Кто хочет в Сочи?

Telegram Дзен

Министр спорта объявил о скором переезде в Сочи футбольного клуба. По информации "СЭ", им может стать краснодарская "Кубань".

Виталий Мутко:
"Надо возродить традиции "Жемчужины"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Ситуация напоминает известный метод асфальтирования пешеходных дорожек. Здравый смысл советует сначала позволить людям вытоптать популярные направления, а затем закатать тропинки в асфальт. Иной подход, который в советские времена называли плановым, предписывает навалить асфальта, где душа пожелает. Там пусть потом и ходят.

Сочинская Олимпиада, отгремев, максимально заострила вопрос использования спортивных объектов в мирной, послеолимпийской жизни. Главный из этих объектов – красавец-стадион "Фишт". На сегодняшний день ему светят три-четыре матча ЧМ-2018, что для такой арены непозволительно мало. А своей команды в Сочи с некоторых пор нет. Не говоря уж про Адлер, где в реальности расположен "Фишт".

"Тропинка", однако, уже проложена. Лошадь в наличии, теперь надо искать хомут. Что есть что – в наших условиях перепутать сложно. Стадионов мало – клубов много: они, стало быть, и есть упряжь, прилагающаяся к лошади-арене.

Самым элегантным выходом стало бы создание в Сочи собственной команды. Но эту проблему невозможно решить административным способом. И еще не факт, что возможно каким-либо другим.

Тупо выделять клубу достаточно высокого уровня (а другой при "Фиште" иметь вроде как стыдно) деньги из краевого или городского бюджета – значит подвергать радетелей финансовым и имиджевым рискам. Футбол на сочинских почвах приживается плохо, а за расход средств потом спросят. Пусть не снизу, так сверху.

Знакомый вариант – назначить спонсора. Но у привлеченной компании должны быть в городе или крае свои бизнес-интересы. Такие спонсоры в основном уже расхватаны и расписаны. Кроме того, назначенные имеют свойство со временем охладевать к футбольно-социальной нагрузке и на мягких лапах уходить в сторону.

Третий сценарий – футбольное возбуждение сочинского бизнеса. Он в этом смысле, кстати, не такой уж фригидный. Несмотря на то, что в олимпийские годы город приучился кормиться не за счет курортника, а с бюджетной руки, в Сочи есть силы, которые весь последний год вели заговорщицкую работу по формированию команды. Вопрос, естественно, упирался в деньги, но в итоге люди согласились скинуться миллионов по двадцать в рублевом эквиваленте, надеясь на привлечение в будущем более серьезных сумм. Южане в очередной раз хотели начать с самых профессиональных низов. И тут вдруг подоспели слухи, подкрепленные теперь министром, о переезде в Сочи другой команды.

Строго говоря, это может быть и не "Кубань". Все-таки "Фишт" начнет работать в штатном футбольном режиме лишь в 2016 году. До этого матчи сможет принимать 10-тысячный "Центральный" имени Славы Метревели, и уровень команды в данном случае не слишком важен.

Переезд в Сочи не "Кубани", а любого другого клуба, однако, будет выглядеть еще более противоестественно. Главное в этой идее – передислоцировать не только футболистов с тренерами, но и деньги, необходимые для их содержания. Краснодарская команда в этом смысле при хозяине. К тому же без футбола краевой центр не останется: там как на дрожжах растет "Краснодар" Сергея Галицкого.

Если так, почему бы "Кубани" и не переехать? Именно этим вопросом, думаю, задались руководители края. И сами же нашли на него ответ, озвученный, говорят, на недавней встрече губернатора Александра Ткачева с властями Сочи. Край хочет, чтобы курорт активнее развивал туризм, и готов посодействовать, перебросив к морю элитный футбольный клуб. Уже подана заявка на участие в КХЛ хоккейной сочинской команды. Ходят слухи и о смене прописки баскетбольным "Локомотивом", представляющим нынче Краснодар.

С одной стороны, все логично. А вот с другой...

Во-первых, "Кубань" может оказаться жертвой всего-то одного странного решения: не пускать в столицу края ЧМ-2018. Выбор, как мы помним, был сделан в пользу не самого футбольного, хотя и олимпийского Сочи. Теперь, получается, нужно делегировать туда еще и сроднившуюся с Краснодаром команду?

Во-вторых, в НБА и НХЛ клубы тоже переезжают из города в город и даже из страны в страну. Но там это совершенно коммерческая и глубоко частная история. Все риски принимают на себя владельцы и лиги. Люди отвечают за последствия собственными деньгами. Здесь картинка другая: деньги планируется использовать частные и не окупающиеся, а интересы преследовать регионально-государственные.

В-третьих, не очень понятны выгоды возможного переезда. Вдохнуть жизнь в "Фишт", или, как сказал Мутко, "возродить традиции сочинской "Жемчужины", важно, спору нет. Но не ценой изъятия жизни из стадиона "Кубань" и прекращения традиций одноименной команды. Краснодар – город небедный, рано или поздно там создадут клуб-наследник. А вот приживется ли в Сочи "Кубань", которой, возможно, придется сменить название, – большой вопрос.

"Традиции сочинской "Жемчужины" – это перманентная нищета, сидение на шее у городского бюджета, череда банкротств и 6 лет колонии для бывшего президента клуба Адама Тарамова по прозвищу Плохиш. Выбирай, как говорится, на вкус. Да, в перерывах команда показывала симпатичный футбол. Но монетизировать его у нескольких поколений "ловцов футбольного жемчуга" так и не получилось. Что изменится на этот раз, если все будет снова завязано на желании инвестировать в футбол одного-единственного человека – нынешнего совладельца "Кубани" Олега Мкртчана?

В-четвертых, причины инородности футбола в Сочи в общем-то на поверхности. Курортник, который валом пойдет на хороший футбол, – это миф. Хорошо бы он вообще доехал до Сочи, этот курортник. Цены высоки, сервис не бесспорен, комфорт конфликтует с давно поделенной береговой линией, пробками и чрезмерной полицейской активностью. Турция или Египет давно кажутся более привлекательными для отдыха даже многим сочинцам, не говоря уже о приезжих.

Помимо этого город географически растянут. "Центральный" в лучшие годы собирал на трибунах по 10 – 12 тысяч зрителей, но на то он и "Центральный". Посещение адлерского "Фишта" для жителей других районов города сейчас аналогично целому путешествию. Сам же Адлер способен заполнить арену, только если делегирует туда половину своего населения.

Напрашивается вывод: топ-команда может существовать в Сочи только как чей-то, извиняюсь, персональный бзик. Либо как получатель государственных денег.

В-шестых, мне неизвестны клубы, делающие ставку не на аборигенов, а на временную аудиторию. Это ж какого уровня футбол нужно показывать, чтобы отдыхающие предпочли шашлыкам и курортному флирту просмотр чужой для них команды из любви к искусству?

В-седьмых, оба сочинских стадиона – федеральная собственность. Предпринимались попытки выкупить "Центральный" и прилегающую территорию, но государство вцепилось во все это намертво. Пытаться завладеть "Фиштом" и вовсе бессмысленно. Именно по этой причине, говорят, переезжать в Сочи отказался уроженец соседнего Лазаревского Сергей Галицкий. У него в Краснодаре хозяйство под стать олимпийскому, растет армия своих болельщиков и вот-вот появится собственный стадион. Зачем Галицкому вечная аренда государственного "Фишта"?

В-восьмых, вовсе не факт, что Мкртчан с радостью воспримет продолжение своей футбольной эпопеи вообще и возможный переезд в Сочи в частности. По размеру состояния он не Галицкий, а бизнес Мкртчана в значительной степени ориентирован на Украину. Если точнее, на Донбасс, что не требует дополнительных комментариев.

Акционер "Кубани" имеет бизнес-преференции от администрации края, в котором он построил несколько промышленных предприятий. Тем не менее его клуб живет сейчас на деньги, вырученные от продажи в "Динамо" защитника Козлова. В перспективе "Кубань" "проест" Беленова, Бальде, Попова и Каборе. Что будет дальше, никому не известно. Но вероятность того, что Мкртчан летом вовсе прекратит финансировать команду, по словам близких к "Кубани" людей, достаточно велика.

В-девятых, "Кубань" основана в 1928 году. Это один из старейших в России клубов, имеющий одну из самых больших армий болельщиков. Не знаю, что было бы, задумай кто-то переместить "Зенит" в Москву или "Спартак" в Екатеринбург. Но о том, что может случиться в Краснодаре, если клуб отчалит в вызывающий историческую ревность Сочи, лидеры фан-движения "Кубани" мне намекнули. Народ наш терпелив и готов смириться со многим. Но мнение свое в нелицеприятной форме непременно выскажет.

…Законы жанра предполагают пункт "в-десятых". Его не будет. Скажу о другом. Вопреки приведенным аргументам, странному российскому симбиозу бизнеса, властей и футбола, отсутствия у 86-летней "Кубани" собственного стадиона и таких же перспектив на новом месте, очень хочется, чтобы в Сочи была своя футбольная команда. Чтобы футбол прописался в этом городе основательно и надолго. И чтобы чиновники, беря под козырек, стремились не любой ценой затянуть футбол на пустующую арену, а создать условия для его свободного произрастания.