Путевой дневник
Андрея АНФИНОГЕНТОВА
Аликанте - место, где постоянно проводит свои сборы "Рубин", - родной город главного тренера "Луча-Энергии" Франсиско "Пако" Аркоса. Испанца, ставшего в нашей стране главным тренером, отцом и просто занятым любимым делом счастливым человеком. Спецкор "СЭ", прилетевший на родину едва ли не самого необычного главного тренера нашего футбола, - о том, кто пытается сделать Испанию понятной для России и наоборот.
На стойке отеля, где живет "Рубин" - стопка газет. As, El Pais, Marca, ABC... Все пишут о спорте. Много пишут. И обо всем. Авария Кубицы, голы "Реала", Гвардьола и шейхи, мечтающие нанять его на работу... О Владивостоке, увы, нет ни строчки даже в региональных, и весьма пухлых изданиях, хотя при желании Пако мог бы вести в главной газете Аликанте колонку. И подобная работа шефа "Луча" наверняка была бы небезынтересной.
***
- У вас дома кто-то в курсе, что испанец - главный тренер в российской футбольной команде?
- Да.
- Как насчет интервью для Marca?
- Нет, со мной общались люди из Pais. Большая газета, пишет не только о спорте. Когда я прилетел домой, мы обстоятельно говорили несколько часов. Вышел громадный материал - на страницу.
- Полосный. У нас так говорят.
- У вас - это где?
- В журналистике. "Эль Паис" - марка. Поздравляю.
- Да, мне тоже было приятно.
- О чем шел разговор? Едва ли газету интересовал только футбол.
- Обо всем. Обо мне, о моей семье, о России, о Владивостоке, о русском характере.
- Испании это интересно?
- Очень. Я отвечал на самые неожиданные вопросы. Думаю, сделал хорошее дело - помог испанцам понять Россию. Я полюбил вашу страну, мне тут хорошо.
***
- Еще бы. Едва ли вам кто-то мог предложить контракт главного тренера в испанском футболе. Вы ведь приехали в нашу страну, имея за плечами опыт лишь детского футбола Испании, да поработав в хорватском "Хайдуке", где познакомились с Зораном Вуличем. Он же привез вас в Россию.
- На самом деле у меня была работа в футболе на родине - третий дивизион, четвертый. Скромно, да. Но с чего-то нужно было начинать... Теперь появились варианты в сегунде, но я не вижу смысла уезжать из Владивостока. Это мой город, моя команда.
- В Испании вас, боюсь, не поймут.
- Поймут, еще как поймут. Дома кризис, который добрался до футбола. Многие клубы сегунды не платят игрокам деньги по три месяца! У меня был реальный вариант с "Нумансией". Звали прошлым летом главным тренером, но в этой команде постоянные долги. Был вариант стать ассистентом в "Расинге", где дела идут не очень хорошо, и клуб, по сути, ищет замену тренеру (сегодня Мигеля Анхеля Португала все-таки отправили в отставку. - Прим. А.А.), но всем этим командам далеко до "Луча" в плане финансовой стабильности. Во Владивостоке нет задержек, нет проблем с тем, что написано в контрактах игроков, тренеров.
- В России щедро платят, верно?
- Да, достойно. Но я тут давно не только из-за денег. Быть главным тренером в "Луче" - это престижно. Хотя бы потому, что эта команда играет заметную роль в жизни своего города. Владивосток обожает "Луч", футбол.
- Этот город напоминает вам Аликанте, где живет ваша семья - отец, мама?
- Да. Тоже море, тоже тепло и комфортно летом. Нет той жары, которая царит в это время года у меня дома.
- Зато зима в Приморье - сложная, снежная.
- Зимой мы готовимся в Турции.
***
- О том, как вы нашли свое личное счастье, рассказывают всякое...
- Я снял квартиру у родителей Кати (супруга Аркоса - Екатерина Шибанова. - Прим. А.А.), а сама Катя помогала мне не забыть родной язык и подучить русский. Я сразу решил выучить язык той страны, в которой мне предложили контракт на три года.
- Потом начался роман, верно?
- Русские женщины - лучшие женщины в мире. Да, я влюбился. А потом (в декабре 2009-го. - Прим. А.А.) родилась Соня. Мы рожали в Испании, чтобы у дочери была возможность получить гражданство моей родины. Фамилия у нее двойная.
- Как часто жена и дочь приезжают в Аликанте?
- Ох, это не близкая дорога. Они гостили, и не раз.
- Рано или поздно вам придется вернуться в Испанию.
- Я не спешу. Пока есть возможность - буду работать в России, совершенствовать язык и пытаться чего-то добиться в вашем футболе.
- Как ваши близкие восприняли женитьбу на русской девушке?
- С облегчением. У нас уже росла Сонечка, а официального брака не было. В Испании к этому относятся строже, чем в России. Мы с женой побывали в Аликанте, я познакомил Катю с сестрами, мамой и папой, а потом мы расписались во Владивостоке. Я правильно говорю: рас-пи-са-лись?!
***
- У "Луча" есть амбиции в этом сезоне?
- Для начала нужно сделать хорошую команду. Это возможно, хотя не все просто. У нас прежде игроки подписывали соглашения сроком на один год. Мало, очень мало. Но я думаю, что мы сможем сделать хорошее дело. Если все сложится, можно и помечтать.
- О чем?
- О переходных матчах. Теперь и четвертое место оставляет тебе шанс подняться наверх. Это здорово, это интригует.
- Известно, что к вам благоволит глава Приморского края Сергей Дарькин. Почему, как думаете?
- Я испанец, а испанский футбол сегодня лучший в мире. И потом, я искренне люблю Владивосток. Есть поводы, сами понимаете.
- В свое время вас отправили в дубль. Это сделал Вулич, который и привез загадочного испанца с собой в Россию. Как вы выдержали ту ситуацию, не плюнув на все?
- Я уже был знаком с Катей, уже немного говорил по-русски и ценил "Луч" как клуб, в котором мне дали шанс. Мы тогда играли в премьер-лиге, верно?! А дубль... Я воспринял это как новый вызов, новую работу. За нее платят, и мне нужно сделать ее хорошо.
- Люди это оценили.
- Да, я это понял. И еще больше оценил "Луч" и Владивосток.