Как уже сообщал "СЭ", после домашнего поражения (1:3) от "Луча-Энергии" в матче 27-го тура первенства ФНЛ о решении покинуть воронежский "Факел" заявил тренерский тандем Константин Сарсания - Анатолий Байдачный.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Константин Сарсания может смело назвать себя одним из самых влиятельных людей современного российского футбола. Для того чтобы стать успешным тренером, этого влияния, однако, не хватает. Позавчера человек, который привозил в Россию Дика Адвоката и Кевина Кураньи, продавал в "Севилью" Александра Кержакова и знакомил Курбана Бердыева с Арсеном Венгером, заявил: он готов уйти из клуба, застрявшего на последнем месте в турнирной таблице ФНЛ.
Константин Сергеевич без работы, конечно, не останется. Гений трансферов и переговоров - такие люди нужны нашему футболу, где полыхают костры амбиций, подогреваемые деньгами все более щедрых инвесторов. Но Сарсания хочется оставить в российском футболе след не только в этом качестве. Он желает созидать - иначе не поехал бы прошлым летом в Воронеж. Во вторую лигу. В город, где профессиональный футбол десять лет медленно, но верно умирал. Хотя место это для нашего футбола особенное.
Воронеж - город уникальный, где футбол - часть местной культуры, а команда - предмет всеобщего обожания. Только в Воронеже могут продать за 50 рублей права на торговую марку клуба, умирающего и брошенного всеми. И только в Воронеже такую покупку может совершить женщина. Бизнес-леди Лидия Иванова сделала это осенью 2007-го - предварительно погасив долги "Факела" в размере 2 миллионов рублей.
Сарсания ради "Факела" тоже пошел на траты. В марте, например, главный тренер заказал и оплатил 20 000 шарфов с символикой воронежского клуба. У самого "Факела" денег на атрибутику не было, а сделать первый матч нового сезона событием хотелось. И каждому болельщику, купившему билет на игру с "Шинником", вручили шарф. Как пояснялось в программке к матчу, "в подарок от тренерского штаба".
Сине-белые шарфы тогда исчезли из касс за три дня. С "розами" от Сарсания люди не расстаются и сегодня, умудряясь при этом сохранять оптимизм. Воронежский стадион профсоюзов - один из самых посещаемых в стране: меньше десяти тысяч зрителей "Факел" в этом году не собирает. Удивительная посещаемость! Особенно с учетом результатов команды и ее игры - в отдельных матчах просто позорной.
Сарсания, не сумевший в этом году подарить Воронежу ничего, кроме шарфов, не выдержал первым. Его просто убила последняя игра, в которой недалеко ушедший от "Факела" в турнирной таблице "Луч-Энергия" выглядел сборной Бразилии в лучшие годы. Благо и форма у дальневосточников желтая с синим. Уходить решили вместе с Анатолием Байдачным, приехавшим помогать коллеге делать серьезное дело.
- Люди с трибун кричали нам: "Позор!" А возразить им было нечего. Мне лично стыдно, - так обосновал свое решение старший тренер "Факела".
Байдачного, похоже, команда не любит. Иначе никак не объяснить ту показательную расхлябанность, с какой она проводит последние матчи, давая понять эмоциональному и порой не выбирающему слов специалисту: пора на выход.
Бывшего главного тренера сборной Белоруссии в Воронеж в отличие от Сарсания привели обычные мотивы профессионального тренера. Предложили работу, обрисовали перспективы, обозначали сумму контракта. В Минске Байдачному хорошо, но скучновато. Он согласился. Благо Сарсания понял, что нуждается в том, кто мог бы помочь ему сделать тяжелую работу.
- Мы прошлый сезон закончили 30 октября, - вспоминает Сарсания. - Я команду принял на одиннадцатом месте, а финишировали мы четвертыми. Ни одного матча из проведенных со мной четырнадцати не проиграли. Морального права выгнать кого-то я в такой ситуации не имел. Решили, что зимой добавим нескольких игроков к уже имевшемуся костяку, а потом посмотрим, что из этого выйдет. В конце концов, сезон долгий - только весной 2012 года все бы решалось. Нужны были бы люди - еще кого-то пригласили бы. Благо во второй лиге бюджет позволял нам жить спокойно - сто миллионов.
Теперь бюджет "Факела" - 150 миллионов. Рублей, если кто не понял. Для первой лиги - деньги рядовые, если не скромные. Лидеры оперируют суммами от 300 миллионов. В итоге Сарсания дважды за год стал жертвой поспешности. В феврале "Факелу" предложили место в первом дивизионе: в премьер-лиге умер "Сатурн", наверх ушел "Краснодар", а вакансия осталась.
- Предложили - мы согласились, - продолжает он. - Все говорили: "Какой вам шанс выпал!" Город этого ждал. Нас не поняли бы, скажи мы "нет". О том, что состав у нас не дозрел до первой лиги, тогда думать не хотелось. Надеялись, что справимся, хотя иллюзий относительно нашего места в таблице у меня не было. Летом, думал, доберем людей и поднимемся.
Теперь они тонут: Сарсания, рискующий поставить на себе как на тренере крест, и его команда. Их история была бы интересной только Воронежу, если бы не один нюанс. Вакансии такого рода, как для "Факела", появляются в нашем футболе ежегодно. Отказываться от них не принято: как же - мечты сбываются! Только мало у кого получается превратить мечту в реальность. И все бы ничего, да дело страдает. Вот за это по-настоящему обидно. И за Воронеж тоже.
И будет неправильно, если они в итоге расстанутся: Сарсания и "Факел". Делу это точно не поможет.