства? Мы попытались разобраться.
С ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ
Напомним, что по итогам переходного сезона-2011/2012 компания "НТВ Плюс" выплатила РФПЛ за телевизионные права 60 миллионов долларов. После этого состоялся тендер. В одном углу ринга находился испытанный боец "НТВ Плюс", в другом - швейцарская компания Infront Sports & Media со своим партнером ВГТРК. Рефери в лице РФПЛ поднял вверх "руку" за старого знакомого и подписала с ним трехлетний контракт. Вроде бы на 105, а не 100 миллионов, как сообщалось. Однако для клубов это несущественно, так как 8 из 35 миллионов в год идут на производство трансляций, то есть лига их как бы возвращает. На руки получите 27 миллионов, о которых, собственно, и говорилось везде.
Швейцарский конкурент предложил шестилетнее соглашение по схеме 60-70-70-70-80-80 миллионов долларов в год. Таковы были гарантированные суммы, помимо которых предусматривались отчисления лиге в размере трех четвертей от возможного дополнительного дохода. Тем не менее последовало поражение.
Бог с ним, дополнительным барышом. Но ведь 70 по любому больше, чем 27. Почему же выбор пал на того, кто предложил меньше?
Увлекла якобы историческая перспектива, которой в случае с футболом живет и "НТВ Плюс". РФПЛ создала собственную телекомпанию "Лига-ТВ", которая наметила резко увеличить болельщицкую аудиторию платных телеканалов и собиралась, продвигая операторам "Наш футбол" (то есть выступая как дистрибьютор), заработать за три года 300 миллионов долларов! И это при том, что абонентская плата за канал "Наш футбол" на различных платформах спутниковой и кабельной связи как была, так и есть лишь 149 рублей в месяц.
Какова же ситуация спустя почти год?
ТЫ ЗАПИСАЛСЯ В ТЕЛЕБОЛЕЛЬЩИКИ?
Как сообщил в конце прошлого года президент ЦСКА Евгений Гинер, выступая перед слушателями факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA, за четыре месяца после создания "Лига-ТВ" собрала 180 тысяч подписчиков. По нашим данным, цифра скромнее - 100 тысяч, а еще 130-140 тысяч абонентов "Нашего футбола" как платили непосредственно "НТВ Плюс", так и платят. Впрочем, даже округлив численность всего отряда подписчиков до 300 тысяч, получаем доход в 1,5 миллиона долларов в месяц.
Предположим, что все они, как, например, я, не отключаются из-за лени и инерции на время зимнего перерыва в чемпионате, хотя смотреть повторы позапрошлогодних матчей российского первенства едва ли кому-то интересно. Складывается доход в сумме 18 миллионов. До трехсот миллионов, тем более миллиарда, далековато. Более того, эти радужные цифры не дотягивают до 27 миллионов, которые будет ежегодно выплачивать "НТВ Плюс". Одна историческая перспектива. Но где же она расположена?
Филипп Блаттер, президент Infront Sports & Media и заодно племянник президента ФИФА, оперируя данными, предоставленными, естественно, российскими партнерами, сказал мне в интервью годичной давности, что футбольная аудитория в нашей стране с 2007 года сократилась на 38 процентов. После этого был Euro-2012, и хотя сборная - отдельная статья (рейтинг ее матчей, достигающий 30 процентов, напротив, очень высок по меркам не только спортивных передач), некоторым негативным образом неудачный турнир мог сказаться и на интересе к футболу в целом. Так или иначе, тенденция отрицательная.
Невысокая покупательная способность населения, если и имеет значение, то незначительное. В кинотеатрах страны люди в 2012 году заплатили только за билеты 1,7 миллиарда долларов, а на всех футбольных аренах - "целых" 25 миллионов.
Болельщики не идут на неуютные стадионы, где холодно, где нельзя купить ни биг-мак, ни кружку пива, где минут по сорок держат после финального свистка на трибуне, куда из-за поведения соседей по сектору бывает неловко пригласить даму. Страсть уходит, а не испытывая ее, люди и по телевизору не будут смотреть матчи в неудобное время, да еще по платным каналам, к которым основная часть населения никак психологически не привыкнет. Пусть 149 рублей в месяц не очень большая сумма, но разве это у нас видано - отдавать деньги за телевизионный показ?
Нельзя также не отметить, что для начала нужно установить антенну и выложить кругленькую сумму в 10-15 тысяч рублей.
Хорошо, если у вас в подъезде имеется кабель, к которому можно подключиться, но это привилегия крупных городов.
Деньги там, где аудитория. Спонсор хочет, чтобы его реклама, хоть стирального порошка, хоть майонеза, осталась в подкорке мозга у многих. Если зрительский контингент ограничен, спонсоры уходят. Вот у РФПЛ и остались СОГАЗ, который по четырехлетнему соглашению платит 15 миллионов долларов, да МТС (5 миллионов).
Сейчас лига взяла стратегический курс на объединение с Украиной. Если задуманное осуществится, какой-то рост интереса и соответственно доходов произойдет. Но никак не почти в двадцать раз (если отталкиваться от 55-миллионного дохода РФПЛ). Не следует переоценивать эффект даже от присоединения к турниру киевского "Динамо" с "Шахтером". Большинство болельщицкой аудитории составляют люди в возрасте до 35 лет, то есть те, кто родился после развала СССР, либо был при его существовании детьми. Для них матчи с ведущими украинскими клубами не будут окружены ореолом из восторженного прошлого. Встречи российских клубов с соседями-аутсайдерами будут менее привлекательными, чем матчи с аутсайдерами доморощенными - по крайней мере в регионах ждут приезда "Спартака", ЦСКА, "Зенита". А встречи украинских команд между собой в России, если и будут интересны, то только в турнирном плане - результатами. А это четверть всех игр.
Похожая ситуация сложилась в весенней части прошлого чемпионата. Посещаемость матчей в первой восьмерке возросла на 20-25 процентов, а во второй просела примерно на 60 процентов. Общий итог отрицательный.
На украинский рекламный рынок особо рассчитывать не приходится. Его объем составляет лишь 10-12 процентов от российского. От спонсорства украинская лига получает около 5 миллионов долларов. Причем 70 процентов обеспечивает пивоваренная компания "Оболонь", а такое партнерство вступает в противоречие с российским рекламным законодательством. Доход от телевидения в соседнем государстве оценивается в 7 миллионов.
Специалисты подсчитали: даже если показывать все 306 матчей предполагаемого турнира по бесплатному телеканалу в прайм-тайм, что в принципе невозможно, и продавать рекламу по расценкам матчей сборной, то есть в два-три раза дороже, чем в случае национального чемпионата, можно собрать 300 миллионов долларов. Реальная же стоимость - 60-70 миллионов.
Есть второй путь, по которому, собственно, идет сейчас РФПЛ: продавать футбол абонентам по 5 долларов в месяц.
В этом случае, чтобы собрать искомый миллиард, нужно увеличить число подписчиков в несколько десятков раз. Между тем добиться даже десятикратного роста можно только в течение нескольких лет. Причем при благоприятном развитии событий.
Учитывая, что абонент - это, по сути, адрес, то есть, как правило, не один человек, а семья или целое кафе, то речь идет об охвате в той или иной мере футболом примерно половины населения. Но Россия не Италия, где при 60 миллионах жителей насчитывается 5,3 миллиона подписчиков, то есть в кальчо действительно вовлечена добрая половина граждан.
Таким образом, миллиард - это не коммерчески просчитанный доход, а красивая круглая цифра "с потолка".
Возникает резонный вопрос: если у "Газпрома" (а у кого же, как не у него?) есть возможность "закачать" в чемпионат миллиард, то почему бы не отказаться от спонсирования Украины и не ограничиться полумиллиардом или иной весомой суммой, чтобы выглядел наш чемпионат под стать ведущим западным. Мысль вроде бы разумная, да только деньги, упавшие с неба, развращают и не побуждают работать. Вот если бы дополнить такие ассигнования рядом условий. Скажем, обеспечьте хотя бы минимальную приемлемую посещаемость стадиона - и будет вам финансовое счастье. В противном случае, извините, подвиньтесь.
В принципе и без вливания со стороны общая стоимость российского чемпионата может возрасти и составить в зависимости от конъюнктуры от 70 до 100 миллионов долларов. Это, конечно, значительно меньше, чем в Англии, на которую мы очень любим кивать, - миллиард фунтов в год там от телевидения получают. Вместе с тем следует принять во внимание, что две трети доходов британцам приносит экспорт за границу. Так, "НТВ Плюс" приобрел сейчас на три года права на показ матчей английской премьер-лиги за 28 миллионов, итальянцы платят за то же самое по "сороковнику", а не по "десятке" в год, а какая-нибудь африканская страна - свои копейки, которые, однако, фунты берегут. РФПЛ же продает за границу в основном новостной доступ для телевизионных обзоров в общей сложности за 3-4 миллиона долларов.
Таким образом, чтобы быть успешными на рынке, надо, чтобы твой продукт был востребован и дома, и на выезде. В России всегда хочется быстрых денег, но рост интереса к футболу может быть только медленным, обусловленным улучшением положения в экономике и привыканием народа к такой новой реальности, как платное телевидение. А от миллиарда у клубных руководителей потекли слюнки, но это - все те же дотации, на которых наш футбол сидел, да и до сих пор бочком посиживает.