– В нашем футболе есть расхожее выражение "пройти очищение первым дивизионом". Как вам игралось в ФНЛ?
– Я бы с удовольствием отказался от этого "обряда", но раз уж так получилось... Главное, что все быстро закончилось, и "Крылья" вернулись в премьер-лигу.
– Вылет стал трагедией для Самары?
– Безусловно, болельщики были очень расстроены, как и мы, футболисты. Трагедия – наверное, правильное слово для описания того состояния.
– Что было самым сложным в ФНЛ?
– Длительные перелеты, поля ужасного качества – как искусственные, так и натуральные. В остальном же ничего плохого я не увидел. К тому же, удалось побывать в экзотических уголках вашей страны. Например, на Сахалине. Вряд ли когда-нибудь окажусь там еще раз. Хотя зарекаться, наверное, не стоит.
– Дальний Восток впечатлил?
– Еще как! Мы были и во Владивостоке. Приятный город, очень свежий.
– Практически всю дистанцию в первенстве ФНЛ лидировал "Анжи", но "Крылья" на финишной прямой его обошли. Как удалось?
– Мы ровно прошли отрезок после зимней паузы, и после каждой победы становились увереннее в своих силах. Просто шли к цели.
– Кроме "Анжи", кто из соперников по ФНЛ мог бы усилить премьер-лигу в ближайшие годы?
– Те команды, которые до последнего с нами сражались на выход – "Тосно" и "Томск" – тоже показывали очень неплохой футбол. И в этом сезоне они будут реальными претендентами на выход в элиту.
– За стыковыми играми томичей и тосненцев следили?
– Да, были в сборной, обсуждали с ребятами эту тему, смотрели, следили. В паре "Ростова" и "Тосно" я болел за ростовчан, потому что там играет мой хороший друг Тимофей Калачев. А во второй паре переживал за "Томь". Там играет другой мой хороший товарищ Петя Немов. Да и вообще сама команда мне как-то симпатична.
– Что за фигура – ваш тренер Франк Веркаутерен? Об иностранных специалистах в России всегда столько споров.
– Мне интересно с ним работать. Я открыл массу нюансов игры для себя. У него такой подход, который отличается от советского. Это однозначно тренер-демократ. Что же касается конкуренции с российскими специалистами, то тут как и у футболистов – кто лучше, опытнее, больше владеет знаниями и управляет командой, тот и работает.
– Вы хорошо знакомы и с Леонидом Кучуком, чья работа в России оставила неоднозначное впечатление.
– Кучук вместе с другим известным белорусским специалистом Анатолием Юревичем занимались мной еще в раннем возрасте, с 14 до 18 лет, поэтому я хорошо с ним знаком. И я не согласен с тем, что у Леонида Станиславовича не получилось в России. С "Локомотивом" он провел хороший сезон, боролся до последнего за чемпионство... Вот в "Кубани" во второй раз, возможно, у него не все получилось так, как он задумал.
– Но все равно есть ощущение, что Кучук уехал из России побежденным.
– На мой взгляд – нормальная история. Да, не получилось, но это не смертельно.
– А вот у Олега Кононова получается. Его успех в "Краснодаре" феноменален?
– Думаю, молодой тренер и молодая команда просто нашли друг друга. Они шагают в ногу к покорению вершин российского чемпионата.
– Проблема лимита на легионеров для вас, как иностранца, имеет большое значение?
– Конечно, ведь она затрагивает мои интересы. Почему-то все считают, что проблема российского футбола в лимите. А вот я думаю, что не в нем. Для сборной, на мой взгляд, не имеет большого значения – будет формула лимита "6+5" или "7+4".
– Вы сами ощущали на себе негативные последствия ограничений?
– Безусловно. Случались ситуации, когда легионерам просто не хватало места на поле. Как в ФНЛ, где лимит очень строгий, так и в премьер-лиге, когда в "Крыльях Советов" было много иностранцев. В премьер-лиге хватает российских футболистов, которые заслуживают свое место на поле и будут играть при всех раскладах.
– Говорят, "Крылья Советов" интересуются Кержаковым. Как думаете, он усилил бы ваш клуб?
– Кержаков сейчас усилит любую команду, кроме "Зенита". Было бы интересно поиграть с ним в одной команде.
– Вы третий сезон выступаете за "Крылья". Вам нравится в Самаре?
– Очень. Хороший город, команда, красивые набережные Волги, прекрасные болельщики.
– Но некоторое время назад вас сватали в ЦСКА, после вылета из премьер-лиги тоже были предложения.
– Пока все мысли о Самаре. Но скоро у меня заканчивается контракт, разговоры с руководством о продлении уже были, но до конкретики дело пока не дошло. Так что о планах и перспективах еще поразмыслю.
– Кстати, когда у вас был вариант перехода в ЦСКА, ваше белорусское гражданство как-то повлияло на решение?
– Понятно, что все смотрят на паспорт, и русским футболистам проще перейти в другой клуб.
– Были какие-то варианты для перехода в это межсезонье?
– Скажу так – пара вариантов есть, но я хотел бы остаться в Самаре.
– В начале июня ваша сборная Белоруссии играла товарищеский матч с Россией. Какие остались впечатления?
– Главное – разочарование. Когда мы повели в счете 2:1, я был уверен, что победим.
Но российская сборная была чуть-чуть против. У вас хорошая команда, есть яркие исполнители, личности – Роман Широков, Кокорин. Игроки топ-уровня.
– А вот наши специалисты восхваляли в этом матче как раз не признанных звезд, а молодежь.
– Двое дебютантов вашей сборной сразу отличились голами. Молодцы – вышли, сделали свое дело.
– В отборочном турнире к Euro ваша сборная играет в группе с сильными командами – Испанией, Словакией. Россия – одного с ними уровня?
– Скажу так: сборная России может выйти на чемпионат Европы. Не надо в этом сомневаться. То место, которое россияне занимают в группе – всего лишь следствие плохого стечения обстоятельств.
– В Белоруссии тренера сборной Хацкевича чуть ли не боготворят, в России же Фабио Капелло не пинал только ленивый. Насколько обстановка может повлиять на результаты команды?
– Увы, наша сборная тоже особо не блещет результатами, несмотря на любовь болельщиков. Поэтому как-то грустно это все. Особенно обидно поражение в игре с Испанией. Мы несколько лет подряд играем против этой сборной, и сейчас это были такие испанцы, с которыми как раз можно было цеплять очки. Теперь теоретические шансы на третье место, конечно, сохраняются, но, по-моему, это нереально. Лидирующая тройка – Испания, Словакия и Украина – своего уже не упустит.