Полузащитник "Эвертона" стал человеком, подведшим черту под эпохой Хиддинка в сборной России, - именно на его счету три заключительных гола этой команды, в том числе самый последний - дьерский.
Борис ЛЕВИН
из Дьера
- Игра получилась такой, какой предполагалась, или венгры поставили задачи сложнее ожидаемых?
- Венгры в общем-то были предсказуемы. Другое дело, что нам матч по большому счету не удался. Отдельные вспышки случались, но цельной картины не просматривалось.
- Показалось, что вышли вы на поле слегка отстраненными и только ко второму тайму начали припоминать, что здесь еще и футбол, а не только проводы Хиддинка.
- Я бы так не сказал. Таймы в нашем исполнении действительно различались, но только по манере игры, а не по настрою. В первой половине атаковали в основном через фланги и пару-тройку неплохих моментов создали, а во второй наладили, наконец, контроль над мячом, хотя и стали чаще пропускать контрвыпады. Соперник, к слову, произвел неплохое впечатление: как и говорили нам тренеры, венгры любят играть в футбол, а не добиваться победы любыми методами.
- Ваш гол получился весьма своеобразным. В таком розыгрыше углового было что-то наигранное?
- Наиграть комбинацию, завершаемую коленкой, было бы сильно! Все, конечно, получилось ситуационно. Аршавин здорово подал, а я подставился под летящий мяч. Он очень удачно попал в колено: думаю, будь это бедро, вратарь с ударом справился бы.
- Вы лично чувствовали себя на поле комфортно?
- Большую часть матча - да, но к концу игры подустал. За последние шесть дней у меня было четыре не самых простых перелета, что, наверное, сказалось. В целом мог, конечно, сыграть лучше, но гол все-таки забил.
- Результат команду устроил?
- Хотелось бы, естественно, закончить эпоху Хиддинка победой, но не получилось.
- Потому что готовились всего день?
- Не думаю - команда у нас сыгранная.
- Тогда, может, сказалось, что в России сезон еще не начался?
- Пытаетесь найти для нас оправдания? Не нужно. Да, сезон только начинается, но даже те, кто не провел ни одного официального матча, фактически завершили полновесный подготовительный цикл. Так что сыграли мы неважно в силу субъективных причин, а не объективных. Наверное, в первую очередь не хватило положительных эмоций.
- Что Хиддинк сказал после матча в раздевалке?
- Ничего особенного. Пожал каждому руку, поблагодарил за игру и за сотрудничество. Эмоций в последние два дня было так много, что к моменту собственно прощания они уже стали иссякать.
- Тревожат игроков и обслуживающий персонал сборной грядущие перемены?
- Очень надеюсь, наш персонал перемены не затронут никак. Все футболисты, во всяком случае, его работой довольны: эти люди - неотъемлемая часть нашей большой семьи. Сложнее, конечно, с тренерским штабом, который следующий главный будет менять под себя. Но в любом случае надеюсь, что при строительстве новой команды будет преобладать здравый смысл, а все положительное, что было и есть, бережно сохранят. Сборная создавалась несколько лет, разрушить ее в один момент было бы верхом неэффективности.
- А нет ощущения, что эта команда до конца себя так и не реализовала?
- Разумеется, после Марибора осталось ощущение недосказанности, но в целом нам грех жаловаться: не думаю, что еще весной 2008-го кто-то мог мечтать о медалях чемпионата Европы. Команде этого созыва, этого тренера, этого персонала и этого состава есть чем гордиться. Хотя просторы для роста остаются, безусловно, очень большие. Перемены с приходом нового тренера обязательно будут, но совершать их нужно на заложенном фундаменте, а не с нуля. На моем веку главный тренер сборной менялся дважды, и всегда в поле его зрения появлялись другие футболисты. Это хорошо, это спасает от застоя и помогает в плане конкуренции. Но проверенных людей списывать со счетов просто потому, что они играли у предыдущего тренера, тоже нельзя. Незаменимых нет, однако тасовать людей только ради самого процесса перемен нельзя. Конкуренция выигрывается только на поле, и любой стоящий современный тренер это понимает. Времена блата, к счастью, остались позади.
- За эти неполных три дня обсуждали внутри команды, какой тренер вам нужен?
- Нет, хватало других тем для разговоров: мы ведь не виделись все вместе с ноября. Делились последними новостями и свежими впечатлениями.
- До августа, когда вы теперь соберетесь, их накопится еще больше. Такой длинный перерыв повлияет на боеспособность команды?
- Надеюсь, нет. Да и новых эмоций, уверен, окажется в достатке. Другое дело, что какой-нибудь товарищеский матч и короткий сбор в начале лета, на мой взгляд, не помешали бы. Встретиться и пообщаться никогда лишним не бывает. Это, кстати, касается и игры в Венгрии, нужность которой многие ставили под сомнение. Команда - живой организм, который не должен функционировать со слишком большими перерывами.
- Ваши клубные дела развиваются по какой-то непонятной синусоиде - хороший матч с "МЮ", увенчанный роскошным голом, и снова скамейка запасных в последнем туре. Что происходит?
- Ничего особенного. Только тренер решает, кого нужнее выпустить на поле в том или ином матче. А мне, стало быть, надо добавлять, проявлять себя так, чтобы сомнений в необходимости моего пребывания на поле у тренера не было.
- Мойес вам что-то объясняет?
- Нет. Да я и не хочу поднимать подобные темы. Надо не выяснять у тренера, почему, а работать так, чтобы "почему" не возникало.
- Против Павлюченко и его "Тоттенхэма" в последнем матче хотелось, наверное, сыграть больше обычного?
- Играть хочется всегда. С "Тоттенхэмом" я рассчитывал выйти на замену, но игра складывалась так, что пришлось вносить коррективы на других позициях, прежде всего в нападении.
- Физически вы по-прежнему чувствуете себя прекрасно?
- В этом плане все абсолютно нормально.
- После двух чувствительных поражений в Лиге Европы и чемпионате Англии "Эвертон" не перешел в режим доигрывания сезона?
- В Англии такое невозможно. Поражения нас не надломили, бороться в каждом следующем матче команда собирается, как в решающем.
Будапешт - Москва