ЕСТЬ ТЕМА
Денис Маслов: "Черные схемы клубам не нужны" // Алексей Сафонов: "Для Толстых все агенты - враги" // Юрий Зайцев: "Не стоит РФС спешить с реформой!" // В Америке агент получает деньги только от клиента
РФС продолжает наступление на агентов: в новой редакции регламента по агентской деятельности, разработкой которого занимается рабочая группа, планируется запретить лицензированным футбольным посредникам получать вознаграждение от клубов. Добавит ли эта мера чистоты российскому футболу?
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Предположительно, разработка нового регламента завершится в следующем году. Но уже сейчас ясно, против чего выступает РФC.
В документах ФИФА представители этой профессии именуются "агентами игроков" (в российском варианте - "агенты футболистов"). На деле же люди, сопровождающие футбольные трансферы, часто выступают в роли организаторов широкого спектра услуг. Их функции не исчерпываются правовой и бытовой поддержкой подопечных, распространяясь и на работу с клубами. О видах этой работы и о суммах вознаграждений за нее мы слышали не раз. Коррупции и конфликтам интересов есть где развернуться в этой среде. РФС в меру сил пытается сопротивляться.
Пара примеров. Игрок А переходит в клуб Б. Он свободный агент, то есть стоимость трансфера - ноль рублей ноль копеек. Однако за то, чтобы футболист перешел именно в этот клуб, его агенту перечисляются деньги. С одной стороны - "а шо такова?". Даже бесплатный игрок может быть востребован, как тот же Хонда предстоящей зимой. Значит, желающим его заполучить нужно умасливать агента. С другой стороны, почему бы самому футболисту не отдать агенту процент от зарплаты? У того будет прямой стимул выбить подопечному лучшие условия. Которые наиболее заинтересованный клуб и предложит, высвободив деньги за счет экономии на агентском вознаграждении.
Второй вариант называется агентская деятельность. Первый - посреднические услуги, разбираться с которыми РФC не желает. Это прерогатива налоговых, финансовых и прочих фискальных органов. Для национальной ассоциации важнее регламентировать сугубо футбольные моменты, дабы люди не занимались мутным бизнесом, прикрываясь ее лицензиями.
СТРАННЫЕ УСЛУГИ
Другой пример. В 2010-м счетная палата Самарской области завершила проверку, итоги которой говорят о, мягко говоря, неэффективном использовании 620 миллионов рублей бюджетных средств, выделенных ФК "Крылья Советов" в 2006 - 2007 годах. Средства эти были перечислены в довольно странные места за довольно странные услуги. Так, за продление контракта с южноафриканцем Мэттью Бутом организация "Технокомплекс" обогатилась на 51 миллион 750 тысяч рублей. За то же действие в отношении вратаря Александра Макарова на счет конторы "Самара-Альянс" упали 48 миллионов рублей. За операцию под названием "просмотр игроков" учреждения "ЮК МКБ "Гарант" и "Атлант" были вознаграждены суммой 47 миллионов 546 тысяч рублей. И так далее.
Всего от бюджета отхлебнули 9 организаций с абсолютно нефутбольными названиями. Можно ли считать их агентами? Можно, но - нелицензированными. За переговоры с такой публикой итальянские клубы, к примеру, ждут санкции и штрафы.
Быть может, "Крылья" вели переговоры с лицензированными агентами и лишь перечисления делали на реквизиты "Рогов и копыт"? В таком случае неплохо бы знать: а) фамилии агентов; б) рыночную обоснованность выплат, многократно превышающих зарплату и стоимость объектов сделки.
Наиболее характерный эпизод - трансфер парагвайца Рональда Сайаса Коронеля. Этот нападающий напал не на самарских соперников, а на областной бюджет. При цене футболиста в 80 тысяч долларов "ЮК МКБ "Гарант" получила за трансферные услуги 27 миллионов рублей. Оно того стоило: в единственном своем матче за самарский дубль парагваец сыграл 17 минут, после чего укатил на родину.
Есть масса оснований предположить, что единственной целью его покупки было то самое агентское вознаграждение. Положить Коронелю зарплату в 270 миллионов рублей, чтобы он отсчитал от нее 10 процентов и отдал агенту 27 миллионов, - преступление против человечества. А купить игрока-пустышку для прикрытия банального воровства, - ход вроде как законный.
ФАКТ СДЕЛКИ РЕШАЕТ ВСЁ
И таких примеров в российском футболе десятки, если не сотни. Ненужный товар поступает в клубы пачками, иногда даже не зная о своей ненужности. Футбол вторичен, факт сделки решает все. Государство платит как оголтелое. А куда деться, если социальная функция остро требует покупки парагвайца, но дешевле, чем за 27 миллионов, такой бриллиант не урвать? Для любимого народа никаких денег не жалко. Не пришелся в итоге ко двору? Ну а что вы хотите: селекция - процесс творческий, без ошибок не обойтись!
Интересы игрока, которые должен представлять агент, во всей этой каше и близко не просматриваются. Именно потому, полагаю, в списке лицензированных агентов РФС немало таких, у кого не заключен договор ни с одним футболистом. Агент цветет и пахнет - клиенты отсутствуют. Причина: куда более заманчивые отношения, ради которых люди подчас и становятся агентами. Денег с них можно снять значительно больше, чем с футболистов. На взаимовыгодной основе.
Думаю, эту связь и стремится разорвать РФС. Да, сейчас не 2006 год, перечисления в офшоры за агентские услуги запрещены. Но суммы вознаграждений по-прежнему определяются лишь "хотелками" обеих сторон. И договор о каких угодно услугах клубу с агентом заключать не возбраняется. А дальше - гуляй, купечество, режь последний огурец.
Какими еще способами можно со всем этим бороться? В Англии, допустим, каждый объект сделки, то есть футболист, обязан подписать официальную бумагу: с размером агентского вознаграждения ознакомлен, возражений не имею. Таким образом исключается использование игроков в качестве трансферного мяса. Однако футболист вполне может стать третьим участником мошенничества. Он попросту войдет в долю, отщипнет от того же агентского вознаграждения, подпишет что угодно - и плевать ему будет на собственную нужность.
МЕТОД ЕСТЬ - ОТКРЫТЬ КЛУБНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Выходит, единственный залог успеха - то, что предлагает РФС? Клин, вбитый между клубами и агентами?
Ответ снова отрицательный. ФИФА не запрещает агентам получать вознаграждение от клубов. Если мера будет принята российской стороной в одностороннем порядке, это поставит в неравные условия наших и зарубежных агентов. Последние с радостью закроют денежную амбразуру своей грудью.
Кроме того, существуют Конституция, гражданский и прочие кодексы. Никто не вправе запретить юридическому лицу, то есть клубу, заключать договоры с кем бы то ни было пусть не об агентских, так о консультационных услугах. Равно как и использовать посредников любой масти.
А еще можно искусственно раздуть зарплату игрока, включив туда агентское вознаграждение, которое потом и будет выплачено агенту законным путем. Сумма не должна превышать 10 процентов от годового дохода футболиста, но данное условие легко обходится, поскольку в обсчет не попадают премиальные и все виды бонусов с привилегиями, включая предоставление автомобиля, недвижимости и т.д.
Какой тогда смысл в намерениях РФС? Повторю другими словами. Общественная организация не в силах предотвратить "откаты" и "распилы". Но она в состоянии повесить над собой зонтик: воруйте не под нашим крылом. Если запрет будет введен, никто не упрекнет РФС в том, что люди, обладающие его лицензиями, являются бенефициарами теневых сделок по причине наличия у них этих самых лицензий. Захочется клубу А дать денег агенту Б - возможность всегда найдется. Однако в обход футбольных законов. А за соблюдением остальных пусть следит государство. Если, конечно, у него хватит на это потенции.
Того же самого, кстати, хочет добиться и ФИФА, объявившая о планах отменить институт агентов. Пусть посредником выступает кто угодно и без всяких лицензий - так решили в Цюрихе. Если в клубе засели вредители, тупицы, воры - им и отдуваться за свои деяния перед акционерами и юстицией. Футбольная власть желает снять с себя ответственность, поскольку контролировать этот пласт, не имея силовых полномочий, решительно невозможно.
Как же, однако, бороться с самой проблемой? РФС и ФИФА уходят в сторону, государству вбухивать в профессиональный футбол бюджетные деньги легко и приятно, агентам (точнее, посредникам) процесс тем более нравится.
А метод, между прочим, есть. Имя ему - открытие клубных бюджетов. Полная публичность, прозрачность и детализация. За сколько взяли игрочка? За столько-то? Да не может быть - ему цена три копейки в базарный день! Полиции-я-я! Грабю-ю-ют! А сколько отвалили посреднику? Ё-мое, куда ж вы смотрите, акционеры окаянные, да власть несменяемая?! Совесть есть?!
Вот такой бы закон и ввести РФС. Обязать клубы, лиги, региональные федерации полностью открыть бюджеты, публиковать их регулярно и развернуто, подтверждать любой доход и трату, вплоть до покупки тормозухи для директорского авто, счетами и платежками. А дальше - имеющий уши да услышит, вялое наше правосудие - да увидит.
Но есть сомнения в том, что РФС примет такой закон. Потому что главные его органы - исполком и конференция. А много ли там людей, не знакомых с "самарским" типом клубного финансирования? Какая часть законодателей не сидит по сей день прямо или косвенно на бюджетном шприце? Что ж они, сами себя с него снимут?
Прозрачность и сытость, они, если честно, не пара, не пара, не пара. Взаимоисключающие категории. И не только в футболе. И даже не столько в футболе. Но ему от этого не легче.
ФИФА ПЕРЕСМОТРИТ РЕГЛАМЕНТ ПО ОТНОШЕНИЯМ ФУТБОЛИСТОВ С АГЕНТАМИ
63-й конгресс ФИФА, состоявшийся 30 - 31 мая 2013 года на острове Маврикий, принял решение об упразднении в ближайшем будущем системы лицензирования агентов и пересмотре регламента о взаимоотношениях футболистов с их посредниками. С этой целью создана рабочая группа, которая должна подготовить соответствующие документы к принятию исполкомом и конгрессом ФИФА в 2014 году.
Это решение означает, что деятельность футбольных агентов больше не будет контролироваться национальными федерациями, а институт лицензирования агентов упразднят. После утверждения этих изменений игрокам и клубам, по всей видимости, предпишут составлять отчеты о своем взаимодействии с посредниками при совершении трансферов.
Таким образом, национальные федерации не смогут предъявлять претензии к агентам, поскольку они фактически перестанут являться субъектами футбола. Соответственно, возможность защищать свои интересы в футбольных инстанциях агенты также потеряют.
Можно сказать, что ФИФА, принимая такое решение, признает: на агентов, несмотря на то, что они проходят лицензирование в национальных федерациях, сложно или невозможно оказывать влияние и контролировать их деятельность.