Курбан Бердыев: "Капелло понял Россию лучше, чем Розетти"

Telegram Дзен

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 11-й тур

В пятницу главный тренер казанского "Рубина" дал на клубной базе интервью обозревателю "СЭ"

Александр ПРОСВЕТОВ
из Казани

– Давайте начнем разговор с последних событий. В четверг в матче с "Динамо" у вас не было возможности руководить командой с тренерской скамейки. Как чувствовали себя на трибуне?

– Так ведь мне оттуда футбол смотреть не впервой. Не раз уже дисквалифицировали.

– Константин Бесков всегда наблюдал за игрой с небольшой высоты – и ничего.

– Оттуда трудно информацию до футболистов доносить. А вот обзор намного лучше. Сразу видны все ошибки. И не только отдельных игроков, а всей команды.

– То есть нет худа без добра, и вы даже извлекли из дисквалификации некую пользу?

– В этом плане – безусловно.

– Но постоянно располагаться на трибуне во время матчей не стали бы?

– Нет. Я так делал раньше, когда работал в Джамбуле (во второй половине 80-х Бердыев начинал тренерскую карьеру в клубе "Химик" из города на юге Казахстана, который теперь называется Тараз. – Прим. А.П.). Но потом от этого отказался.

– Ваш помощник Виталий Кафанов сказал на послематчевой пресс-конференции, что вы общались с ним только до игры и в перерыве. Значит, телефонной связи у вас не было?

– Нет, но я посылал людей, которые передавали то или иное указание.

– После злополучного матча с "Томью" вы заявили о заговоре против "Рубина". Может, сказали сгоряча, а судейство было просто неквалифицированным?

– Я руководствуюсь цифрами. Как из нынешнего чемпионата, так и прошлого. Они слишком разительны. Если так пойдет и дальше, то рекорд судейских решений, направленных против "Рубина", который был установлен в предыдущем сезоне, будет перекрыт.

– Тренеры других клубов, в частности, московских, тоже жаловались на целенаправленную работу против их команд. И Карпин, и Петреску...

– А сколько пенальти не дали нам пробить в прошлом году! Хотя бы половину позволили, результат был бы совсем иным.

ЗАДАЧУ ВЫИГРАТЬ ЛИГУ ЕВРОПЫ НИКТО НЕ ПРОВОЗГЛАШАЛ

– В последние дни в СМИ появились сообщения, что перед "Рубином" поставлена задача выиграть Лигу Европы.

– Такая задача не стоит. Речь идет о том, чтобы пройти в этом турнире как можно дальше. И я никогда не заявлял, что мы должны победить в Лиге Европы, зато постоянно говорил о том, что наша задача – выйти в следующий этап. Конечно, есть желание выступить лучше, чем в прошлом сезоне, но, сами понимаете, многое зависит еще и от жребия. Хотя в предыдущем розыгрыше нам попались совсем не слабые соперники (в плей-офф "Рубин" встречался с мадридским "Атлетико", "Леванте" и "Челси". – Прим. А.П.).

– А какие цели клубное руководство ставит перед вами в национальном чемпионате?

– Еврокубки. Выход в Лигу Европы как минимум.

– То есть выигрыша какого-то трофея – скажем, Кубка России – от вас, как от Карпина в "Спартаке", не требуют?

– Столь конкретных задач не ставилось.

МАТЧ С ДИНАМОВЦАМИ – ОСОБЫЙ

– Чем вы объясняете тот факт, что "Рубин" выступает в Лиге Европы лучше, чем в чемпионате России? Соперники слабее или стечение обстоятельств?

– Думаю, дело в том, что российским футболистам и легионерам, которые долго играют в России, не всегда, к сожалению, хватает мотивации. На матчи еврокубков они настраиваются совершенно по-другому, и переход из международного турнира во внутренний им иногда не удается. Если соперник серьезный – одна мотивация, не очень – другая.

– "Рубину" в Лиге Европы не только "Атлетико" и "Челси" попадались.

– Но команды все равно были достаточно квалифицированные. Может быть, со стороны кажется иначе, но на самом деле в Лиге Европы нам в каждом матче пришлось тяжело. Команда сталкивалась с разными стилями и манерой игры. "Марибор" победили со счетом 5:2, но результат во многом обманчив – игра была непростая.

– Даже одна из самых сложных. Все-таки словенская команда реально много атаковала. На ваш взгляд, "Марибор", "Раннерс", "Мольде", с которыми встречался "Рубин", могли бы выступать в российской премьер-лиге?

– Уверен, что да.

– "Рубин" всегда славился тем, что умеет удерживать преимущество. Но в этом чемпионате он открывал счет и не побеждал уже четыре раза: во встречах с "Кубанью", "Крыльями Советов", "Томью" и "Динамо".

– Матч с динамовцами – особый. А в остальных случаях присутствовала и сказывалась внутренняя успокоенность, ощущение, что дальше будет так же легко.

Между тем чемпионом станет тот, кто понесет меньше потерь в матчах с соперниками, которые не принадлежат к фаворитам турнира.

– Ничейным результатом с "Динамо" довольны?

– После удаления Маркано – да. А при равных составах не был. Мы знали, что "Динамо" будет только контратаковать, готовились к этому и владели преимуществом. Когда сделали счет 2:2, была внутренняя уверенность, что доведем игру до победы.

– В принципе вы же не справились с Кокориным.

– С ним многие не справляются, потому что он сейчас просто в отличной форме. Даст Бог, у него и дальше так пойдет игра. Тогда многого сможет добиться.

– Дан Петреску недавно сказал, что Кокорин мог бы играть в любом европейском клубе.

– Не в любом, а в одном из лучших. Давно слежу за ним. Был период, когда в "Динамо" его куда только не ставили. А сейчас он в такой форме, что не нарадуюсь на него.

НУЖЕН НАПАДАЮЩИЙ НЕ ХУЖЕ РОНДОНА

– Откровенно говоря, удивило, что летом "Рубин" не приобрел нападающего в дополнение к Рондону.

– У нас было очень много вариантов, да и сейчас остаются, но не хочется брать средненького игрока. Нужен футболист уровня Рондона и выше.

– Значит, какие-то сделки сорвались?

– Как обычно. Уже должны были вылетать на подписание – и в последний момент тренер отказался продавать. Может, в зимний период удастся сделать приобретение.

– Но до зимы команда может понести немало турнирных потерь.

– Бог посылает испытания – посмотрим, что будет.

– Как сейчас в клубе организована селекция?

– Мы сами ее ведем, как и раньше. Есть селекционный отдел, который наблюдает за игроками. Бывает, что кто-то вдруг всплывает, но обычно футболиста "ведем" на протяжении нескольких лет. По М’Вила давно работали. Мавинга, едва появился в поле зрения, сразу привлек внимание. Летали во Францию и насчет другого левого защитника, который сейчас уже в "Марселе" играет.

– Это не Бенжамен Менди, перешедший из "Гавра"?

– Да. Хороший, креативный футболист. Если бы не получилось с Мавинга, он, возможно, был бы в "Рубине". С Францией у нас сложились хорошие отношения.

– Вы обмолвились в интервью сайту УЕФА, что ориентируетесь теперь на азиатский рынок. Между тем иранец Сердар Амзун – это еще не игрок основного состава. Пока ваш клуб больше приобретает на рынках Испании да Франции.

– Как я уже говорил, игроков мы ведем несколько лет. И в Азии пока работаем на перспективу, достаточно тщательно подбирая футболистов. Может быть, зимой в команде появится опорный полузащитник 1996 года рождения. Клуб действительно теперь ориентирован на азиатский рынок. Но не среднеазиатский.

– Речь о Китае и Юго-Восточной Азии?

– Нет. В тот район мы еще не добрались. Исследуем Иран, Ближний Восток.

УДЕРЖАТЬ БОККЕТТИ И НЕ ПЫТАЛИСЬ

– Надо сказать, что вы берете в команду эдаких "трудных подростков". У М’Вила репутация человека со сложным характером, Вакасо отличался в Испании несдержанностью и ненужными предупреждениями. Занимаетесь воспитательной работой? М’Вила ведь сейчас один из лидеров.

– Он был лидером и в молодежной сборной Франции, и в "Ренне", где, несмотря на молодость, выходил на поле с капитанской повязкой. Хотя ему в июне исполнилось только 23 года. А что касается бытовых проблем, то кто в молодости не совершает ошибок? Саша Бухаров сколько их сделал. Чори (Домингес. – Прим. А.П.) – неуправляемый. В клубе же никаких претензий по поведению к игрокам нет. Здесь правильная аура, среда, которая расставляет приоритеты. Главное – чтобы в душе не было предательства.

– Бухаров недавно попал в неприятную историю. Может быть, теперь "Зенит" с ним расстанется?

– Это не наш игрок, и ситуацию с ним я комментировать не могу. Но то, что Саша не играет, беспокоит.

– Между тем все время ходят разговоры, что и он, и вы хотели бы возобновить сотрудничество.

– Это действительно только разговоры.

– Но этот нападающий "Рубину" подошел бы?

– Бухаров подошел бы любой команде. Спаллетти же сказал в начале сезона, что в "Зените" появился новый игрок – Бухаров. Но потом что-то случилось, и теперь он не играет.

– Летом клуб расстался с Касаевым и Дядюном, ранее зимой – с Боккетти. Их нельзя было удержать?

– Сальву мы и не пытались удерживать, потому что понимали: у него семейные обстоятельства. Его подруга хотела жить в Москве. К тому же заканчивался срок действия контракта, а продлевать его он не хотел. Касаев желал больше играть. Ни он, ни Володя Дядюн не могли предвидеть того, что произошло в "Анжи", и последующего перехода в "Динамо" целой группы игроков.

– Теперь Касаев обратно не просится?

– Нет. Алан порядочный парень, который отработает арендный контракт до конца. Потом видно будет.

– Дядюн, между тем, с "Рубином" больше не связан.

– Володя принял решение уйти. Это его право.

– Боккетти в последний период пребывания в "Рубине" иногда не играл или выходил на позицию опорного полузащитника. А в "Спартаке" он стал ведущей фигурой.

– В том, что Сальва хороший футболист, я никогда не сомневался. Но у нас и другие центральные защитники были и есть. Кверквелии, в частности, надо расти.

– Против "Динамо" он сыграл не очень убедительно.

– Связываю это с волнением и нехваткой опыта.

ЛИМИТ ЛУЧШЕ ВСЕГО ОТМЕНИТЬ ПОЛНОСТЬЮ

– Вы всегда были противником лимита на иностранцев. Как теперь видите решение этой проблемы?

– Я за то, чтобы его отменить полностью или хотя бы сократить. Любые искусственные меры не могут идти на пользу. В Советском Союзе что только не придумывали. Это ни к чему не привело. Тем не менее мы продолжаем идти по тому же пути.

– Президент ЦСКА Евгений Гинер предлагает ввести лимит не на поле, а в рамках заявки на сезон. Как вы относитесь к этой инициативе?

– Согласен. Каждый год перед клубами ставится задача – удачно сыграть в еврокубках. Но как в них добиться чего-то существенного, если мы ограничены в игроках?

– А как быть со сборной, и без того вынужденной выбирать из ограниченного круга лиц?

– Она как раз сильнее и станет, потому что игрокам придется пробиваться через сито жесткой конкуренции.

– Как оцениваете деятельность на посту главного тренера сборной Фабио Капелло, к которому, не секрет, всегда относились с большим уважением?

– Это так. Он во главу угла ставит результат, и, я думаю, он выйдет со сборной на чемпионат мира без проблем.

– Вы с ним футбольные единомышленники. У вас тоже, по-моему, на первом месте результат, не так ли?

– Конечно. Все остальное забывается.

– Привнес ли, на ваш взгляд, Капелло в сборную что-то новое?

– Дисциплину и правильную внутреннюю атмосферу, что очень важно для россиян. Подчеркиваю: для россиян. Тот же Розетти должен знать, что Россию умом не понять, и делать выводы. А он старается выстроить все, как в Западной Европе. Так не получится. Не хочу дальше углубляться, но Капелло как раз это понял.

– Есть ли команды, на игру которых вы как специалист ориентируетесь? Раньше вы называли "Барселону", но ваши высказывания несколько исказили, поняв слишком буквально.

– Поэтому даже боюсь говорить. Сейчас приоритет отдается вертикальному футболу. Некоторые клубы – и их много – системно выстроили такую игру. Есть безусловный надежный контроль мяча и, как следующий шаг, вертикальная игра. Взять дортмундскую "Боруссию". Она прежде всего и сильна ею.

– Еще игрой с флангов...

– Да. Но продольные диагональные передачи – это тоже вертикальная игра. При том по возможности делается минимум передач поперечных.

– Вы стремитесь к выстраиванию такой игры?

– Мы к ней давно шли. В 2009 году, когда у "Рубина" был сильный состав, так и играли. Но потом, увы, от многого пришлось отказаться.