Самые экзотичные футболисты РФПЛ: от спартаковца Баги до ростовчанина Горе

Telegram Дзен

Как уже сообщал "СЭ", в ЦСКА на просмотре находится форвард сборной Танзании и конголезского "ТП Мазембе" Мбвана Саматта. Хоть Леонид Слуцкий и говорит, что речи о подписании контракта сейчас не идет, исключать вероятности переезда танзанийца в Россию нельзя. По этому случаю "СЭ" вспоминает десять самых необычных легионеров в истории РФПЛ.

Анас МАХЛЮФ, Сирия
"Крылья Советов" – 1996-1998, "Шинник" – 1999, "Рубин" – 2001

В 1996 году "Крылышки" занесло на зимние сборы в Сирию, где они провели контрольную встречу с местной национальной сборной. Главный тренер самарской команды Александр Аверьянов оказался настолько впечатлен потрясающей игрой соперника, что спустя время позвал в Россию сразу двух его игроков – нападающего Махлюфа и хавбека Буши. В первом сезоне парочка оправдывала ожидания, исправно выходила на поле (Махлюф даже забил 7 голов), то затем игроки затосковали, начали получать травмы и подолгу пропадать в лазарете.

Если Буши вскоре отправился на родину, то его друг в России задержался аж до 2001 года. Сначала он вслед за Аверьяновым перебрался в "Шинник", затем поехал искать счастье в казанский "Рубин" (тогда еще выступавший в первой лиге). Однако славы не снискал и в 2002-м тоже вернулся в любимую Сирию.

Мохаммед КАМАРА, Сьерра-Леоне
"Факел" – 2001


Фото - www.teamstats.net

В 2001-м "Факел" отчаянно боролся за выживание в Высшей лиге. У команды все валилось из рук и ног, и на помощь тренерский штаб вызвал потрясающего африканского бомбардира из Сьерра-Леоне Мохаммеда Камара. Кстати, трансфер вновь состоялся при участии Аверьянова, в ту пору главного тренера воронежцев. Видимо, искать таланты в самых разных уголках планеты было его хобби.

Город затаил дыхание, восторженно ринулся толпами на стадион, чтобы лицезреть настоящего темнокожего футболиста – первого в истории клуба, но…Тот всего раз сыграл за основу, семь раз за дубль и запомнился разве что двумя желтыми карточками. Воронеж разочарованно вздохнул и покинул Высшую лигу, так до сих пор и не вернувшись. А Камара и по сей день остается единственным представителем Сьерра-Леоне в российском футболе.

Роберт СКАРЛЕТТ, Ямайка
"Спартак" – 2002


Фото - Александр ВИЛЬФ

Ямайка – родина великого и непобедимого Усэйна Болта. С талантливыми же футболистами этой стране издавна были определенные проблемы. Не зря ведь "Регги-парни" лишь раз за свою историю попадали на чемпионат мира, да и то выступили на нем так, что российская рок-культура не удержалась и написала песню, мгновенно ставшую хитом.

Спартаковец Роберт Скарлетт в 2002-м стал первым представителем Ямайки в нашем футболе (на сегодняшний день их уже четыре). Но ему как первопроходцу было суждено провести лишь один матч, вернее, тайм – против "Сатурна". Впрочем, Роберт не в обиде на судьбу, до сих пор с теплотой вспоминает те 45 минут и искренне благодарит "Спартак" за возможность прикоснуться к большому футболу.

Абдельила БАГИ, Марокко
"Спартак" – 2003, "Ростов" – 2005-2006


Фото - Сергей ЗАХАРОВ.

"Смотрите, как он прыгает по углам! Да он же просто Летающий Гепард", – восторженно кричали спартаковские руководители в 2003-м после подписания марроканского вратаря. Прошло время, и восторг угас – выяснилось, что помимо нечеловеческой прыгучести неплохо бы еще уметь ловить мячи, а с этим у голкипера были определенные проблемы. За красно-белых Баги провел 7 матчей, после чего получил травму и пропал из поля зрения. В 2005-м он перешел в "Ростов", где, кстати, играл очень даже прилично. А затем в Россию и вовсе потянулась веретеница марокканцев, среди которых были даже звезды – Карсела-Гонсалес и Буссуфа.

Исо КАНЬЕНДА, Малави
"Ростов" – 2003-2005, 2006-2007, "Локомотив" – 2005


Фото Татьяна ДОРОГУТИНА, "СЭ"

Каньенда родом из крохотной по размерам Малави (находящейся по соседству с Танзанией – родиной потенциального новобранца армейцев Саматта). В малавийском чемпионате темнокожий нападающий и начинал карьеру, спустя три года вырос до чемпионата ЮАР, после чего его приметили прозорливые ростовские селекционеры.

В России Каньенда провел отличное время. Быстро стал своим парнем в "Ростове", попытал счастья в "Локомотиве" и настолько влился в российскую действительность, что даже участвовал в продвижении Сочи в борьбе на проведение Олимпиады-2014. Так что победа российской сборной на ней – это немного и победа Каньенды. Однако со временем Исо перестал выполнять прямые обязанности – забивать голы. Сначала он принялся скитаться по командам ниже классом – КАМАЗ, "Ротор", "Динамо" Брянск, а затем и вовсе помахал ручкой нашей стране. Наверняка со слезами на глазах. Сейчас 32-летний форвард вновь выступает в первенстве ЮАР.

Альберто БЛАНКО, Панама
"Алания" – 2005


Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Любители путешествий могут позавидовать Бланко – где он только не играл! Панамский футболист заканчивал академию "Марселя", профессиональную карьеру начинал на родине, после чего четыре года провел в Молдавии, затем – Россия, ОАЭ, Саудовская Аравия, вновь Панама, Колумбия, Боливия, Израиль.

Если же брать российский этап карьеры, то в "Алании" он оказался благодаря успешному выступлению на Кубке Содружества и зоркому глазу Бахвы Тедеева. С владикавказцами Бланко подписал контракт на три года, но в итоге сыграл всего две игры (и даже забил один гол), затем осел в запас, заскучал и был таков. Но зато благодаря нему мы знаем, что в Панаме тоже играют в футбол. Больше легионеров из этой страны в нашем чемпионате не было.

Ньютон КАТАНЬЯ, Зимбабве
"Cпартак" Нч – 2006


Фото Максим СЪЕСТНОВ

Зимбабвийский нападающий попал в Россию не напрямую из своей страны. Сначала он привлек внимание европейских клубов (среди которых были известные – "Зальцбург" и "Арминия"), затем съездил поразвлечься в чемпионат Малайзии, после чего получил приглашение из нальчикского "Спартака", которому предстоял дебют в РФПЛ.

Однако за кабардино-балкарский клуб легионер с именем великого ученого и фамилией известного нападающего провел только одну игру, после чего уехал расширять кругозор дальше. Последним клубом Катаньи была "Пномпень Краун" из Камбоджи – страны кхмеров и великого Ангкора.

Цой Мин ХО, КНДР
"Крылья Советов", 2006-2008


Фото Максим СЪЕСТНОВ

Одно лишь появление в России футболиста из закрытой на все замки страны уже вызывало удивление. Говорят, власти долго решались на то, чтобы отпустить игрока, и в конце концов желание прославить страну невероятным талантом перевесило. Цой выступал на родине за команду, представляющую Министерство легкой промышленности, был лидером юношеской сборной, а в 2005-м стал лучшим игроком Азии.

В "Крыльях Советов" ему, увы, раскрыться было не суждено. Гаджи Гаджиев не подпускал Цоя к основе, даже не смотря на то, что тот был самым усердным на тренировках, оставался заниматься индивидуально и умел в совершенстве стоять на голове. В России легионер сыграл только однажды – против "Амкара". В том самом матче его партнером на поле стал представитель враждебной для КНДР Южной Кореи О Бом Сок, что было первым подобным случаем в мировом футболе. В 2009-м игрок вернулся на родину и сейчас вновь играет за команду Министерства легкой промышленности.

Эзекиэль НДУАССЕЛЬ, Чад
"Терек" – 2012-2013


Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Беднейшая страна Чад ни разу в истории не участвовала не то что на чемпионате мира, но и на Кубке Африки. Ее игроки почти не востребованы в Европе, и лишь некоторые, самые счастливые, добиваются права выступать в командах низших дивизионов. В 2012-м о том, что в Чаде есть футбол, узнала Россия, когда нападающий Эзекиэль Ндуассель перебрался в "Терек". Помимо шанса поиграть в серьезном первенстве он получил в подарок и русскоязычную страницу в Википедии.

Освоиться в России фактурный нападающий, однако, не смог. За первый сезон он провел 15 игр, забил четыре гола, после чего сначала отправился по арендам, а затем и вовсе продан с концами. Сейчас ему уже 26. Когда-то давным-давно им интересовались "Арсенал", "Монако" и "Марсель", теперь же он смог найти работу только в чемпионате Алжира.

Режиналь ГОРЕ, Гаити
"Крылья Советов" – 2013-2014, "Ростов" – 2014-н.в.


Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

У полузащитника "Ростова" интересная судьба. Он родился и делал первые футбольные шаги в Гаити, затем переехал в Бельгию, где вырос в профессионального футболиста, стал основным игроком "Стандарда", выиграл золотые медали и начал вызываться в юношеские и молодежные сборные "красных дьяволов". Но затем Горе вспомнил национальные корни, схватился за голову и воскликнул: "Никакой Бельгии! Я должен играть только за сборную Гаити!". "Это команда моих друзей", – с гордостью поясняет он сейчас российской прессе.

Экзотичности футболисту добавляет не только необычное для футболиста происхождение, но и недавний анекдотичный поступок в матче с "Арсеналом", когда Горе выбежал за пределы поля и на виду у всех справил маленькую нужду.