Как стало известно "СЭ", о переходе 26-летнего нападающего сборной России Артема Дзюбы из "Спартака" в "Зенит" может быть официально объявлено в ближайшее время. Не исключено, что это произойдет уже сегодня. При том что пятилетний контракт, заключенный форвардом с питерским клубом, вступит в силу с начала июля.
Зарплата Дзюбы в "Зените", по нашим данным, составит 3,3 миллиона евро в год, что несколько превышает условия, которые предлагало игроку руководство "Спартака". Остаток сезона-2014/15 он проведет в московской команде, но, судя по всему, не в основном составе. (Вячеслав КОРОТКИН)
"СЭ" решил разобраться, насколько успешно Дзюба может вписаться в игру "Зенита"
НА СЛУХУ
Евгений ЗЫРЯНКИН
Гадать, что изменится летом в игре "Зенита" с приходом Дзюбы, – не более осмысленное и полезное занятие, чем толочь воду в ступе или переливать из пустого в порожнее. Для этого нужно знать, как клуб проведет финишный отрезок чемпионата и следующую трансферную кампанию, продолжит ли работу Андре Виллаш-Боаш. Важен любой нюанс. Выбьется, допустим, Рондон в герои "золотой весны", а заодно и в лучшие бомбардиры лиги, и никуда потом не уедет – стартовая позиция Артема тут же ухудшится. Но поди угадай, как оно случится. Вот мы и прикинем, как вписался бы Артем в нынешний, а не умозрительный "Зенит" будущего.
Нужно только сразу оговориться, что вся дальнейшая картина маслом написана про идеального Дзюбу. Того, что думает только о футболе, голоден до игры и жаден до голов, а не до денег. Иначе нет никакого смысла тратить время, буквы и газетную площадь под пустословие об очередном запасном "Зенита".
* * *
Виллаш-Боаш уже несколько лет культивирует тактику с центрфорвардом, и нет причин думать, что его воззрения внезапно изменятся. Схему с двумя нападающими, самую оптимальную для Дзюбы и прекрасно сработавшую в первом тайме отборочной игры Euro -2016 Швеция – Россия в октябре, где его напарником был Кокорин, можно даже не рассматривать: у "Зенита" Кокорина нет, а Кержакову эта роль незнакома, да и не в том возрасте Александр Первый, чтобы осваивать новые горизонты. Разок-другой, не более, Виллаш-Боаш, конечно, может удивить оппонентов дуэтом Кержаков – Дзюба. В качестве сюрприза, как неожиданный ход. Но это будет локальное тактическое решение, а не стратегия.
Следовательно, внедрись Дзюба в "Зенит" прямо сейчас, построение и игра питерцев изменились бы весьма незначительно: Артем всего лишь заместит Рондона на острие атаки. И можно предположить, что, взаимодействуя с высококлассными партнерами, нападающий не только не испортит обедни, но и превзойдет венесуэльца.
При всей сопоставимости Рондона и Дзюбы – и по комплекции, и по образу действий, и по объему мастерства – козыри и склонности у них заметно отличаются. Саломон лучше цепляется за мяч, особенно после длинных передач из глубины; ему не составляет труда работать на чужой половине поля в одиночку. Рондон способен как рвануть в сквозной рейд до ворот, топча защитников, и завершить этот забег точным ударом, так и дождаться партнеров, укрывая мяч корпусом.
Dzyuba@Spartak.net.
За Дзюбу //
Dzyuba@Spartak.net.
За "Спартак"
Дзюбе без поддержки тяжело, ему удобнее и проще скинуть мяч партнеру, чем таскать его самому – не хватает техники и скорости. К тому же Артем, когда не воодушевлен и не задался целью доказать, что он Игрочище, а не Игрочишка, малоподвижен, статичен, откликается лишь на точный пас. Рондон же предлагает себя по всей ширине поля и реагирует в том числе на срезки и рикошеты.
Зато в умении обыграться с товарищем даже на ограниченном пространстве Артем коллегу превосходит. Сказывается спартаковская школа. И этот фактор может стать определяющим для их конкуренции.
В насыщенной и плотной игре, которую "Зениту" навязывают соперники, Дзюба, склонный к атакующей стилистике футбола и владению инициативой, будет ориентироваться и чувствовать себя лучше Рондона, предпочитающего простор контратак. Да и Кержакова в этом контексте долговязый новичок заткнет за поясок.
Не надо упускать из виду, что спартаковец – первый нападающий, приобретенный "Зенитом" при Виллаш-Боаше. Значит, португалец на него надеется. А поводов что-то кому-то доказывать у Дзюбы в Петербурге будет предостаточно вплоть до истечения срока контракта. Владимир Быстров подтвердит.
* * *
Угадать ход тренерской мысли в описываемой ситуации кажется делом несложным: Дзюба должен стать кем-то вроде Фалькао времен "Порту". Ярко выраженным игроком штрафной площади, на котором сходятся атакующие лучи и откуда, как от мощной линзы, концентрированным потоком отражаются в ворота. Присутствие справа Халка подчеркивает обоснованность этого предположения.
Низкая подвижность Дзюбы, как ни странно, может в этой связи стать его дополнительным плюсом. Рондон по сравнению с ним деловит, но суетлив и в штрафной порой действует невпопад. Партнерам бывает нелегко уловить, какое его движение ложное, а какое – выход на ударную позицию. Дзюба же занимает место перед воротами обстоятельно, расчищает его от опекунов, и ему проще доставить передачу. Не случайно практически все голы он забивает, глядя на мяч и ударяя по нему лбом, тогда как венесуэлец делает это и ухом, и затылком, и падая, и с разворота – как удастся подстроиться. Иначе говоря, в успехах Рондона гораздо выше элемент случайности.
Дзюбоворот // "Зенит" уводит Дзюбу у "Спартака"
Данни, останься он в Санкт-Петербурге, не упустит удовольствия обстучаться с Дзюбой в "стенку" – к такой игре Артем имеет вкус куда больший, чем его конкурент. Да и вообще, установив на линии штрафной такой маяк, зенитовская полузащита сможет ловчее преодолевать защитные рифы, поскольку Дзюба невольно стягивает на себя внимание нескольких соперников и при этом корректно расталкивает их.
Можно еще добавить, что предыдущие тренеры научили спартаковца умело маневрировать у ворот и избавляться от надзора, благодаря чему после фланговых прорывов большинство зенитовских передач – а они, как правило, нацеленные, на свободного партнера – будут попадать именно к нему.
В общем, если бы Артем переехал в город на Неве на этой неделе, мог бы очень скоро стать для "Зенита" и его поклонников своим в доску. А вот до лета может случиться всякое.