КУБОК РОССИИ-2009/10. 1/8 финала
Автор этих строк вчерашнее утро начал со звонков. Одним - сочувствие, другим - поздравления. Поводом стали кубковые матчи, откровенно порадовавшие. Турнир, право, ничего не потерял, лишившись в 1/16 финала солидного отряда из премьер-лиги. Скорее наоборот: налицо признаки его выздоровления. Если прежде наш Кубок напоминал хорошую, но очень старую пьесу из репертуара театра, скатившегося в рутину, то в среду почти повсеместно царил праздник. Не подкачал даже Петербург, где публика вновь доказала: она живет "Зенитом" вне зависимости от статуса соперника. Аншлаг был в Твери, забитыми почти до отказа были трибуны арен Владивостока и Екатеринбурга, солидно выглядела явка на стадионе в Перми, достойно - во Владикавказе. Белой вороной выглядел лишь Челябинск, за что, похоже, и поплатился.
Одна серия пенальти, четыре овертайма, пять забитых в заключительной 15-минутке голов и два полпреда второй лиги, шагнувших в 1/4 финала - такой сюжет реанимировал интерес к турниру, который в последние годы привлекал пристальное внимание лишь за шаг до развязки. Теперь стараниями клубов низших дивизионов, явно вошедших во вкус и вызывавших "огонь" на себя, игра всерьез, до крови, началась заметно раньше. Да, нет ЦСКА, грустит Казань, вновь не у дел "Локо", но зато столь важного задора теперь в избытке.
Все участники 1/8 финала были поголовно увлечены игрой, иногда попадая в котел бурлящих эмоций, как случилось в Екатеринбурге. Там Юрий Баскаков явно погорячился, забыв о своих вечных союзниках - выдержке и дипломатии, когда пытался угомонить бушевавшего у бровки президента "Урала". Слова, брошенные арбитром в адрес этого эмоционального мужчины, имеющего в регионе авторитет, оказались пачкой динамита, которую швырнули в костер. Хорошо еще, что в итоге обошлось без видимых жертв и разрушений - слово-то оно порой ранит больнее иных ударов.
А вот Виталий Мутко, потерявший летом титульного спонсора национального Кубка, но смело заявивший после 1/16 финала: этот турнир тем и хорош, что дает шанс всем, может теперь чувствовать себя моральным победителем. Страсти бушевали, интрига кое-где зашкаливала, футбол откровенно радовал.
Достойный матч был сыгран в столице Урала, где "Сибирь" сделала важнейший с точки зрения турнира шаг к финалу. В 1/4 финала сибиряки теперь точно играют дома, как и "Мордовия", а хозяина полуфинала в "перволиговой" половине сетки при любом исходе весенних игр определит жребий. Иная ситуация в той части, где собраны три клуба премьер-лиги. Место проведения полуфинала, согласно регламенту, определяет количество игр, проведенных ранее дома и на выезде. Тут у "Москвы" приоритет: две победы она одержала не на Восточной. Так что "Зениту" стоило бы выступить с инициативой, не дожидаясь жребия, сыграть с сенсацией этого розыгрыша "Волгой" в Твери. Да, там в апреле будет грязное и кочковатое поле, но людям - праздник, а Петербургу в полуфинале (если победит, конечно, младших по рангу) - гарантированное право на жребий, какая бы из команд Миодрага Божовича - нынешняя или бывшая - ни повстречалась "Зениту" на кубковой дороге.
Фаворита в этом необычном Кубке так или иначе нет. Хотя, если бы оставшиеся стадии были сыграны в этом году, данная роль досталась бы "Москве". В среду витрина "Спартак" - "Москва" сияла, словно "Лужники" в ночи. Божович послал очередной горячий привет скептикам, утверждающим: успехи "горожан" - дело временное, вызванное в большей степени стечением обстоятельств да черногорским пряником, которым тренер балует команду, морально уставшую от прошлогоднего украинского кнута. Судя по футболу, который демонстрирует "Москва", эти суждения слишком поверхностны. Все глубже и серьезнее. Божович знает главный секрет профессии тренера: как выжать максимум из людей, с которыми работает. Он умеет находить в них качества, которые прежде никто не замечал, что делает его подопечных заметно сильнее.
И потому ничуть не удивлюсь, если зимой рачительная "Москва" продаст главный на сегодня творческий актив - тренера по прозвищу Граф Монтенегро. Удивительно, на мой взгляд, что Петербург пока не увидел в Божовиче человека, просто обязанного попробовать себя в роли рулевого обожаемого на берегах Невы "Зенита". Вы просто дайте волю и представьте его в треуголке, в камзоле, с подзорной трубой в руках и штиблетах. Вам никого не напоминает этот короткий словесный портрет? Вот-вот, и мне напоминает. Еще как.