В нынешнем сезоне сочинская "Жемчужина" из красивой оранжевой сказки превратилась в сказку загадочную. Громадье весенних планов сменилось летними слухами о клубных долгах по зарплате, победы уступили место поражениям. Руководство сочинцев все это время хранило молчание, не слишком способствовавшее снятию напряженности. Вчера ситуация, наконец, изменилась: вице-президент "Жемчужины" Максим УВАРОВ ответил на вопросы корреспондента "СЭ".
- Каково положение дел в команде на сегодняшний день?
- Сохраняется трехмесячная задолженность перед игроками по зарплате и премиальным. Кроме того, у нас есть непогашенные обязательства перед агентами и рядом компаний, вовлеченных в футбольный бизнес. Теми, кто занимался перевозкой, размещением команды и так далее. Сумму долга называть не хотелось бы.
- С чем связано появление задолженности?
- С реструктуризацией и перепрофилированием основного бизнеса президента клуба Дмитрия Якушева. Вышло так, что и для него настало время перемен, и футбольный подход к "Жемчужине" пришла пора пересматривать. В некотором роде это форс-мажор, конечно.
- Если я правильно понимаю, изменения в бизнесе главного акционера клуба можно было спрогнозировать еще ранней весной. Тогда имелась возможность вообще сняться с чемпионата. Сейчас нет сожаления, что этого не произошло?
- Нет. В решениях такого рода должна быть логика. Вместе с техническим директором клуба Евгением Смоленцевым мы пришли к выводу: команду нужно сохранить. И президент клуба с этими доводами согласился. Никаких сожалений нет. Другое дело, что доводы были нашими, а финансирование - якушевским. Думаю, решение сохранить "Жемчужину" в ФНЛ было для него непростым.
- Как реагируют на задолженность легионеры команды?
- Терпят наравне со всеми. Более того, в начале сезона возникла ситуация, когда пришлось сообщить команде: "Есть такая-то сумма, но хватит ее не на всех. Кому остро необходимо - обращайтесь". Михал Пападопулос с Мареком Чехом перезаняли друг у друга и сказали: "Все понимаем, на особое отношение не претендуем".
- Что скажете о результатах команды? Только ли сложной финансовой обстановкой обусловлены ее нынешние результаты?
- Мы признаем наличие проблем и не хотим предъявлять претензии к футболистам и тренерам. Вместе с тем понимаем и другое: даже в нынешних условиях результаты могли быть лучше.
- Каким образом планируете выходить из создавшейся ситуации?
- Во вторник вечером состоится встреча команды с руководством клуба. Она планировалась раньше, но была перенесена по одной простой причине: нам требуется сказать о четких, конкретных мерах по нормализации обстановки. Здесь важен каждый день: проводить собрание, не имея понимания перспектив, нецелесообразно. Сегодня и завтра рассчитываем такое понимание окончательно обрести и проинформировать каждого сотрудника клуба. Куда идем, как поменяются цели с задачами, как нам все наилучшим образом переформатировать. Рассчитываем на конструктивный, рабочий диалог.
- А конкретнее?
- Можем гарантировать, что в финансовом плане никто не пострадает, все обязательства будут выполнены. Вопрос лишь в сроках и в дальнейших шагах. С кем-то придется расстаться на основе нормального переговорного процесса, но это будет сделано так, чтобы никто не смог упрекнуть нас в финансовой нечистоплотности. Репутационный ущерб клубу не нужен.
- И что дальше?
- Бизнес. Нормальный футбольный бизнес, - отвечает Уваров.
- Потребительский или связанный с трансферами футболистов?
- Многопрофильный, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Ориентир - Программа-2018.
- Что это значит?
- Стратегия заключается в следующем. Есть план, и есть определенные шаги, которые надо не обсуждать, а предпринять. Время разговоров прошло, пора действовать.
Начнем с главной команды. Ее основой должны стать игроки 1990-1991 годов рождения. К чемпионату мира они достигнут наибольшего расцвета. Плюс легионеры - опытные, квалифицированные, ответственные, такие, как Милан Вьештица, например. Плюс собственная школа, которая должна стать лучшей в стране.
В идеале "Жемчужине" предстоит опираться на свои кадры. С четкой вертикалью: у каждого футболиста первой команды - сменщик-дублер. В связи с этим школе и дублю - особе внимание и финансирование. Покупок с целью заткнуть дыру не будет, этим займутся штатные резервисты. Отсюда и приоритеты в селекции: постараемся собрать под наши знамена как можно больше талантливых молодых игроков и перспективных тренеров.
- Но ведь в этом случае поменяются и турнирные задачи.
- Да, жизнь и экономика диктуют именно это. Для выхода в премьер-лигу финансовой почвы сейчас нет, поэтому главной задачей становится - играть в футбол и гармонично развиваться. С безусловным попаданием в восьмерку в этом сезоне.
- Не боитесь, что с таким подходом вас ждет второй дивизион?
- Уверен, этого не произойдет. Якушев, Уваров, генеральный директор Антон Милов, сочинский бизнесмен Евгений Мухин - эти люди сделают все возможное и невозможное. Для них "Жемчужина" - дело жизни.
- Когда стартует новая стратегия?
- Считайте, с момента публикации этого интервью.
- Кто или что обеспечит, во-первых, покрытие долгов, а во-вторых, стартовый разгон для новой стратегии развития "Жемчужины"?
- Есть все основания утверждать, что этот вопрос будет решен в ближайшие недели. Существуют определенные пожелания первых лиц государства. Более того, отданы соответствующие поручения. Их материальное наполнение - вопрос времени и ответственности конкретных должностных лиц. Сейчас где-то кто-то спускает поставленную задачу на тормозах, как это у нас часто бывает. Или попросту игнорирует ее, если называть вещи своими именами. Со своей стороны, считаю важным донести эту информацию до футбольной общественности.
- То есть вы с президентом клуба сейчас ждете выполнения уже принятых кем-то решений или ведете поиск потенциальных инвесторов самостоятельно?
- Действуем комплексно. Усилия Уварова и Якушева объединены, и результат уже есть. Остальное - вопрос времени.
- Как, по-вашему, отреагирует на новшества команда?
- Здесь важно понимать: удерживать насильно никого не станем. Но расставание, если оно произойдет, будет цивилизованным. Прежде всего, ради самих игроков, интересов клуба и внутрикомандной атмосферы. Мы имеем то, что имеем - эту мысль постараемся донести до каждого.
- В последние годы "Жемчужина" гордилась своей отстраненностью от властной вертикали. Теперь, получается, вы готовы стать политпроектом?
- Нет, эта футбольная модель нежизнеспособна, на мой взгляд. "Жемчужина" была и будет бизнес-проектом. Но когда у социально ответственного и социально ориентированного бизнеса возникают проблемы, не вижу ничего зазорного в том, чтобы обратиться к государству. Мы не говорим: "Дайте, кормите, содержите нас". Мы говорим: "Сложилась такая-то ситуация, нужна такая-то сумма, дальше все в наших руках". За свои слова будем отвечать делом и результатами.
- А государству какой стимул вам помогать?
- Сочи - сложный многонациональный город, столица Олимпиады, место, где строится большой стадион, курорт национального масштаба. Нас поддерживают местные диаспоры, в нашей школе занимаются сочинские мальчишки, товары с нашей символикой продаются в местных магазинах, мы дарим городу большой футбол. Если у государства нет заинтересованности в наличии в Сочи профессиональной команды, то все это действительно не имеет смысла. Но тогда, пожалуй, и нам нет резона развивать "Жемчужину" вопреки, а не благодаря обстоятельствам.
Мой сын занимается фехтованием. Года через три он вступит в сложный, определяющий возраст. Уже сейчас думаю, как помочь его школе и ему самому, если будут хоть какие-то результаты. Потому что 15-16 лет - это нигилизм, наркотики, подъезды… Нужна спортивная отдушина сочинским мальчишкам? При правильном государственном подходе - нужна.
Один путь - купить Месси с Иньестой и устроить народу праздник на ровном месте. Другой - реализовать вместе с городом и краем сложный, но интересный бизнес-проект. Вместе с болельщиками, мэром и депутатами заксобрания. Если в нас есть заинтересованность, будет и отдача.
Речь не о том, чтобы кто-то распорядился покупать товары с символикой клуба. Но дайте нам возможность выставить их на прилавки на условиях честной конкуренции. Чья-то минеральная вода лучше? Чьи-то бублики дешевле? Ради бога, вопрос закрыт, мы будем думать, как улучшить свою продукцию. С этой точки зрения и помощь от государства вовсе не обязана быть крупной денежной суммой. Льготы и стимулы для футбольно ориентированных инвесторов - тоже большое подспорье. Особенно в сложный предвыборный год. Лишь бы участие государства вообще было. Оно само по себе станет знаком, нужно ли кому-то, чтобы мы тянули этот воз.
А ведь есть еще и олимпийская тема. С теми же волонтерами, которых можно обучать на матчах "Жемчужины", с общими принципами проведения массовых мероприятий, с созданием в Сочи серьезного сообщества болельщиков… Идеи подоить государство у нас нет - есть идея с ним партнерствовать. А в идеале - вернуть деньги, которыми государство нас поддержит, если они, конечно, будут. И сказать спасибо. Думаю, даже если бы не случилось в клубе нынешнего форс-мажора, мы рано или поздно все равно пришли бы именно к такой модели.
- Но ведь существуют и полностью частные клубы.
- Да. Леонид Федун и Сергей Галицкий сделали для "Спартака" и "Краснодара" очень многое. Но есть разница. Федун, мне кажется, после того, как построит стадион, клуб продаст. А Галицкий не сделает этого никогда: для него футбол - дело жизни.
- Два последних месяца вы провели на больничном. Действительно были проблемы со здоровьем?
- После четырех первых туров у нас с Якушевым состоялся жесткий разговор. Возник конфликт, требующий пояснения. Помимо рабочих моментов нас с президентом клуба связывают давние личные отношения. Дружба семьями, жены, дети, досуг. Наилучшим выходом из всего этого винегрета мне показалась длительная пауза. Так и сказал: ухожу думать и ждать. При этом действительно брал официальный больничный по месту жительства, серьезно лечился.
А после недавней игры с Брянском позвонил и озвучил свое мнение: пришло время действовать. Якушев тут же назначил встречу, мы проговорили почти всю ночь и пришли к выводу: сохранить "Жемчужину" любой ценой и дать проекту развитие для нас обоих очень важно.
- Вы не пытались обратиться к крупному частному бизнесу?
- В нашей стране это никому не интересно. А Владимир Романов из Литвы, например, готов впрячься в футбол только при условии получения бизнес-преференций в регионе. Это не то. Любопытно, что наши нынешние устремления вполне созвучны с переменами в российской политике. Как и Михаил Прохоров, мы считаем, что делаем в Сочи правое футбольное дело. Из этого могло бы что-то получиться, на мой взгляд. Вместе с тем, если приходят люди и говорят: мы возьмем команду на содержание, но вы должны уйти, я готов. Сохранение клуба важнее личных амбиций и тех огромных нервов, которые отнимает эта работа.
Вот еще что важно. В новой стратегии огромную роль будут играть исключительно белые схемы ведения бизнеса. С публикацией на клубном сайте мельчайших деталей всех трат. Что лишний раз подтвердит: мы не хотим осваивать бюджет - мы хотим вести бизнес. И прийти когда-нибудь к четкой схеме формирования клубных доходов: билеты, телеправа, спонсоры и атрибутика. Когда? Пока не знаю. Но верю, что это случится.
Лет десять назад Португалия плелась в хвосте, но совершила рывок. Где сейчас "Локомотив" и где "Брага"? Кстати, горжусь, что работал когда-то в "Локо" под началом Валерия Филатова. Это один из самых сильных российских спортивных менеджеров. Не забуду, как отправляли самолет с гуманитарной помощью в Чечню. Филатов сказал: "Чтобы ни один журналист не узнал - это личное". А спустя неделю читал во всех газетах про другой клуб: "Детскому дому подарены видеомагнитофон и радиоприемник…"
- А что если те люди, которые сейчас игнорируют поручения первых лиц страны в отношении "Жемчужины", будут заниматься этим и впредь?
- Даже мысли такой не допускаю. Уверен, что вертикаль сработает четко. Мы никогда не повернемся к государству никаким местом, кроме лица. И оно к нам, надеюсь, тоже.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ