В среду подмосковный арбитр Станислав Сухина проводил свой второй официальный матч в сезоне: впервые после операции он вышел на поле 15 апреля, когда судил игру первого дивизиона "Мордовия" - "Торпедо" Вл. Кубковая же встреча в Санкт-Петербурге, в которой ЦСКА обыграл "Зенит" (2:0), как и в прошлом году, вызвала ряд вопросов к арбитрам.
Если не считать некоторых решений, связанных с вынесением дисциплинарных санкций и неназначением углового удара, в первый раз недоумение действия Сухины вызвали на 40-й минуте, когда в ходе атаки, завершившейся голом ЦСКА, произошел контакт мяча и руки Думбья. Сразу несколько футболистов "Зенита" сигнализировали рефери о случившемся. Момент, как принято говорить, был "открытым" для Станислава - обзор ему никто не перекрывал, но тем не менее нарушения правил арбитр не определил. В отличие от эпизодов на 66-й и 84-й минутах, когда Сухина фиксировал игру рукой у Кержакова и Зырянова.
После пропущенного гола зенитовцы выполнили начальный удар. В этом моменте возник второй вопрос к арбитру - почему он не потребовал повторить удар. Ведь в центральном круге в это время располагался Вагнер Лав. Напомню, что в соответствии с правилом 8 "Начало и возобновление игры" соперники команды, выполняющей начальный удар, должны находиться на расстоянии не ближе 9,15 метра от мяча, пока он не введен в игру, то есть пока по нему не нанесен удар и он не движется вперед. Данное условие соблюдено не было. Значит, в соответствии с тем же восьмым правилом начальный удар следовало повторить.
В третий раз Сухина привлек к себе внимание во втором тайме, верно назначив 11-метровый удар в ворота "Зенита" и ошибочно засчитав гол Игнашевича. Почему ошибочно? Потому что до удара Игнашевича в штрафную площадь вбежали игроки обеих команд. В соответствии с правилом 14 "11-метровый удар" пенальти следовало повторить. Схожая ситуация в играх с участием красно-синих уже возникала - в 1-м туре, когда ЦСКА принимал "Амкар". Тогда Вячеслав Попов правильно потребовал повторить пенальти, но в третий раз заставить игрока ЦСКА подойти к 11-метровой отметке не решился. К слову, и Попов, и Сухина совершали одну и ту же ошибку, располагаясь не на расстоянии метр-полтора от линии штрафной, как это рекомендуется, а "глубже" - метрах в трех-четырех. Отсюда и трудности с определением "заступа".
Дважды во втором тайме грубо ошибся судья-помощник Михаил Еровенко. На 78-й минуте он усмотрел положение "вне игры" у одного из футболистов "Зенита", когда пас назад сделал игрок ЦСКА. К счастью, Сухина поступил верно и матч продолжил. На 90+2-й минуте краснодарский ассистент, занявший неправильную позицию, вновь ошибочно зафиксировал положение "вне игры" у футболиста "Зенита", хотя тот в момент паса не находился за линией офсайда.
Вопросы, связанные с трактовкой правил, после кубковых матчей возникли не только к Сухине. Например, стало очевидным, что наши арбитры по-разному интерпретируют эпизоды, когда происходит контакт мяча и руки футболиста. Достаточно сравнить решения Алексея Еськова в игре "Зенит" - "Анжи" и Михаила Вилкова во встрече "Кубань" - "Ростов", а также вердикты Вячеслава Попова в поединке "Крылья Советов" - "Локомотив" и Игоря Егорова в кубковом матче "Спартак" - "Краснодар". Также непонятно, почему в среду нижегородский рефери на 84-й минуте не зафиксировал фол на Шешукове, после чего краснодарцы забили гол, а спартаковский защитник заработал второе предупреждение за споры с судьей.
- Быть довольным собой никогда нельзя. Думаю, отработал на "четверку". С минусом, - сказал сегодня Сухина корреспонденту "СЭ".
- Прошу вас прокомментировать несколько моментов. Пойдем в хронологическом порядке. Почему вы не остановили игру, когда случился контакт мяча с рукой Думбья?
- Потому что, по моему мнению, он рукой себе не подыгрывал.
- Сразу после этого "Зенит" возобновил игру начальным ударом, однако в центральном круге в это время все еще брел Вагнер Лав. Почему вы не предложили хозяевам повторить удар?
- Вагнер не мешал вводить мяч в игру. Матч был настолько зрелищным и увлекательным, что хотелось его побыстрее возобновить.
- Почему вы не потребовали от Игнашевича выполнить повторный 11-метровый удар, когда в штрафную забежали футболисты ЦСКА и "Зенита"?
- Может, они и забежали на метр. Но метр... Это ж допустимо. У нас не фотофиниш. Поэтому и рекомендуют становиться на расстоянии метр-полтора от линии штрафной. Вы со мной согласны?
- Я буквоед. В правилах игры о полутораметровом допуске ничего не говорится. Не исключаю, что теперь кто-то так трактует правила, но в официальных рекомендациях ФИФА мне подобная трактовка не попадалась. Последний вопрос - были ли после матча в ваш адрес претензии или благодарности со стороны представителей клубов?
- В целом обстановка была нормальной, рабочей. Кто-то больше доволен, потому что выиграл, кто-то меньше, потому что проиграл.
Александр БОБРОВ