ЕСТЬ ТЕМА
Трудно ли стать судьей в России? //
Игорь Егоров: "У нас число арбитров ничтожно по сравнению с Европой" //
Андрей Будогосский: "60 процентов кандидатов не проходят по здоровью"
Член судейского комитета УЕФА, председатель инспекторского комитета РФС о подготовке молодых судей в стране и работе "Академии спортивного арбитра", директором которой он является.
– Молодой человек хочет стать арбитром. Должен ли он какое-то время учиться на курсах, в специальной школе, в спортивной академии? Или же он может прийти в городскую или областную федерацию футбола, сдать экзамены и приступить к обслуживанию матчей?
– В принципе раньше так и было: чтобы судить игры городского чемпионата, следовало обратиться в федерацию и сдать экзамен по правилам игры. Впоследствии такой арбитр имел шанс попасть и в профессиональный футбол. С этого года принято иное решение: если ты намерен судить матчи более высокого уровня (начиная с третьей лиги), должен пройти обучение в одной из школ молодого арбитра, аккредитованных судейским комитетом РФС. Курс обучения состоит из трех уровней – последний из них, программа "Таланты и наставники", дает возможность в будущем судить матчи в профессиональном футболе.
– Сколько сегодня судейских школ, академий, центров?
– Функционирует 10-15. Держатся центры на энтузиастах и работают каждый сам по себе, так что все зависит от опыта, квалификации и мировоззрения руководителя. С этого года, мы надеемся, аккредитованные школы станут работать по единой программе.
– Кто их финансирует или будет финансировать?
– Могу сказать об опыте тех школ, что существуют не только на бумаге. Для своего центра подготовки судей Андрей Будогосский нашел спонсора. А, например, у нашей академии появился партнер. В принципе много денег не нужно. Необходимо найти место для занятий, в том числе спортивный зал, а лучше – манеж. Чтобы на практических уроках будущие судьи понимали, что от них хотят и что они будут делать на футбольном поле. Конечно, нужно платить какую-то компенсацию и преподавателю, который в течение двух часов делится знаниями и опытом. Экипировка и инвентарь? Каждый желающий платит за весь период обучения три тысячи рублей. Взамен получает всю судейскую экипировку – флаги, свистки, карточки, спортивный костюм. Плюс знания и возможность тренироваться.
– В центре Будогосского нужно учиться года три, а у вас?
– Обязательный срок – год. После этого вы становитесь членом судейской коллегии и начинаете практическое судейство. Затем по решению президиума коллегии наиболее активных приглашают на второй год обучения. Мне иностранные коллеги завидуют, говорят, что с удовольствием открыли бы такую же школу.
– А кто или что им мешает?
– Нужно быть энтузиастом, обладать педагогическим даром, любить это дело. Очень любить. Школы есть – например, в Португалии, открывали что-то подобное испанцы. Но в большинстве стран курсы непродолжительные: в Италии – двухмесячные, в Германии – двухнедельные. Затем попадаешь в местную федерацию и начинаешь судить на самом низком уровне.
– У вас учатся главным образом местные ребята?
– В основном. Удивительно, но в этом году приехали четыре иногородних. Устроились в Санкт-Петербурге на работу и посещали занятия.
– Правильно понимаю, что, если я живу за Уралом, судейству учиться мне фактически негде?
– Почему же? Открыта школа молодого арбитра в Комсомольске-на-Амуре у Сергея Мацюры. Знаю, что активно занимаются созданием школ во Владивостоке и Хабаровске. Лед тронулся! Сейчас учебные центры активно открывают в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ярославле, Курске. Игорь Захаров старается основать школу в Калуге, чтобы работать по предложенной нами схеме.
– Неужели так много желающих учиться на судью?
– В Санкт-Петербурге мы столкнулись с проблемой. Теперь нам даже приходится проводить отбор – не хватает ресурсов и возможностей принять всех. В прошлом году желающих было 84 человека, оставили 64, а закончили курс 52. В этом году желающих было уже 90. А максимальная численность группы, с которой можно нормально работать в наших условиях, – 55-60 человек.
– Каков возрастной диапазон?
– От 15 лет. Самым старшим в этом году было 27-28. Но они прекрасно понимали, что возраст для судейства уже немалый. Говорят, нам все равно интересно и мы хотим судить только первенство города. А в прошлом году был один 32-летний выпускник.
– К примеру, я футболист и в 28 вынужденно завершил карьеру. Нет никакого смысла пытаться стать арбитром?
– В 28 шанс еще есть. Это практически последний год, когда игрок команды мастеров должен сделать выбор. Мы считаем, что до прихода в профессиональный футбол должно пройти минимум пять лет, в течение которых придется поработать судьей на уровнях ниже.
28, самое позднее 29 лет – это тот крайний возраст, когда ты еще можешь пройти три уровня обучения и начать работать в профессиональном футболе. Примеры есть. Василий Тихонов, игравший за псковские команды, использовал свой шанс и стал работать во втором дивизионе.
– А нужны ли возрастные ограничения? В Англии в стартовавшем сезоне в группу арбитров, обслуживающих матчи премьер-лиги, допущен Роджер Ист. Ему 48 лет.
– Я тоже считаю, что возрастное ограничение, используемое при переходе из лиги в лигу, неправильное. Ты занимаешь первое или второе место в рейтинге судей первого дивизиона, а по возрасту не можешь перейти в премьер-лигу. Уверен, должны судить более опытные. Чтобы работать на матчах, в которых играют 25-30-летние футболисты, нужно быть не младше их. Да, есть талантливые арбитры и в юном возрасте, но это исключения. Убежден, возрастные цензы вообще не нужны. Сколько бы лет человеку ни было, если он талантливый, честный, независимый, сильный, почему бы ему не судить – пусть и всего лишь 5 или 6 лет? По 20 матчей за год – наберется аж 100 игр. Думаю, в будущем все лимиты исчезнут.
– Бывших игроков, становящихся судьями, понять можно – они хотят остаться в футболе. А зачем в судьи идут люди с улицы?
– У нас еще не было человека, который хотя бы на дворовом уровне не играл в футбол. На третьем-четвертом занятии каждый рассказывает о себе. Естественно, один из вопросов – зачем. Один уверяет, что умеет руководить. Другой – поборник справедливости. Есть и те, кто говорит о желании зарабатывать нормальные деньги. Мол, читали, что судьи премьер-лиги получают 3 тысячи долларов (гонорар арбитра за матч – 90 тысяч рублей. – Прим.А.Б.).
– Но они же видят, что эта профессия неблагодарная. Судей, мягко говоря, не жалуют. Не смущает?
– На вступительных лекциях говорю им, что они выбирают профессию, где не бывает звезд. Судья не может стать звездой. За исключением Пьерлуиджи Коллины, получившего статус не без посторонней помощи. Хотя он действительно заслужил. Судья никогда не будет любим всеми. Но есть же и прелести – встречи с людьми, возможность соприкоснуться с большим серьезным футболом. Выходя на поле, ты помогаешь раскрыться мастерству игроков, выявить сильнейшего. Это и впрямь очень интересная мужская профессия.
– Исключительно мужская?
– Да. Девушки, которые играют в футбол, а потом становятся судьями, обладают теми чертами характера, что присущи мужчинам.
– А у вас представительницы слабого пола учатся?
– Очень мало. Ежегодно выпускаются одна-две девушки.