ПОНАЧАЛУ В ЭСТОНИИ СИЛЬНО БИЛИ
– Вы как-то пропали из поля зрения российских болельщиков. Расскажите, как у вас дела. Как вам уровень чемпионата Эстонии?
– Уже практически год живу в Таллине. Боремся с "Левадией" за чемпионство. В субботу решающий матч. Лидирует "Инфонет", в котором, кстати, выступают Дима Круглов, Володя Воскобойников, Драман Хамину, который играл в "Локомотиве". Уровень чемпионата, естественно, ниже РФПЛ, а так это очень жесткий, контактный чемпионат. Никто никого не щадит. Когда только приехал, очень сильно били, повреждений много за первые два месяца. Пришлось тяжело. Потом сориентировался, как надо играть. Такой вот жесткий, неуступчивый футбол.
– Какие у вас планы после завершения сезона? Контракт с "Левадией" истекает?
– Он заканчивается в конце следующего года. Пока буду здесь, а если кто-то проявит интерес из России или еще откуда-то – состоится разговор с руководством. Думаю, вредить мне никто не станет, отпустят в аренду или продадут.
– Скучаете по чемпионату России?
– Естественно. Смотрю, переживаю за ребят. Наш чемпионат меняется, становится более зрелищным. Все очень круто. Конечно, хочется почувствовать эту атмосферу изнутри.
– Переживаете за "Локомотив"?
– Да. Это команда моего детства. Слежу и за "Динамо", которое сейчас выступает в ФНЛ, и за "Анжи", и за "Томью" – теми командами, в которых играл.
– Чувство ностальгии по "Локомотиву" присутствует? Часто вспоминаете времена выступлений за эту команду?
– Да, конечно. Эта команда дала мне дорогу в большой футбол. С 12 лет рос в Черкизове, жил в интернате, ходил в школу, попал в дубль, затем в основной состав. Это, можно сказать, мой дом. Хочется, чтобы команда выигрывала и уже вышла из той, можно сказать, спячки, в которой находилась. Надеюсь, сейчас все наладится.
С МИРАНЧУКОМ НАИГРАЛИ СВЯЗОЧКУ
– Есть еще мечта оказаться в Европе? В большой Европе имею в виду.
– Да, конечно, очень хочется оказаться в Европе: в Италии, в Испании... Все возможно, главное – везение, чтобы звезды сошлись. Нужно продолжать работать. В Таллине больше времени уходит на тренировки, чувствую, как прибавляю. Сейчас у меня новая позиция – больше играю в опорной зоне.
– И как вам на этой позиции?
– Мне комфортно. Ты всегда в игре, много борьбы, все идет через тебя. Рад, что тренер сумел разглядеть во мне эту позицию, что дало свои результаты.
– Наверное, хорошо взаимодействуете с Антоном Миранчуком.
– Да. Он немного "повыше" играет. Но наша связочка уже наработала, есть и голевые передачи, и голы.
– Скоро она может распасться, Антон ведь возвращается в "Локомотив".
– Желаю Антону, чтобы у него все получилось в "Локо". Желаю ему и брату подниматься наверх, чтобы играли без травм, росли и были вместе в стартовом составе "Локомотива", а потом играли в "Барселоне" или "Реале". Надеюсь, что у Антона все получится и мои подсказки не пропадут (смеется). У него будет три месяца, и то, как он проявит себя на сборах московского клуба, многое определит.
– Велики ли шансы Антона закрепиться в "Локомотиве"?
– Юрий Павлович Семин умеет работать с молодежью, доверяет ей, а дальше все зависит от Антона.
– Как восприняли возвращение Семина в Черкизово?
– Юрий Павлович много сделал для "Локомотива". Сейчас вот принял команду в очень сложный момент. Думаю, должны реабилитироваться. В зимнее трансферное окно будут какие-то приобретения, нужно освежить команду. Видно, что ей чуть-чуть не хватает наконечника, форварда на острие атаки.
УВОЛЬНЕНИЕ КРАСНОЖАНА УДИВИЛО
– "Локо" в субботу принимает "Анжи". Сумеют ли подопечные Семина одолеть южан?
– Сложно выделить фаворита. "Анжи" набрал хороший ход, да и сама команда неуступчивая. Скорее всего, матч завершится вничью. А сама игра получится очень интересной, вязкой.
– У многих эта пара команд ассоциируется с матчем 2011 года, после которого уволили Юрия Красножана. Что помните о той игре?
– Я принимал в ней участие. За "Анжи" тогда играл Роберто Карлос. Помню, я вышел в старте, но после первого тайма меня поменяли. До матча было какое-то напряжение. За два-три дня до игры пошла непонятная шумиха. Неприятно было играть и тяжело, потому что в голове сидело, что что-то в этой игре не так, все ее обсуждают. Неприятный матч.
– Как отнеслись тогда к разговорам, что было что-то нечисто?
– Старался не слушать этого и не замечать. Говорят всегда много. Было много матчей, которые обсуждали в таком ключе. Мне на тот момент надо было выйти и показать себя. Дали шанс, и я вроде неплохо отыграл.
– Удивились увольнению Красножана?
– Да. Нас отпустили дней на десять. Я поехал на море отдохнуть. Утром позвонили и сказали, что тренера у нас больше нет. Конечно, удивился, потому что мы очень хорошо шли. Мне до сих пор все это непонятно.
– И официальные причины увольнения – за "упущения, допущенные в работе" тоже удивили?
– Непонятно вообще. Только руководство "Локомотива" и сам Красножан все знают.
– Может, Ольга Смородская за что-то невзлюбила Красножана?
– Не могу сказать. Мы же не были в кабинете и не знаем всего. У них там свое. То, что в раздевалке, – это в раздевалке, а то, что у них, – они решают.
– У вас с Ольгой Смородской какие сложились отношения?
– Все было хорошо. Никаких конфликтов.
– Этой осенью в нашем чемпионате вновь заговорили о странных матчах. Есть проблема?
– Я думаю, нет, у нас все это быстро пресекается. Даже не хочется допускать мысли, что в моей родной стране есть что-то такое. Сейчас на фоне историй с допинговыми скандалами хочется больше защищать наш футбол. Нет никаких шумих. Это лишний накал перед матчами. Футболистам потом очень сложно выходить на поле и играть, потому что, если он ошибется, будут обвинять. Хотелось бы, чтобы такие разговоры пресекались и наказывались.
НУЖНЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕНЕРЫ, А НЕ ФИЗРУКИ
– Если говорить о проблемах российского футбола, какую считаете главной?
– Детский футбол. Я не беру Москву и Питер. В регионах нужны поля, нужны детские тренеры, которые сами играли в футбол. А не физруки. Нужны квалифицированные кадры, которые должны быть психологами и педагогами, и не будут разрушать детскую психику. Орать может каждый, а вот научить…
– Кому из детских тренеров вы особенно благодарны?
– В "Локомотиве" это Валерий Стаферов. Ринат Билялетдинов очень многое для меня сделал. Кстати, он ставил меня играть в опорную зону. Благодарен ему. Ринат Саярович всегда говорил: беги до конца за игроком, даже если не успеваешь, никогда не делай подкат. Беги за ним, дыши в него, и он ошибется. Все его советы помню. Он хороший психолог и тренер.