Владелец "Спартака" заявил, что хочет вывести акции клуба на биржу. Купить их сможет любой желающий.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
"Мне важно сделать другое. Сделать команду именно народной, чтобы те люди, которые купят акции "Спартака", имели право голоса в определении его политики, развития и т.д., как это делается, например, в Испании или в Англии".
Это слова Леонида Федуна в интервью газете "Ведомости". Главный акционер красно-белых говорил на самые разные темы, но вопрос IPO – первой публичной продажи акций неограниченному кругу лиц – представляется наиболее интересным. Хотя бы потому, что до сих пор ни один российский клуб не сделал ничего подобного.
"Мы рассчитываем на своих фанов, для которых владение акциями – сопричастность жизни команды, – продолжает Федун. – Плюс это будет реальная ценная бумага, которая станет обращаться на Московской бирже. Понятно, что ее котировки будут зависеть от того, успешно играет команда или нет, будет она выступать в Лиге чемпионов или нет, будет ли создан объединенный чемпионат России и Украины, вопросов очень много".
И все же, несмотря на наличие всех этих вопросов, судя по заявлению, к 2018 году Федун намерен осуществить свой замысел, причем в качестве основных покупателей он рассматривает именно болельщиков. Сенсация? Прорыв? Похоже на то. Однако торопиться с оценками все же не стоит.
Разговоры о возможном проведении российскими клубами IPO ведутся давно. Сам же Федун об этом говорил несколько раз, причем впервые – около десяти лет назад. Намекал на что-то подобное и президент ЦСКА Евгений Гинер, чей клуб в свое время обнародовал бюджет – важное, кстати, условие для выхода на биржу. Однако после кризиса 2008 года об этой теме как-то позабыли.
В международном масштабе Федун – не новатор. Английские клубы проводили IPO еще 20-30 лет назад, их примеру последовали немцы, итальянцы, голландцы. Во многих случаях выход на биржу не обернулся для команд ничем хорошим, а ставка на так называемые эмоциональные инвестиции – мол, каждый болельщик захочет купить частичку любимого коллектива – чаще всего себя не оправдывала. В какой-то момент начался обратный процесс – клубы покидали биржу через черный ход.
Говоря об идее "народного" "Спартака", Федун упомянул об Испании. Уверен, у многих сразу возникли ассоциации с "Барселоной" или "Атлетиком", где некоторое влияние имеют так называемые сосьос – члены клуба, которые платят взносы и участвуют в выборах президента.
Но система там работает по схеме "1 человек – 1 голос", и то, что предлагает Федун, – вовсе не испанский вариант, ведь в ОАО, грубо говоря, правее тот, у кого больше акций. Болельщики же, как правило, их приобретают чисто символически – одну – две. Тем самым возникает огромное число миноритарных акционеров. Теоретически, объединившись в некую группу, миноритарии могут противостоять главным акционерам, но в подобное развитие событий в случае со "Спартаком" верится слабо. Устав акционерного общества – штука гибкая, и там может быть прописано все что угодно.
В мировой практике выход на IPO могут себе позволить только очень успешные клубы, вроде "Манчестер Юнайтед". Владелец красно-белых считает, что стоимость активов "Спартака" перед выходом на биржу превысит миллиард долларов. "Насколько будет больше миллиарда, не знаю, – говорит он. – Может, в два, может, в полтора раза, а может, в три".
Что ж, остается только посмотреть, что из всего этого получится.
"СЭ" нашел для "Спартака" первых потенциальных акционеров
Олег РОМАНЦЕВ: "ЛЮБЛЮ "СПАРТАК" И С АКЦИЯМИ, И БЕЗ!"
С середины 1990-х до начала 2000-х творец девяти красно-белых чемпионств был не только главным тренером, но и президентом, и главным акционером клуба. А теперь стал просто самым верным и искренним болельщиком. Но теперь, получается, прошлое можно будет вернуть.
– Между прочим, в свое время великий Николай Петрович Старостин выступал с похожей идеей, – напомнил Романцев. – Но, увы, время было другое. А что касается дел сегодняшних, то я с тонкостями процесса, предложенного Леонидом Арнольдовичем, пока не знаком. Скажу лишь, что я любил и всегда буду любить "Спартак" и с акциями, и без них. В светлое будущее родного клуба верю!
Александр МОСТОВОЙ: "ГОТОВ РАСКОШЕЛИТЬСЯ В РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛАХ"
Бывший полузащитник сборной России живет сейчас на две страны – то в России, то в Испании. Он не скрывает, что мечтает однажды поработать в "Спартаке". Надо полагать, заработанных за славную карьеру средств ему хватит, чтобы купить себе право участвовать в судьбе клуба.
– Пока непонятно, как это все происходить будет, – сомневается, впрочем, Мостовой. – Неизвестно, сколько акций будет выпущено. А денег на их покупку я готов потратить в пределах разумного.
Шура КАРЕТНЫЙ: "КУПЛЮ ОДНУ НА ПАМЯТЬ"
Артиста театра и кино Александра Пожарова, получившего известность в образе исполнителя блатных песен, матерщинника Шуры Каретного, "СЭ" в 2009 году признал читателем года. Он спартаковец с пеленок.
– Сейчас я строю дом и еще не рассчитался с долгами... – сразу призадумался Пожаров-Каретный, узнав о задумке Федуна. – Но если отбросить эти проблемы, то поразмышлять можно.
– И сколько денег готовы потратить?
– Трудно сказать, с какой суммой готов расстаться. Ведь никто не знает, что случится к 2018 году, когда Федун разместит на бирже акции "Спартака".
– А сколько бы купили, если будут деньги?
– Да знать бы, сколько к тому времени будет стоить одна акция! Но, учитывая, что я всю жизнь болею за красно-белых, хотя бы одну на память точно куплю. Приятно ведь потом говорить: "Я акционер "Спартака"!
Георгий ЧЕРДАНЦЕВ: "ХОЧУ ВЛИЯТЬ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ"
Среди футбольных журналистов и комментаторов один из самых известных "спартачей" – автор и ведущий программы "90 минут +". Однако в акционеры Черданцев не рвется.
– Миноритарным акционером вряд ли хочу стать, мне это неинтересно, – объясняет он. – А на мажоритарный пакет у меня денег не хватит.
– Сколько, кстати, вы готовы потратить на это дело?
– В настоящий момент – нисколько. Потому что должен понимать, что получу как акционер. Речь же не о пожертвованиях на благо "Спартака". Потому что я физически передаю свои деньги владельцу, конкретному лицу, а не в благотворительный фонд. Так что вы задали очень сложный вопрос, на который я вот так, с ходу, не готов ответить.
– Ну а если в будущем наступит ясность, то какой процент или какое количество акций вы хотели бы приобрести?
– Такое количество, которое давало бы мне право голоса и возможность влиять на принятие решений. (Александр ЛЬВОВ, Сергей АСТАХОВ, Виталий АЙРАПЕТОВ)
ОПРОС "СЭ"
ХОТИТЕ ЛИ ВЫ СТАТЬ АКЦИОНЕРОМ ФК "СПАРТАК"?
Ответили 2855 человек
ДА - 35% НЕТ - 65%