Андрей Кобелев: "Шансов оставить Данни в "Динамо" не было"

Telegram Дзен

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Гостем авторской программы Александра Львова "Начистоту", которая выходит на "СЭ-ТВ", стал известный специалист, экс-главный тренер "Динамо" и "Крыльев Советов".

Разговаривать с тренером, находящимся в ожидании новой работы, сродни тому, что интересоваться настроением человека, замученного зубной болью. А уж беседовать с Кобелевым, которому общение с журналистами особого удовольствия никогда не доставляло, и вовсе непросто. "Дело надо делать, - любит повторять Андрей Николаевич. - А разговоры потом". Такой уж у него характер. Выручило наше давнее знакомство, начавшееся еще во времена совместного творчества в "Динамо", где его и на руках носили, и больно роняли на землю. Что ж, такова футбольная судьба.

- Начну с вопроса, от которого вы, наверное, уже устали. С "Тереком" готовы поработать?

- Пока конкретного разговора на эту тему не было. А работать я готов всегда. Но только при условии, что перед командой будут поставлены серьезные задачи и она не живет под девизом - день прошел, и ладно.

- А чем вообще занимается тренер, оказавшийся в вынужденном простое?

- Продолжает жить футболом. Причем самым разным. Уже со стороны наблюдаю за событиями в российском чемпионате, продолжаю следить за испанской примерой, бундеслигой. Сравниваю, нахожу для себя что-то новое. И понимаю - жизнь продолжается!

- А когда видите, как проигрывают ваши бывшие команды, не возникает желания кого-то спросить: ну и что, лучше вам без Кобелева стало?

- Упаси Господь! Это уже другие команды, с другой игрой. И не мне судить, почему они стали именно такими. А вот за ребятами, с кем работал, слежу очень внимательно. Ведь многих из них доводилось на ноги ставить.

- В "Динамо"-то, наверное, таких уже и не осталось.

- Как не осталось? Шунин, Габулов, Фернандес, Юсупов, Гранат, Кокорин, Смолов, Воронин. Одни совсем зелеными приходили, другие уже сложившимися игроками. Хорошие времена были…

- Кстати, о Воронине. Миодраг Божович как-то высказал мне сожаление по поводу того, что так и не сумел найти с ним общий язык. Разве Андрей из категории сложных футболистов?

- У меня с ним никогда проблем не возникало. Я приглашал Воронина в команду, зная - по натуре он лидер, способный повести за собой остальных. При этом то, что он не молод, меня нисколько не смущало. Я полностью доверял ему. Андрей - настоящий профессионал.

- Кокорину еще предстоит стать таким?

- Когда его брали в "Динамо", клуб переживал непростой период: закончилось время Федорычева, поменялась власть, сократился бюджет. Потому было решено сделать ставку на молодежь. Тогда в команде и появились Кокорин, Гранат, Смолов, братья Комбаровы. А Кокорина я приметил в "Локомотиве", когда еще в динамовской школе работал. Парню на тот момент лишь 12 исполнилось, а он на поле такое вытворял, что все за голову хватались. И я постарался сделать все, чтобы Саша оказался в "Динамо".

- Смолов такого же уровня талант?

- Если Кокорин - игровик, то Смолов - форвард одного действия, схожий по манере с Ибрагимовичем. Ума не приложу, почему сейчас Федор так долго не может забить. Поверьте, нужно потерпеть, и он выстрелит.

- Вас в свое время упрекали в том, что вы переквалифицировали братьев Комбаровых из хавбеков в крайних защитников. Теперь на этой позиции Дмитрий ведущий игрок обороны "Спартака" и сборной. Хоть кто-то об этом вспомнил и сказал Кобелеву спасибо?

- Спасибо для тренера - это когда он знает, что может завтра прийти и спокойно продолжить работу с командой. А что касается братьев, то здесь время само все расставило по местам.

- Олег Романцев никогда не скрывал, что он противник большого количества легионеров в команде. Не многовато ли, по-вашему, иностранцев в "Динамо"?

- Иностранец иностранцу - рознь. Работа с легионерами специфична: нужны переводчики, которых на поле не возьмешь. Потому и просил приехавших из-за рубежа игроков учить русский.

- Получалось?

- К сожалению, не всегда. Что касается нынешнего "Динамо", то не считаю, что в нем переизбыток легионеров. Зато у главного тренера есть поле для маневра, а это дорогого стоит. Хотя Дерлей во времена Федорычева мне как-то сказал: "Не завидую вам, коуч. Со столькими легионерами ладить приходится. Так и с ума сойти недолго". Считаю, нынешние иностранцы в "Динамо", в отличие от когда-то купленного Баккала, не случайные пассажиры. С ними и работать интересно, и большие задачи решать можно.

- А тренер чувствует, когда от него хотят избавиться?

- Мы не витаем в облаках. Вот и я в "Динамо" ощущал, что творилось за моей спиной, знал, какие люди кого лоббируют. Спустя три года можно об этом сказать. К сожалению, сейчас в российском футболе наступило время только считающих деньги в кармане менеджеров. Именно они и стали делить тренеров на удобных и неудобных.

- Что вы переносите особенно болезненно - незаслуженное поражение, безразличие футболистов или несправедливое отношение к себе?

- Предательство.

- Многие считают, что в игре нынешнего "Динамо" слишком много прагматизма. Вы из тех тренеров, кто полагает, что игра забывается, а результат остается?

- Однозначно здесь не ответишь. Возьмите ЦСКА. Когда у Слуцкого уже не было Вагнера Лав и болел Думбья, но команда брала очки, то это при любой игре воспринималось как подвиг. Или когда я принимал "Крылья", стояла одна задача - не вылететь. О какой игре здесь можно было говорить? Так что все зависит от ситуации. Если в команде собраны хорошие футболисты, у нее большие цели, а она не показывает игры, то здесь надо бить тревогу и что-то менять.

- Вы, часом, не о "Динамо"?

- В том числе.

- А на что рассчитывали два года назад, уезжая в Самару?

- Захотелось проверить себя в экстремальной ситуации. Ведь задача передо мной ставилась почти невыполнимая - остаться в премьер-лиге, избежав переходных матчей. Получилось. Потом перевели дух и приняли решение потихоньку развиваться, вывести команду на уровень еврокубков. А затем неожиданно пошла речь только о том, чтобы не вылететь и жить потихоньку. К тому же мы явно перестарались, перетряхивая состав, оставив слишком мало футболистов. И когда выбыли Немов с Петровым, то просела центральная ось, пошли необязательные поражения. Тогда и посчитал: мой уход поможет встряхнуть ребят, взбодрит их. Хотя мы шли на 12-м месте и повода для паники не было. Да и губернатор области Николай Меркушкин советовал не спешить, подумать. Но решение уже было принято.

- Припоминаю разгром, который "Спартак" в Самаре учинил "Крыльям". Мне даже показалось, что кое-кто из футболистов хотел именно такого провала. У вас не возникало на сей счет никаких подозрений?

- Даже не хочу об этом думать. Стоит только один раз пойти на поводу у подобных мыслей, как окончательно потеряешь веру во все хорошее.

- Известно, что тренер для болельщиков всегда оказывается крайним. Помнится, поговаривали, что переход Данни в "Зенит" - тоже вина Кобелева. Был ли хоть какой-то шанс сохранить португальца?

- Ни единого. Мы, как могли, стояли до конца, но предлагаемые суммы росли. И когда в Питере выложили обозначенные в контракте 30 миллионов, сделать было уже ничего нельзя. Мы даже были готовы повысить Данни зарплату, но тот стоял на своем - хочу в "Зенит".

- Помнится, когда группа новичков из Португалии появилась в "Динамо", Романцев сразу выделил Данни.

- Олег Иванович в первую очередь отметил Тиагу Силву, который сейчас играет в "ПСЖ" и капитанствует в сборной Бразилии. Уже в первой контрольной игре в Турции Романцев поставил его с Кутарбой в центр обороны, сказав, чтобы они строго контролировали свою зону. Но Кутарба с первых минут взял и убежал вперед. Пришлось бразильцу потеть за двоих. И справился он с этим отлично - успевал перекрывать не только центр, но и фланги. Мы нарадоваться не могли - такого классного защитника отхватили. А потом у Тиагу Силвы обнаружили туберкулез. И его отправили лечиться домой, после чего он оказался в Европе.

- "Португальский" период в "Динамо" Федорычева оказался пустой потерей времени?

- Именно так. Сейтаридис, Энакархире, Манише приезжали в "Динамо", уже сделав себе в Европе хорошее имя. У нас же они, мягко говоря, не блистали. Может, потому, что иностранцев было слишком много. А когда в команде собирается много бразильцев и португальцев, то ничего хорошего из этого выйти не может. Это мне то ли в шутку, то ли всерьез как-то сказал Дерлей.

- Семину после Романцева было легче работать?

- Я бы сказал, тяжелее. Образовались две группы - россияне и иностранцы. А пиком кризиса стало приглашение Овчинникова. Сергей по натуре - лидер. Противостоял ему тоже вратарь - Нуну, не менее авторитетный в кругу легионеров. Естественно, ничего хорошего из этого не получилось.

- История с бутсами Коштиньи из этой оперы?

- Пожалуй. На сборах в Израиле команду разместили в гостинице на разных этажах. И по каким-то причинам сапожник не успел почистить бутсы португальца. А тот взял и заявился на тренировку в пляжных шлепанцах. Такой наглости Семин стерпеть не мог. Видели бы вы в тот момент Юрия Павловича! Португальцы, конечно, за своего горой встали. Чуть ли не на родину все захотели вернуться. Хотя дома их особо никто и не ждал. Да и денег таких, как в России, платить не собирался. Уже потом в "Динамо" поняли, что португальский вариант завершился провалом, и в команде остались только Данни с Дерлеем.

- Почему в "Динамо" Булыкин по большому счету не заиграл?

- У Димы были прекрасные данные. Да и парень он с головой. Но, как сказал как-то Виктор Прокопенко - царствие ему небесное, - чтобы заиграть, Булыкин должен был заболеть футболом. Увы, это случалось не всегда.

- Что дал вам самарский вариант?

- Прежде всего это большой жизненный урок. Я научился владеть собой в стрессовых ситуациях, приобрел опыт создания команды с нуля. Жаль, что в "Крыльях" решили довольствоваться малым и жить одним днем. Это не для меня. И все-таки время в Самаре не было потеряно впустую.

- Как-то вы сказали, что футбол по Кобелеву - это быстрый переход из обороны в атаку, острота на флангах, комбинационность и скорость. Кто в нынешнем чемпионате ближе всех к этому?

- "Зенит", "Спартак", "Локомотив".

- Говорят, что деньги в футбол не играют. Не находите, что "Зенит" опровергает это расхожее мнение?

- Имея таких исполнителей, грешно было бы бороться, скажем, за третье или четвертое место. Но клуб еще заявлял, что приобретает Халка и Витселя не только для внутреннего пользования. А вот насколько оба оправдают ожидания на европейском уровне, пока вопрос.

- Именно в "Зените" сумели по-новому раскрыться Широков, Файзулин, Зырянов. Что это - стечение обстоятельств или все они просто вовремя нашли свою команду?

- Скорее последнее. И в этом нет ничего удивительного. В команде, где собраны классные игроки, и сам поневоле начинаешь расти. Зырянов и в "Торпедо" выделялся. Файзулин и до приезда в Питер обращал на себя внимание. А что касается Широкова, то это действительно тот редкий случай, когда команда и футболист нашли друг друга. Нынешний "Зенит" - команда, в которой можно и нужно расти.

- Некоторый спад у Кержакова можно объяснить появлением такого могучего конкурента, как Халк?

- Вряд ли можно сказать, что Кержаков переживает спад. Нечто подобное происходило с Александром и в "Динамо", куда я его лично приглашал. И у нас он выполнял огромный объем работы, помогал забивать другим, при этом оставаясь без голов. А потом его словно прорвало. Уверен, то же самое произойдет и в "Зените". Но Халка с Кержаковым конкурентами я бы называть не стал. Они оба нужны атаке "Зенита".

- Уход Денисова в "Анжи", а затем в "Динамо" может повлиять на потерю Игорем игрового лица?

- Уверен, на его игре сказался не переход, а скорее манера, в которой действует новая команда. В "Динамо" другой футбол. "Зенит" делает ставку на атаку, а москвичи при потерях мяча опускаются назад. И Денисов растворяется в общей массе. При этом ни хуже, ни лучше справляться со своими обязанностями он не стал.

- На ключевого хавбека ЦСКА Хонду влияет близость отъезда в Милан?

- Думаю, да. Вряд ли стоит надеяться в команде на футболиста, который уже сидит на чемоданах.

- Кто из российских полузащитников вам наиболее симпатичен?

- Широков. И еще Глушаков, для которого переход в "Спартак" стал несомненным шагом вперед. И на новой для себя позиции опорника Денис выглядит вполне уверенно.

- Как вам сборная Капелло?

- Она вышла на чемпионат мира. И этим все сказано. Да, игра не всегда была яркой, но в данном случае результат важнее. И еще к заслугам итальянца можно отнести то, что он доказал: футболисты в России, оказывается, есть. Чего мы не слышали от Хиддинка и Адвоката.

- Согласны с Биличем, который как-то заявил, что для тренера главное - справляться с двадцатью пятью футболистами, возомнившими себя звездами, вовремя перестраивать рисунок игры и ладить с прессой?

- Его работа в России еще раз подтвердила непредсказуемость нашей профессии. Оказывается, можно уметь все то, о чем говорит Славен, но это не гарантия успеха и благополучия. Об этом я не забываю ни на минуту.