Александр Тарханов: "Никогда ни под кого не подстраиваюсь"

Telegram Дзен

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Новый год "Урал" встречал в компании таких же, как и он, страдальцев – "Терека" и "Анжи", имевших явную перспективу попрощаться с премьер-лигой. Но выиграв пять из семи матчей весеннего этапа первенства, клуб теперь поглядывает на недавних соседей с высоты вполне благополучного 11-го места.

– Последняя победа – над "Амкаром" – наверняка стала знаковой для "Урала" и его болельщиков, для которых обыграть соседа и давнего принципиального соперника вдвойне приятно? – спросил корреспондент "СЭ" у возглавившего "Урал" 27 ноября Александра Тарханова, автора чудодейственного преображения недавнего аутсайдера.

– Для болельщиков, наверное, так и было, а мне не приходится думать о каких-то иных материях, кроме добывания очков. С этой точки зрения имя, положение соперника для меня роли не играют. Главное – победа над ним.

– Если бы чемпионат России проводился по прежней системе "весна-осень", "Урал" сейчас находился бы в квартете лидеров, претендовал на еврозону. Ощущаете, что команда уже готова для большой игры?

– Сложно сказать. Семь матчей – это даже не половина сезона. Хотя не буду отрицать: "Урал" заметно прибавил. У нас сейчас выстроена командная игра, сложился настоящий рабочий коллектив, а главное – ушла боязнь.

– Боязнь чего?

– Играть в футбол. Раньше в основном сидели в обороне, а теперь научились быстро и эффективно выходить в атаку, начали забивать. Строим игру по-разному. И неважно, сколько номинальных защитников в составе. Важно другое: как вся команда действует в обороне, да и в атаке тоже. Проблемы у нас по-прежнему есть, но мы их видим и знаем, в каком направлении надо работать.

– Очевидно, что изменился и моральный дух команды. Что вы для этого сделали? Может, выросли премиальные за победы?

– Нет, финансовые составляющие контрактов остались прежними. Мы выбрали другое направление. Удалось объединить игроков общей идеей, внушить им, что от них требуется. Плюс изменился тренировочный процесс. Ребята поняли, чего мы хотим, и работают очень хорошо. А денег сколько ни добавляй, при отсутствии единства они не помогут

– Зимой "Урал" не сделал громких приобретений. Вряд ли, претендуя на Заболотного, Фидлера, Хозина, вы столкнулись хоть с какой-то конкуренцией. Однако все трое реально усилили состав, стали заметны на общем уровне премьер-лиги. Как это получилось?

– Мы исходим из возможностей клуба, не позволяющих приобретать игроков за миллионы долларов. Видим у игроков хорошие задатки и через работу вытягиваем их на поверхность, на уровень, который позволяет им успешно выступать в премьер-лиге. Находим и внутренние резервы. Например, нам советовали освободить Комана, но, поработав с ним, мы убедились, что это хороший, полезный игрок. То же самое можно сказать и о Манучаряне. Сейчас ведем поиск таких ребят в первом дивизионе.

– Старожилы команды Новиков, Тумасян, Белозеров у вас тоже каким-то образом заиграли по-новому…

– Моей задачей было раскрепостить игроков, создать им возможности для импровизации на поле, но в рамках командных действий. Для этого пришлось затеять тактическую, техническую перестройку, повысить функциональную подготовку, но не за счет беготни, а с помощью быстрых упражнений с мячом. Я сторонник игровых методов подготовки, в чисто беговых упражнениях пользы не вижу.

– За четверть века тренерской работы вы сменили 16 клубов, причем в "Крылья Советов" и "Химки" приходили неоднократно. Откуда такая склонность к перемене мест?

– Очень часто смена клуба от меня не зависела. Чтобы остаться, надо было под кого-то подстраиваться, кому-то угождать, но я тренер, а не деловой человек. Из всех "моих" клубов в памяти остались только "Спартак", ЦСКА и "Крылья Советов", в остальных очень трудно было работать. И приглашали меня все время кого-то спасать, а потом на мое место приходили другие люди: видимо, в спокойном режиме руководителям клубов требовались определенные тренерские качества.

– Почему вы всегда беретесь за любую, даже не престижную работу?

– Мне нравится рисковать, потому что в своих силах уверен. И если чувствую, что могу помочь даже не слишком заметной команде, почему бы не сделать этого? Испытываю удовлетворение от того, что команда, возникшая из ничего, начинает выигрывать. Смотришь иной раз и думаешь: за работу-то взялся, а как команду вытащить? Но поработаешь, и один игрок начинает прибавлять, другой, третий, а вскоре складывается приличная команда.

– Какие перспективы вы увидели для себя в "Урале"?

– Если честно, о перспективах не думал и сейчас не думаю. Была задача вытащить команду из бездны. Если успешно завершим оставшиеся четыре матча, тогда и подумаем о перспективе.

– На какое место в иерархии премьер-лиги вы поставили бы "Урал" по условиям работы?

– Конечно, не на самое высокое. У нас небольшие финансовые возможности, но используем их грамотно. Могли потратить больше денег на трансферную кампанию, но тогда возникли бы сложности с выплатой зарплат. Сейчас все выплаты производятся своевременно, а это очень важно для футболистов. Условия самой работы меня устраивают – хороший стадиона, база с двумя полями. В общем, все то, что необходимо для повышения мастерства.

– Уральский контракт с вами рассчитан на год. Что дальше?

– Я не был сторонником длительного контракта, поскольку руководствуюсь представлениями советских времен: сначала надо показать работу. Если она устроит моих руководителей, то они сами решат, как поступить дальше.