ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 28-й тур. Сегодня СПАРТАК – КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ
Построенные в 1956 году "Лужники" чаще были родной ареной для бездомного "Спартака". Сегодня красно-белые проведут на них последний перед закрытием на глобальную реконструкцию матч. По просьбе "СЭ" о легендарном стадионе вспоминают спартаковские ветераны разных поколений.
Анатолий ИСАЕВ: "СПАРТАКОВСКИЙ ДУХ РОДИЛСЯ В ЛУЖНИКАХ"
– Вы забили первый гол в Лужниках в официальном матче. Случилось это 5 августа 1956 года в игре союзной Спартакиады Москва – Литовская ССР (2:0).
– Да, мне об этом уже говорили сегодня. Звонили, поздравляли. Приятно, конечно… Но я, честное слово, тот гол совсем не помню. Все подробности из памяти стерлись.
– А помните самые первые впечатления о "Лужниках"?
– Огромные массы народа… "Динамо" славилось хорошим полем, а "Лужники" – невероятной поддержкой трибун. На матчах "Спартака" тогда, можно сказать, всегда был полный стадион, особенно во встречах с московскими командами – "Динамо", ЦСКА. Отсюда и происходит понятие спартаковского духа: он был рожден, когда болельщики гнали нас на победу. Такая масса – это что-то потрясающее…
– Ну да, ведь тогда "Лужники" вмещали больше 100 тысяч. Неужели часто заполнялись?
– Конечно. Помню матч с "Динамо", в котором я забил три мяча. Мы открыли счет, динамовцы сравняли, кажется, с пенальти. И вот до моего второго гола шум стоял просто невообразимый – с ума можно был сойти! Лишь когда "Спартак" снова вышел вперед, трибуны постепенно поутихли, и стало более-менее спокойно.
– В 50-60-е годы "Спартак", как и сейчас, являлся самой популярной командой в стране?
– Конечно. Когда я только пришел в знаменитый клуб, мне об этом сразу с гордостью сказали. А на втором месте по народной любви тогда, по-моему, было "Динамо".
– Вы сказали, что стадион "Динамо" славился хорошим полем. А что в "Лужниках"?
– Там оно было похуже. Трава пореже. На "Динамо" же траву словно побрили! А известно, что для хорошего, быстрого футбола трава должна быть небольшой, чтобы мяч катился без усилий. "Лужники" еще не приспособились обеспечивать нужную высоту газона. Поэтому поле "Динамо" было нам роднее, к лужниковскому же приходилось привыкать.
Валерий РЕЙНГОЛЬД: "Я ИГРАЛ ЗДЕСЬ ПРОТИВ ВЕЛИКОГО ЯШИНА"
– О Лужниках у меня самые светлые воспоминания, – начинает рассказ нападающий "Спартака" в 60-70-х годах. – Вся молодость прошла там. На "Динамо" за карьеру провел, наверное, всего десяток игр. В основном же "Спартак" базировался в Лужниках. Сколько матчей в них прошло самого высокого уровня!
– На "Динамо", говорят, поле было лучше.
– В "Лужниках" оно тоже было хорошее. Да и не были футболисты моего поколения капризными людьми. Мы привыкли на любом поле показывать то, что умеем. Это сейчас игрокам подавай все на блюдечке. Траву правильно постриженную и никакую другую. А наше поколение было незатейливое. Поэтому – великое.
В "Лужниках" выросли и возмужали Стрельцов, Яшин, Шестернев… Весь Советский Союз гордился "Лужниками".
– Из матчей, проведенных вами на БСА, какой-нибудь можете выделить?
– Со "Спартаком" я выиграл здесь два Кубка СССР. Не шутка! Кубок Советского Союза котировался намного выше, чем российский. Правила были другие, и мы, к примеру, в 1965 году при аудитории 100 тысяч человек два дня играли финал с минским "Динамо". Только во второй день в добавочное время Галимзян Хусаинов, царство ему небесное, принес нам победу.
А возьмем встречи с московским "Динамо". Играть против великого Яшина! Или с "Торпедо": играть против великого Эдика Стрельцова! Или с ростовским СКА, где выступал в моем понимании великий, ныне здравствующий Витя Понедельник, который забил золотой мяч в парижском финале Кубка Европы 1960 года.
А Олимпийские игры? Наши тогда в футбольном турнире заняли третье место, а могли стать первыми, но, как сейчас помню, проиграли ГДР.
В общем, "Лужники" достойно принимали соревнования самого высокого уровня. А в моем сердце они оставили глубокий след.
Владимир БЕСЧАСТНЫХ: "НАТУРАЛЬНОЕ ПОЛЕ БЫЛО КРИВЫМ И ЛЫСЫМ"
– К "Лужникам" отношусь нормально, – признался бывший форвард сборной России, выступавший за "Спартак" в начале 90-х и в первой половине 2000-х. – Это наш домашний стадион. Много побед и приятных воспоминаний связано с лужниковской ареной.
– Когда в Лужниках лежал естественный газон, многие его поругивали. Справедливо?
– Вполне. Он был ужасен!
– Чем?
– Говорили, что поле Лужников расположено в низине, поэтому трава там просто не могла прорасти. Вот и было оно кривым и лысым.
– Тем не менее, это не мешало "Спартаку" побеждать.
– Поначалу все же немного мешало. А потом наше преимущество над остальными стало настолько велико, что "Спартаку" уже ничто не могло помешать.
– Вы поиграли в "Лужниках" и на искусственном газоне. Он лучше?
– Да, и намного. Хотя бы потому, что ровный. Только вот "Спартак" к тому времени сдал. Так что особых дивидендов искусственная поляна нам не принесла.
– Ваш самый памятный матч в "Лужниках"?
– Трудно выделить – слишком много всего было. Пожалуй, назову свою самую первую игру – финал Кубка СССР-1991/92 против ЦСКА.
– Это когда вы, 17-летний, сделали победный дубль?
– Да.