Роман Асхабадзе: "Уберем лимит - получим сильную сборную"

Telegram Дзен

Генеральный директор "Спартака" – о чемпионате мира, системе скаутинга, лимите на легионеров, Халке, Очоа, Фегули и Мовсисяне

НА СВЯЗИ С БРАЗИЛИЕЙ

– Сколько скаутов "Спартак" отправил на чемпионат мира?

– Не назову этот формат "скаутским", просто у нас, как и у большинства клубов в Европе и России, имеются наработанные контакты во многих странах. Эти люди и поставляют всю необходимую нам информацию из Бразилии.

А что касается непосредственного просмотра матчей турнира, то благодаря телевидению это не является проблемой. В основном на бразильских полях выступают известные футболисты, хотя, конечно, есть и открытия, в том числе среди команд – та же Коста-Рика, к примеру. Все это легко отслеживается.

– Существуют ли здесь у красно-белых какие-то приоритеты: скажем, южноамериканский рынок? Или европейский, азиатский?

– Считаю, работникам из нашего селекционного департамента должны быть очень хорошо известны футболисты, выступающие на чемпионате мира. Причем они обязаны знать их до ЧМ. Говорить: увидел сейчас в Бразилии парня, и он мне понравился, – может только обыватель. А профессионал этого самого парня либо уже вел, либо имел данные по его статистике, видел, как он развивается, прогрессирует.

То есть эта работа должна вестись ежедневно, вне зависимости от крупных турниров. Надо стремиться хотя бы на шаг-два опережать события.

– Если исключить Россию, каждый игрок которой отлично известен, на мировом первенстве представлена 31 сборная, каждая имела в составе по 23 человека...

– Извините, но в любом нормальном профессиональном клубе сборников всех стран знают по именам! Уже не говорю о том, что нужен сбор информации по футболистам не только высших лиг. И не только в России. В низших дивизионах подрастают поколения, есть свои звезды, и они показывают какие-то результаты. В этом для меня и заключается основная работа селекционера. А не в том, чтобы смотреть телевизор в свое удовольствие и восхищаться: "Ах, какой Боланьос хороший!"

Пару трансляций из Бразилии я наблюдал в узком кругу специалистов. Там прозвучало понравившееся мне определение: чемпионат вратарей. Во многих сборных голкиперы действительно творили чудеса. Например, Очоа. Но еще до Бразилии была информация, что у мексиканца заканчивается контракт с "Аяччо". Хотя для многих рядовых болельщиков Очоа или чилиец Браво, которого подписала сейчас "Барселона", стали открытиями.

– То есть чемпионат мира для футбольного функционера должен подтверждать либо, напротив, опровергать собранные ранее об игроке сведения?

– Это как еще один матч, который с точки зрения анализа может быть полезен. А с точки зрения долгосрочного планирования клубы начинают "вести" футболистов заранее – за год, за два зная, кого они, возможно, подпишут.

База данных и шорт-лист должны быть обязательно. И в этом направлении мы обязаны работать очень активно. Не раз повторял: подход к селекции нужен самый серьезный и профессиональный. Отсматривать приходится множество лиг и игроков. Но если футболист едет на чемпионат мира, не важно, какую именно страну представляет, – он в любом случае на слуху. Обо всех сборниках информация должна собираться априори.

ФЕГУЛИ БЫЛ В НАШЕМ ШОРТ-ЛИСТЕ

– Лично на вас кто произвел особое впечатление? Даже не с точки зрения селекции, а вообще.

– Чемпионат мира очень интересен в плане конкурентоспособности. Не только исторически футбольные державы вроде Бразилии, Аргентины и европейских грандов показывают яркий футбол. К ним присоединились, скажем так, маленькие страны, от которых едва ли кто-то ожидал даже выхода из группы. Удивили Алжир, Коста-Рика… Алжирцы поразили своей игрой и самоотдачей, всем соперникам навязали настоящие битвы – можно снять шляпу перед североафриканцами и их тренером.

А если выделять кого-то из футболистов… Понятно, что сложно найти равных Неймару и Месси. На протяжении всего матча аргентинец может быть почти незаметен, а потом приносит своей команде результат. Это и есть уровень. Что касается нераскрученных персонажей, то практически во всех сборных это, повторю, вратари. Просто шедевры порой выдавали! Взять, к примеру, М’Боли, не понятого в "Крыльях". Видно, что человек отлично подготовился именно к чемпионату мира. Наверное, здесь велика заслуга тренера. Из полевых очень понравился Фегули из Алжира. По мне, это игрок топ-уровня.

– Не удивляет, что люди, играющие или игравшие в РФПЛ, на турнире на ведущих ролях или как минимум заметны, хотя в нашем чемпионате они середнячки?

– По М’Боли согласен, а вот Халк, наоборот, не показывает всего, что может. Так что все условно. А сравнивать уровень чемпионата России и мирового первенства просто несерьезно.

Тут как раз, мне кажется, градус требований в нашей лиге повлиял на состояние того же Халка. Пусть это произошло и неосознанно, но постоянные матчи с соперниками, которые заметно ниже тебя классом, делают свое черное дело. Начинается деградация, снижаются требования к себе. Зачем выкладываться на 150 процентов, если я могу сыграть на 80 и все равно буду лучшим? Поваришься в такой каше долгое время, и на чемпионате мира очень тяжело вернуться на свой максимальный уровень.

– В свое время ЦСКА выбирал между Тошичем и Джеймсом Родригесом. В итоге армейцы подписали серба. Есть ли подобные истории у "Спартака"? Могли оказаться у вас игроки, которые сейчас проявили себя в Бразилии?

– Думаю, у любого клуба такие случаи бывали. Кем мы только не интересовались… Имеется в виду сбор информации, без конкретных предложений. Разговоров хватает в каждое трансферное окно. И по латиноамериканцам, и по европейцам. Так, рассматривали кандидатуру того же Фегули.

В РОССИИ МНОГИЕ ИГРОКИ ПОЛУЧАЮТ, А НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ

– Дмитрий Комбаров, Глушаков и Уорис вернутся в клуб 16 июля. Вы с ними уже общались? Насколько повлияли на их психологическое состояние неудачи на чемпионате мира? Речь в первую очередь о россиянах.

– Это вопрос точно не ко мне. Мы с ними обсудили только моменты организационного плана, но не говорили про сборную. Приедут, тогда уже пообщаемся.

– Но по интонации не было ощущения, что они убиты и подавлены?

– Конечно, подавлены. Все очень хотели выйти из группы, мечтали об этом, рассчитывали совсем на другой итог. Уорис тоже очень расстроен: пропустил первые матчи из-за травмы, а потом вышел на замену в поединке с Португалией и не смог реализовать хороший момент.

– Как считаете, на Комбарова и Глушакова есть спрос в Европе? Капелло вот жалуется, что у него нет игроков из ведущих чемпионатов…

– Мне совсем не понятна такая формулировка, хотя я не читал подобных высказываний итальянца. Давайте вспомним историю и представим своеобразный ниспадающий график.

В девяностые многие российские футболисты были востребованы в Европе и добивались там успеха: Мостовой, Карпин, Онопко, Канчельскис, Шалимов и другие. Эти люди ехали и за престижем, и по причине хороших контрактов. Потом этот поток заметно ослаб. После успеха на Euro-2008 был некий всплеск, но в итоге и Аршавин, и Павлюченко, и Билялетдинов вернулись в Россию. Сейчас в сборной нет ни одного представителя западноевропейских чемпионатов, и кривая графика опустилась до нулевой отметки.

Впрочем, и уезжать в Европу футболисты сейчас не стремятся. Терять в зарплате никто не хочет, дураков нет. Столько, сколько в нашей премьер-лиге, россияне в европейских чемпионатах зарабатывать не смогут – если, конечно, речь не о "Реале", "Барселоне", "МЮ" или "МанСити". Но этим клубам российские игроки неинтересны.

Здесь многие игроки получают деньги, а не зарабатывают их, пользуясь наличием российского паспорта при существующем лимите. Именно получают – чувствуете разницу? Даже в "Атлетико", ставшем чемпионом Испании, средние оклады футболистов – около миллиона евро в год. И у игроков все равно остается стимул проявить себя и перейти в европейские суперклубы на более высокое жалованье.

У нас же в стране такого стимула нет. Более того, пару лет назад один футболист в ответ на замечание тренера, мол, из матча в матч повторяешь одни и те же ошибки, заявил: "Продавайте меня – русские везде нужны". Вот яркий пример действия лимита.

А возвращаясь к вашему вопросу… Предметного интереса ни к Диме Комбарову, ни к Глушакову западные клубы не проявляли.

– Лимит – это зло?

– В той форме, что есть сейчас, – однозначно. Чтобы у тренера сборной появился выбор, россияне должны пробиваться в состав, конкурируя не между собой, а с сильнейшими – вне зависимости от национальности.

Можно посмотреть на сборную России, где собраны наши лучшие футболисты. Не секрет, что это возрастная команда, и многие игроки росли, прогрессировали и пробивались в сборную, когда лимита не было в принципе. Нужно, чтобы у клубного наставника всегда была возможность поменять "проштрафившегося" на другого без всяких ограничений.

Поэтому лимит нужен в плане количества иностранцев в заявке на сезон в целом, а не в конкретной игре. Если применить такую схему, то вырастет и качество футбола, и сборная, уверен, начнет регулярно получать подпитку.

У ЯКИНА ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД

– Какой нашли атмосферу в коллективе при новом тренере?

– Она с большой буквы рабочая. Сразу бросилось в глаза, что почти все ребята – даже те, кто по своим характеристикам и данным всегда выделяется по выносливости и физической подготовке, – находятся под тяжелыми нагрузками. Игрокам сейчас очень непросто.

– С Муратом Якином что обсуждали? Как ему отношение футболистов к делу? Высказывал ли главный тренер какие-то пожелания, просьбы?

– Пока его все устраивает. Мы пошли навстречу Якину и проводим два сбора за рубежом подряд. По просьбе швейцарца второй идет у него на родине, где Мурату все знакомо, где созданы все условия.

Что касается других аспектов, то я спрашивал у Якина, нет ли у него претензий к работе футболистов. Он ответил, что никаких, а молодежь по-хорошему удивила: люди выполняют все от и до, несмотря на то, что дается это с большим трудом. Якин пообещал, что в дальнейшем будет пристально наблюдать за вчерашними дублерами.

Теперь – об исполнителях из основы. В плане самоотдачи главный тренер и о них высокого мнения. Впрочем, команда еще не собралась в полном составе – Якину хотелось бы этого с первых дней подготовки к сезону, но еще не все сборники приехали. Поэтому выстраивать полноценный тренировочный процесс и определяться с тактическими задумками пока тяжело.

– А какое впечатление производит Якин на игроков?

– Я не склонен просить футболистов оценивать работу наставников. Их основная задача – соответствовать требованиям, которые выдвигает тренерский штаб. Пока идет период знакомства.

– В таком случае, что скажете о Якине вы?

– Это человек с типично европейским подходом к делу, специалист, имеющий за плечами уже немалый опыт тренерской работы, а также богатую карьеру игрока. Первое, что бросилось в глаза, – профессиональный подход к взаимоотношениям с футболистами. Дистанция выбрана не далекая, но и не близкая. Тренерский штаб в меру открыт: помощники главного постоянно общаются с игроками, проводят индивидуальные беседы. Словом, люди отдают себе отчет в том, что команда должна быть единым целым не только на поле, но и вне его.

Напомню, что у "Спартака" в последнее время был только один выходной – и тот почти весь потрачен на переезд из Германии в Швейцарию. Поэтому представляю, насколько сложно ребятам, – ведь они часто занимаются в двухразовом режиме и с серьезными, повторюсь, нагрузками. Процесс не останавливается даже в дни контрольных матчей – необходимо набирать кондиции.

СЕЙЧАС НА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ СМОТРЕЛ БЫ

– Именно этим объясняются неудачи красно-белых в спаррингах – одна ничья при двух поражениях?

– Мы прекрасно понимаем, что упор сейчас делается на физподготовку. До начала чемпионата еще три недели, так что время есть. И если все, что запланировано тренерами, будет выполняться в полном объеме, то команда подойдет к старту премьер-лиги в оптимальном состоянии.

А сейчас на результаты не смотрел бы. Например, "Люцерну" в субботу мы уступили 0:2, но наши соперники на данный момент просто лучше готовы физически: с первых минут сразу стало понятно, что спартаковцам не хватает резкости. Но иначе и быть не могло – играли-то под нагрузками.

– В интервью официальному сайту клуба Якин заметил: для него важно, чтобы у команды был определенный стиль, который сочетался бы с результатом. А какой футбол должен демонстрировать "Спартак", по мнению руководства?

– Конечно, каждый хочет видеть красивую, зрелищную игру, подкрепленную победами. Именно это и имел в виду Якин. При этом он считает, что стиль команды может меняться в зависимости от соперника. Одно дело противостоять "Зениту", другое – "Амкару", третье – тульскому "Арсеналу". Да и по ходу матча схему, тактику порой приходится перестраивать. Но это не означает, что "Спартак" должен демонстрировать исключительно прагматичный футбол – допустим, забив первым, встать у своих ворот и отбиваться.

– Когда тренерский штаб планирует определиться, с кем из футболистов идти дальше, а с кем придется расстаться?

– Первые выводы уже сделаны, определенное понимание по составу возникло. Но пока не хочу конкретизировать, называть фамилии. Думаю, нужно еще провести пару контрольных встреч плюс дождаться возвращения всех сборников – тогда пазл полностью сложится, и мы вынесем окончательное решение.

– Многих болельщиков интересуют перспективы игроков, вернувшихся из аренды, – Чельстрема, Уориса, Дзюбы, Ананидзе, Билялетдинова.

– Якин пока не видел Уориса в деле. Чельстрем присоединился к команде только 1 июля, и ему еще нужно пройти необходимую подготовку. Что касается остальных, то определенные умозаключения по ним, повторю, уже есть.

– Какие-то пожелания по селекции главный тренер уже высказывал?

– Количество потенциальных новичков не обговаривалось, но по трансферам ведется определенная работа. Якин донес до нас свое видение состава на данный момент.

ЕЗБИЛИС В ЭТОМ СЕЗОНЕ НЕ СЫГРАЕТ

– Насколько серьезную травму получил Дзюба?

– Легкое повреждение – небольшое растяжение. Сегодня-завтра нападающий возобновит тренировки в общей группе.

– Как идет восстановление Мовсисяна?

– Юра проходит курс реабилитации на базе в Тарасовке, выполняет весь комплекс необходимых процедур. Надеюсь, все будет хорошо. Слава богу, по заключению медиков – прежде всего хирурга, делавшего операцию, – ситуация не такая сложная, какой могла бы быть. Думаю, в течение двух месяцев форвард наберет кондиции и вернется в строй. Здесь все зависит исключительно от самого Мовсисяна, от того, с каким рвением он будет восстанавливаться. Мы же со своей стороны создадим ему все условия.

– А как дела у Езбилиса?

– Сказать, что хорошо, – значит слукавить. Арас сильно переживает из-за травмы – парень хотел закрепиться в составе, показать все, на что способен. К сожалению, в футболе никто не застрахован от тяжелых повреждений. Хавбек восстанавливается, но не думаю, что мы увидим его в этом сезоне: Езбилис вернется в строй только через 8-9 месяцев.

– Как чувствует себя Ромулу?

– Он высококвалифицированный исполнитель. По самоотдаче, подходу к работе к нему никогда вопросов не возникало. Это даже как-то нетипично для бразильцев. Психологически Ромулу чувствует себя хорошо. Единственное, после тяжелой травмы и большой – около полутора лет – паузы в выступлениях ему нужно набрать наконец физические кондиции, а также игровой тонус. Сейчас полузащитнику тяжелее переносить нагрузки, чем остальным, но он, слава богу, работает в общей группе, ни на что не жалуется.

– Поскольку в Лиге Европы примет участие все-таки "Ростов", а не "Спартак", команде пришлось корректировать планы. Насколько серьезны эти изменения?

– Тренировочный процесс, естественно, перестроен, как и программа сборов. К примеру, коллектив не находился бы сейчас под такими нагрузками, если бы в июле предстояло выступление в еврокубке. Плюс пришлось бы более решительно действовать при формировании состава. А так – до закрытия трансферного окна у нас достаточно времени, и соответствующие шаги еще будут сделаны.

При этом на количество покупок новых футболистов наше неучастие в евротурнире, думаю, никак не повлияет. Проведем полноценный анализ, после чего выйдем на трансферный рынок.

– Задача на сезон советом директоров уже поставлена? Или она в "Спартаке" никогда не меняется?

– При ответе на этот вопрос хотелось бы уйти от излишнего пафоса, который журналисты, говоря о нашей команде, так любят нагнетать. Я бы сформулировал по-другому: "Спартак" должен побеждать в каждом матче и радовать болельщиков хорошей игрой. И уже следствием этого станет достижение высоких целей, которые никогда не меняются.