Давно известно, что Эйден Макгиди этой зимой или летом покинет "Спартак". По информации британского издания The Mirror, в четверг ирландец прошел медобследование в "Эвертоне".
Ни к нему, ни у него претензий нет, и горького осадка остаться не должно. Футболист посвятил клубу четыре года жизни, отдал немало здоровья и сил ради командного успеха, заранее сообщил о том, что продлевать договор не будет и вернется на острова – и ровно в срок, доделав дело, покидает Россию. Все по-честному, все как надо. Спасибо, попутного ветра и всяческих удач.
Но все равно присутствует в народе разочарованное мнение, что надежд, возложенных на него в 2010-м, Эйден не оправдал, с задачами до конца не справился и контракт сполна не отработал.
Приглашали его как героя шотландских эпосов, тащившего на хрупких плечах "Селтик" в чемпионате страны и еврокубках. Ждали, что станет лидером, чуть не организатором игры "Спартака". Соберет вокруг себя и поведет за собой. И зарплату назначили выдающуюся, и условия создали царские. Практически всю Москву положили к ногам. Лишь бы делал "Спартак" чемпионом так же, как "Селтик" в Шотландии.
Даже если допустить, что Макгиди взял на себя такие обязательства и пообещал поднять красно-белых на первое место, он совершенно не виноват в том, что этого не вышло. И в том, что не стал лидером и организатором, не собрал и не повел – тоже. И в том, что был нестабилен и порой уныл и тускл, как погасшая звезда.
На самом деле, работу свою ирландец выполнял исправно, как умеет. Иногда даже лучше этого, что и давало повод думать, будто он порой не дорабатывает, а свой подлинный класс показывает лишь временами. Ничего подобного. Это вдохновение на него снисходило временами. А так-то он просто-напросто добротный игрок, не более того. Что и демонстрировал все эти годы.
История прозаичная и типичная: "Спартак" за Макгиди обыкновенно переплатил. Разбираться надо с тем, почему так случилось, а вовсе не с завышенными ожиданиями. Хотя и они целиком полностью – проблема тех, кто их вынашивает
Есть всего два ответа на обозначенное "почему". И оба подразумевают лохотрон. То ли некие пройдохи напели держателям спартаковской кассы, что этот парень – новый Гиггз, надо срочно брать и будет счастье. Одурачили, короче. То ли сами организаторы трансфера свято верили, что покупают гения. Были, в общем, сами рады обманываться.
Это одна из главных бед российского футбола. Дельцы, проникшие в него, пользуясь доступом к телам, водят за нос хозяев клубов – прозорливых, казалось бы, людей. Впаривают им втридорога стекляшки под видом бриллиантов и складывают в карманы миллионы. И, оставив в дураках очередного клиента, раскошелившегося на Нечто’О, похохатывают в своем узком кругу.
Именно так, и никак иначе, в премьер-лиге появился сумасшедший бельгиец Лежар, который на родине допрыгался до тюрьмы, после чего был изгнан из "Андерлехта". Кто-то ведь сосватал его в "Терек", преподнес как чудо, списал судимость на издержки "звездняка". И "Терек", даже не проверив информацию, повелся! А теперь не знает, как избавиться от сорняка.
Таким же чертополохом был О’Коннор. И на наркотиках попадался, и о России в прошлый отъезд отзывался гадко. И игрок так себе – на один толковый сезон два бестолковых. Но "Томь" все-таки надоумили выложить за него деньжищи. Обеспечили его сибиряки на много лет вперед – хотя шотландец почти и не сыграл за них. А теперь расхлебывают "благодарности".
Слухи про возвращение в премьер-лигу Алиева – из того же ряда. Парень сбился с пути. Футболист из него вряд ли получится. На Украине он никому не нужен даже в первом дивизионе. Но в России, видно, денег некуда девать. Особенно в "Анжи".
Макгиди, конечно, значительно выше всех попутно перечисленных и как футболист, и как человек. "Спартаку" он принес немало пользы и заслужил себе здесь добрую репутацию. Теперь и в Англии мы будем следить за Эйденом, как за своим. Он большой молодец и не надо ругать его за то, чего он изначально не мог сделать.
Макгиди – создатель эпизодов, а не командной игры. Обстучаться с партнером, чтобы уйти в разгон по краю, заложить финт, одурачив парочку соперников, навесить-прострелить или сместиться в центр и пальнуть по воротам – вот его работа. Ею он занимался и в "Селтике", этой знаменитой еще с 60-х бетономешалке, чья стихия – движение, а не мысль.
Бегать, подавать и простреливать Эйден способен 360 минут. На это много ума не надо, лишь бы здоровья хватало. Но в футболе "не по "Селтику" требуется еще и думать. А к этому парень с угольных рудников попросту не склонен, не приучен. Комбинационный, смысловой футбол – не его. И все тут.
А ведь достаточно было выгнать за дверь советчиков, роящихся вокруг руководящих кабинетов, да позвонить поочередно в редакции крупных газет и ТВ, чтобы каждая дала точную и объективную справку на ирландца – и тотчас стало бы ясно, чего от него можно ожидать, а чего – бессмысленно. И сколько он на самом деле стоит. Чтобы не переплачивать и не разочаровываться.