Под впечатлением от драки во Владикавказе и удаления в Санкт-Петербурге Романа Широкова корреспондент "СЭ" вспомнил не менее резонансные эпизоды, случавшиеся ранее в российских чемпионатах.
6 ноября 1994 года. Конфликт во Владикавказе
Почти 20 лет назад в столице Северной Осетии команды уже практически сошлись стенка на стенку, когда в последнем туре чемпионата-1994 встречались "Алания" и нижегородский "Локомотив". Владикавказец Игорь Горелов в жесточайшем подкате сломал ногу нынешнему главному тренеру "Волги" Юрию Калитвинцеву. Выяснение отношений получилось бурным, в концовке владикавказца Мирджалола Касымова и нижегородца Федора Гаглоева удалили с поля, а гости покидали газон со словами: "Мы еще встретимся".
Конфликты тренеров и футболистов соперничающих команд случались и до памятной истории с выяснением отношений между главным тренером "Спартака" Валерием Карпиным и полузащитником "Зенита" Игорем Денисовым. Замененный по ходу столичного дерби "Локомотив" – "Спартак" форвард красно-белых Николай Писарев сначала принялся выяснять отношения с боковым арбитром, а затем и с вмешавшимся в конфликт наставником железнодорожников Юрием Семиным. В итоге нынешнего тренера молодежной сборной России дисквалифицировали на 10 матчей за оскорбления и угрозы, высказанные на поле. Вскоре Писарев покинул "Спартак", перейдя в испанскую "Мериду". Семина КДК наказал на три матча.
24 марта 1996 года. Кто ударил судью Чеботарева?
По ходу матча "Динамо" – "Алания" хозяева не раз выражали несогласие с решениями арбитра Юрия Чеботарева. В том числе и в эпизоде с сомнительным 11-метровым в ворота бело-голубых. Все закончилось тем, что занимавший тогда пост президента "Динамо" и главы ПФЛ Николай Толстых попросил арбитра после игры зайти в раздевалку хозяев. Посмотреть в глаза ребятам. Закончилось это тем, что у кого-то из динамовцев не выдержали нервы, и он ударил Чеботарева.
Одно из самых крупных сражений фанатов и милиции в истории отечественного футбола случилось на только что отстроенном стадионе в Раменском в день матча "Сатурна" и "Спартака". На 24-й минуте игра была прервана на четверть часа, после того как на трибунах первого российского чисто футбольного стадиона начались беспорядки. Прелюдия имела место еще до стартового свистка, когда в сторону милиционеров были брошены несколько пластиковых кресел, на что последовал ответ в виде ввода на сектор бойцов ОМОНа.
После спартаковского гола было вырвано еще несколько кресел, полетели файеры, а омоновцы вклинились на трибуны, пустив в ход резиновые дубинки. Началось полномасштабное сражение, которое удалось остановить лишь после вмешательства главного тренера "Спартака" Олега Романцева, Андрея Тихонова и Ильи Цымбаларя. Они обратились к трибунам по громкой связи, а потом и вовсе отправились к фанатам. Просили успокоиться и силы правопорядка. Сухой итог: почти 500 вырванных кресел, десяток пострадавших милиционеров, никакой информации о травмах болельщиков и дисквалификация стадиона, на котором позднее, но с чуть меньшим размахом дрались с милицией поклонники ЦСКА.
11 мая 2002 года. Бутылкой по Романцеву
Еще один конфликт на матче "Сатурн" – "Спартак". В концовке игры, судьбу которой решил пенальти красно-белых на 87-й минуте, Юрий Ключников имел основания назначать 11-метровый в ворота гостей. Но не сделал этого, а после финального свистка в направлении судей с трибун было брошено несколько пластиковых бутылок. Олег Романцев, видимо, решил, как и три года назад, обратиться к зрителям, и сам попал под обстрел. Одна бутылка по касательной угодила в тренера. После этого Олег Иванович эмоционально заявил, что больше болеть за "Сатурн" не будет. Однако через год с небольшим стал главным тренером раменского клуба.
Сергей Овчинников, как известно, завершил карьеру, будучи игроком "Динамо". На решение вратаря повлияла длительная дисквалификация, когда футболист принялся выяснять отношения с арбитром Игорем Захаровым. Знаменитую реплику: "Я капитан, ..." вспоминают до сих пор.
Но это был отнюдь не первый подобный эпизод с участием эмоционального голкипера. После матча "Локомотив" – "Зенит" (1:2) Овчинникова с трудом сдерживали несколько человек, когда он поочередно конфликтовал с арбитром и тренером питерцев Боровичкой. Босса тогда дисквалифицировали за физическое воздействие на судей и нецензурную брань.
29 августа 2004 года. Побоище в Раменском
Как и в минувшее воскресенье во Владикавказе, все началось с неоправданного фола в центре поля. Не успевавший за мячом полузащитник "Сатурна" Адриан Бастия сбил в подкате Сергея Семака, и тут же в не владевшего мячом аргентинца врезался Юрий Жирков. Пока отпустивший нити игры арбитр Гончар беседовал с капитанами команд, конфликт перерос в рукопашную. Форвард черно-синих Барихо сошелся в кулачном бою с перемахнувшим через ограждение болельщиком ЦСКА, раменчане Жедер с Жаном лупили Шембераса, после чего один из бразильцев демонстрировал навыки капоэйры в спарринге с Березуцким. Досталось и Ярошику, который сам нанес в прыжке удар ногой Жану, а в финале схватки оказался в партере с кем-то из сатурновцев.
Несмотря на отличного качества видео, которое до сих пор среди лидеров в интернете, КДК РФС определил список виновных чуть ли не произвольно. Дисквалификации подверглись лишь по два футболиста из каждой команды. По пять матчей отсидки, видимо, как виновники скандала, получили Жирков с Бастией, а больше всего удивили санкции в отношении Базаева, который пытался утихомирить драчунов вместе с сохранявшими спокойствие Семаком и Онопко.
И снова Раменское. И снова визит столичного клуба. До драки не дошло, но неприятных моментов хватало. Предшественник Веллитона – нападающий "Сатурна" Баффур Гьян – уже в середине первого тайма нанес травму голкиперу "Спартака" Войцеху Ковалевски. Поляк не смог продолжить игру, а ганского форварда наказали предупреждением.
Когда же пошло дополнительное время, Гьяну предъявили красную карточку. Перед этим ухавший фан-сектор гостей увидел средний палец африканца. "Сатурн" требовал обратить внимание на провокацию со стороны трибун в письме, направленном президенту РФС Виталию Мутко и главе РФПЛ Евгению Гинеру. "Спартак" написал свое обращение – по поводу неоднозначной репутации Гьяна. Сам африканец навестил попавшего в больницу Ковалевски и принес ему извинения, но дисквалификации не избежал.
15 августа 2010 года. Как игроки руководителей разнимали
В Грозном искра порой пробегала между скамейками запасных, даже если стадион был нейтральным для обоих соперников. Два года назад в перерыве кубкового матча "Анжи" и "Зенита" повздорили главные тренеры Гаджи Гаджиев и Лучано Спаллетти. Произошло это в подтрибунном помещении в стороне от телекамер.
А вот в 2010-м прямо у скамеек запасных едва не сошлись врукопашную представители "Терека" и "Рубина". Страсти на поле накалились после удаления Муравски, затем случился оказавшийся последней каплей грубый фол Касаева прямо у бровки. В гущу событий ринулся один из руководителей грозненцев Хайдар Алханов. Курбан Бердыев, что естественно, попытался защитить игроков и погасить конфликт, получив при этом толчок в грудь от секьюрити. Руководителей развели в стороны выступившие в роли миротворцев футболисты. Алханова в какой-то момент сдерживали и свои, и чужие, а до скамейки запасных начальника препроводил Лахиялов. КДК, словно вспомнив о ничейном результате игры, наказал участников конфликта одинаково – стотысячным штрафом и трехматчевой дисквалификацией.
Африканские футболисты, которых фанаты частенько достают, изображая обезьянье уханье, и после истории с Гьяном порой выходили из себя. Это поигравший в четырех клубах премьер-лиги камерунец Ангбва относится к провокациям трибун философски, а спартаковец Эменике продемонстрировал динамовскому сектору "жест Эффенберга" в ответ на летевшие в него снежки. КДК, изучив видеозапись, оштрафовал нигерийца на полмиллиона рублей и условно дисквалифицировал до конца сезона.
17 ноября 2012 года. Петардой по Шунину
Матч "Динамо" – "Зенит", о котором судачили всю прошедшую неделю, впервые в российской истории был не доигран до финального свистка. Случались доигровки, как в 2007-м, когда ливень затопил поле во время встречи "Сатурн" – "Кубань", и оставшиеся до конца минуты "добили" сутки спустя. В Химках все ограничилось 37 минутами, когда арбитр Алексей Николаев принял решение прервать игру, потому как после взрыва петарды ее не смог продолжить голкипер бело-голубых Антон Шунин. Напоминать о санкциях КДК РФС и недавнем решении высшего спортивного арбитражного суда в Лозанне, думается, излишне.