Рене Мёленстен: "У Хиддинка и Фергюсона очень много общего"

Telegram Дзен

Голландский специалист Рене Меленстен рассказал, почему вошел в тренерский штаб "Анжи"

Дмитрий ГИРИН
из Ирднинга

РАБОТА В "АНЖИ" – ПРИКЛЮЧЕНИЕ

– Поделитесь своими первыми впечатлениями от "Анжи".

– О, они очень и очень хорошие. Могу сказать, что мы очень хорошо поработали на этой неделе. Моя задача – помочь команде выйти на новый профессиональный уровень. Тренеры, недавно пополнившие команду, – отличные специалисты.

– Ваш контракт с "Анжи" рассчитан на год. Почему был выбран именно такой срок?

– У меня появилась возможность поработать с Гусом Хиддинком, попробовать силы в новом, очень амбициозном клубе. Упускать этот шанс мне не хотелось. Но, с другой стороны, для меня это приключение. Ведь я двенадцать лет прожил в Англии, где осталась моя семья. В такой ситуации всегда важно понять, как ты освоишься на новом месте. Мне хочется получше узнать, что из себя представляет "Анжи", посмотреть поближе на российскую премьер-лигу. Понять, что это за город – Москва. В клубе это тоже понимали. Если все будет хорошо, мы всегда можем продлить соглашение.

– У вас была возможность остаться в "Манчестер Юнайтед"?

– Знаете, это была очень странная и непростая ситуация. Тренеры уходят, на их место приходят новые, со своими идеями и, как правило, своей командой помощников. Так получилось и с Дэвидом Мойесом. Последние пять лет работы рядом с Алексом Фергюсоном сильно повлияли на меня. И я понимал, что Мойесу нужно свободное пространство, если так можно сказать, поэтому решил дать ему эту свободу, а самому принять новый вызов.

– Существует мнение, что чемпионство "МЮ" в прошлом сезоне – заслуга в большей степени ваша, чем Фергюсона. Мол, всю каждодневную работу делали вы, а он только мотивировал команду.

– Разумеется, я не могу с этим согласиться. То, что "Юнайтед" столько лет выступает на высочайшем уровне и выиграл столько трофеев, – заслуга сэра Алекса. При этом у него есть важное качество – он всегда четко понимал, что ему нужны рядом помощники. И в данном случае имею в виду не только себя. Я же просто старался как можно лучше выполнять свои обязанности. И за эти пять лет мы многого сумели добиться.

– Как строятся ваши отношения с Хиддинком? Как будут распределяться обязанности между вами?

– Наши отношения строятся на взаимном уважении. Мы знакомы уже много лет. Хиддинк обладает большим авторитетом в Голландии, работал во многих странах мира и добился больших успехов. Так что я рад представившейся возможности сотрудничества. Что касается обязанностей, то здесь все просто – он пригласил меня в качестве тренера, и в этой должности я и буду работать.

– Если возможно, сравните, пожалуйста, Хиддинка и Фергюсона. Есть ли у них что-то общее?

– Конечно, я пока еще не так долго и не так много работал с Хиддинком, но между ним и Фергюсоном много общего. Прежде всего это великолепное знание и понимание футбола. Потом, оба они – очень хорошие люди. Так что я не вижу между ними больших различий.

ЕСЛИ БЫ ВСЕ РЕШАЛИ ДЕНЬГИ, ЛУЧШИЕ ТРЕНЕРЫ ОКАЗАЛИСЬ БЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

– Известно, что вы последователь методов своего соотечественника Вила Курвера (известный голландский тренер, выигравший в 1974 году с "Фейеноордом" Кубок УЕФА). Можете рассказать подробнее об их особенностях?

– Существуют стадии, которые нужно пройти, чтобы добиться результата. Их три – поиск талантливых игроков, развитие их потенциала, построение успешной команды. Курвер считал, что если нашел талант и сумел развить его способности, то получишь лучших в мире футболистов. Посмотрите на суперзвезд прошлого и настоящего – Пеле, Кройффа, Беккенбауэра, Марадону, Месси, Криштиану Роналду. Их всех отличает высочайшая техника, и именно она определяет разницу между ними и остальными. Курвер говорил, что нужно дать молодым футболистам возможность максимально развивать технический потенциал, учить их как можно большему числу приемов. В итоге это делает лучше футбол в целом – он становится куда более зрелищным. И я полностью с этим согласен. Но этот метод работает и в отношении уже взрослых игроков. Только здесь уже существует направленность в зависимости от амплуа. Защитники уделяют больше внимания оборонительным навыкам, полузащитники и нападающие – созидательным.

– Вы последовали вслед за Курвером в Катар. Не боялись начинать карьеру в таком экзотическом месте?

– Нет, ни в коем случае. Наоборот, я считал это хорошим вариантом. Я полностью доверял методам Курвера и был рад поработать вместе с ним. Знал, что это станет прочным фундаментом для дальнейшей тренерской карьеры.

– На Ближнем Востоке вы возглавляли несколько клубов – "Аль-Садд", "Аль-Этихад". Выигрывали с ними трофеи – Арабский кубок, Кубок эмира, а затем приняли предложение поработать в юношеской академии "МЮ". Не считали это шагом назад в карьере?

– Мне удалось выиграть три трофея в качестве главного тренера, но "Манчестер Юнайтед" – один из лучших клубов мира. Кроме того, это не было шагом назад потому, что таким образом я смог вернуться в европейский футбол, да еще получил в распоряжение один из самых важных участков – юношескую академию. Наверное, это могло вызвать определенное непонимание в футбольном мире, но мне было все равно. Да, деньги занимают важное место в современном футболе. Но если бы все решали только они, то все лучшие тренеры давно работали где-нибудь на Ближнем Востоке. Чтобы лучше узнать футбол, лучше начать работу с юношеских команд, а затем двигаться наверх. Деньги никуда не денутся – со временем, лет через десять, будешь очень хорошо зарабатывать.

КРИШТИАНУ РОНАЛДУ УМЕЕТ ВСЁ

– Вы работали главным тренером в Катаре, руководили юношеской академией "МЮ", трудились в роли ассистента. Какая работа вам нравилась больше всего?

– Во всем есть своя прелесть. Ведь что такое успех? Это не только титулы и кубки, но и хорошая работа академии, прогресс молодых футболистов и тренеров. Но пять лет, проведенные рядом с Фергюсоном, были незабываемыми – атмосфера премьер-лиги, заполненные стадионы…

– Есть вероятность, что в будущем вы снова возглавите какой-нибудь клуб?

– Почему бы и нет? В свое время, в 2006 году, я ушел из резервной команды "МЮ" и принял датский "Брондбю". Причина, по которой проработал всего полгода, проста – там не захотели принять те изменения, которые я предлагал. У меня есть принципы, в которые искренне верю и которым следую. Мне нравится работать так, как я считаю нужным, потому что это приносит успех. И если в будущем кто-то захочет пригласить меня на должность главного тренера, то это должны быть хорошие люди с правильным отношением к делу. Мне не очень нравится современное положение дел: не даешь быстро результат – отправляешься восвояси.

– По вашему мнению, Мойес – это правильный выбор для "Манчестер Юнайтед"?

– Если в клубе решили пригласить именно его, значит, там считают именно так. На протяжении последних одиннадцати лет он отлично работал в "Эвертоне" и обладает достаточным опытом. Для него это большой вызов и большое испытание. Невозможно заглянуть в будущее и узнать, как все сложится, но я желаю ему всего хорошего.

– Одно время вы занимали в "МЮ" должность тренера по развитию технических навыков. Скажите, кто из тех, с кем вы работали, был в этом отношении лучшим?

– В первой команде?

– Да.

– Без сомнения, Криштиану Роналду. Сильный, быстрый, он на высочайшем уровне умел делать все – бить во воротам, играть головой, обыгрывать один в один.

– А кто, на ваш взгляд, добился наибольшего прогресса?

– Думаю, Том Клеверли и Дэнни Уэлбек. Я работал с ними еще в академии, а сейчас оба доросли до сборной Англии. Но, вообще, в "МЮ" подрастает сильное молодое поколение, и, надеюсь, они получат свой шанс.