FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Бывший пресс-атташе сборной России Илья КАЗАКОВ в своей авторской колонке для "СЭ" рассуждает о судьбе Романа Широкова– Много было предложений за месяц отдыха?
– Честно? Не много. Я вижу нынешнюю политику: покупать либо иностранцев, либо молодых ребят. Мы, ветераны, спросом не пользуемся. Хотя… Это странно.
– Что ж странного?
– Я сам был молодым, был игроком среднего возраста, был ветераном. И во всех возрастах держал марку. Просто так годами на высоком уровне не играют.
– Отчего в Катар не поехали?
– Непростой вопрос. В Катар мог уехать еще два года назад, предложение было намного серьезнее недавних вариантов. Но в тот момент мне хотелось играть в серьезный футбол. Все время оттягивал серьезный разговор: "Да нет, пока не готов…" В этом году поменялась ситуация в самом Катаре. Слишком много игроков внезапно захотело туда поехать. Что, разумеется, сказалось на условиях.
– Грубо говоря, больше не зовут?
– Почему? И звали, и зовут. Но мне по-прежнему хочется еще поиграть на нормальном уровне.
– Играть, как Гаврилов, до сорока по третьим лигам – это для вас?
– Да поймите, у каждого своя жизнь! Зачем копировать? Димка Аленичев решил в "Спартаке" закончить. Я, может, сейчас закончу… Ничего страшного.
* * *
Спасибо Юре Голышаку за то интервью. 12 лет назад Александр Мостовой остался без клуба после Euro-2004. Мостовой! По тем временам – легенда. Футболист, из-за которого, как считалось, не заиграл в сборной Егор Титов. В клубе Егор Ильич был лидером, мозгом, звездой. А в сборной рядом с Мостовым ему было не вполне комфортно – партнеры искали в критических случаях на поле более старшего из двух спартаковцев-диспетчеров. И Мостовой вроде бы не играл хуже, чем раньше, но все чаще можно было услышать со стороны слово "возраст", которым пытались объяснить, почему сборная действует не так, как хотелось. Сборная, которая только-только вытащила тяжелейший отборочный цикл и вышла на Euro, а там провалилась.
У Мостового было 13 голов за национальную команду. И Мостовой так и не сумел закончить карьеру, проведя полноценный сезон в год своего последнего контракта. "Сельта" вылетела в сегунду, Euro-2004 принес репутации игрока только убытки, а интервью, в котором он задел главного тренера сборной, многих настроило против одного из самых ярких футболистов своего поколения. Его последним клубом был "Алавес", за который Мостовой провел всего один матч. И после паузы полузащитник признал: карьера завершена.
Уже потом он часто задавался вопросом: почему его не зовут в клубы? И говорил это так удивленно-искренне, что было ясно: Мостовой действительно ищет ответ на этот вопрос и не может найти.
В последнее время вопрос потихоньку сошел на нет. Мостовой вернулся в информационное пространство – экспертом. И маловероятно, что однажды его постигроцкое амплуа изменится. Хотя те, кто с ним играл, давно уже при делах – Писарев, Аленичев, раньше Карпин. А Колосков, которого Мостовой упрекал в возведении барьеров на его пути к контракту с российским клубом, не у дел.
* * *
На счету Мостового 13 голов за сборную. Столько же сейчас у Широкова.
Забавное совпадение, позволяющее ненадолго поставить их рядом. Двух диспетчеров, определявших игру своих команд. Двух ярчайших игроков, никогда не лезших за словом в карман.
Я пытаюсь понять: есть ли и другие совпадения, кроме того, что они оба пытались найти себе клуб после последнего чемпионата Европы в их карьере и никак не получалось? И склоняюсь к ответу, что их нет. Если только не брать во внимание любовь к острым высказываниям, в том числе и в адрес тренеров.
Мостовой рано начал и рано уехал в Европу, но в последние 11 лет ничего не выиграл. Широков, напротив, дорос до побед уже в зрелом возрасте, собрав коллекцию из 12 медалей.
И что самое важное, как мне кажется, Широков потихоньку начал готовить себя к жизни в новом качестве, уже не в статусе игрока. Сужу об этом по такой детали – весь последний сезон в медиапространстве Роман был ориентирован на общение с непрофильными СМИ. Причем речь шла не о глянце, а о серьезных деловых изданиях: "Коммерсант", РБК, "Ведомости". Уверен, уже тогда он начал задумываться о том, кем быть после карьеры игрока.
* * *
Из всех слов, прозвучавших на эту тему, складывается странное ощущение, что на Euro Широков поехал, зная, что это будет его лебединая песня. Его брали в команду в качестве запасного, способного усилить игру после выхода на замену. И для создания правильной атмосферы в раздевалке и в быту.
Если так – решение Слуцкого выглядит как прощальный подарок игроку, наравне с Зыряновым бывшему лучшим из полузащитников страны последнего десятилетия. Как благодарность капитану сборной, из-за травмы лишившемуся мечты сыграть на чемпионате мира. Можно спорить, насколько это правильно при наличии в России молодых талантливых игроков, но по крайней мере это решение выглядит красивым жестом.
Удивительно, что два последних тренера Широкова – Слуцкий и Аленичев совершенно одинаково отправляли журналистов с вопросами о будущем игрока к руководству клуба. Словно у них обоих не поворачивался язык произнести слова о наступившем времени для прощания.
Жаль, что он не уехал в MLS. Насколько знаю, такой вариант существовал, но сумма контракта оказывалась слишком малой. И хорошо, наверное, что он не захотел поехать в "Кайрат" или Эмираты – это было бы слишком неамбициозно и вряд ли бы позволило поехать на Euro.
В четверг министр спорта предложил ему работу. Любую должность в своей епархии.
Жаль, что это был подмосковный министр. Все-таки футболистов такого интеллекта и такого критического склада ума, выигравших все, что можно было им выиграть, у нас единицы.
Я все жду, когда они придут в футбол – те, кто были лучшими игроками страны последнего десятилетия. Но не экспертами на ТВ, а в другом, профессиональном качестве.
Здорово, когда капитаны сборной не забывают про массовый и детский спорт. Но если они начнут заниматься только им, это будет странно.
Не такая мы великая футбольная держава, чтобы с легкостью себе это позволить.