СВОЯ КОЛОНКА
Владислав ДОМРАЧЕВ
Парадоксально, но факт: на футбольных чемпионатах мира наших вратарей преследует злой рок. Даже легенда Лев Яшин полноценно успешно сыграл только на первом в истории сборной СССР ЧМ-1958. Через четыре года Черный Паук вернулся из Чили всенародным изгоем и чуть было не повесил бутсы на гвоздь. Спасло тренерское терпение Александра Пономарева и приглашение от ФИФА сыграть на "Уэмбли" за сборную мира против родоначальников футбола. А в Англии-1966 вратаря-ветерана попеняли голом немца Беккенбауэра в полуфинале чуть ли не с центра поля.
Анзор Кавазашвили в четвертьфинале Мексики-1970 против Уругвая допустил ошибку на выходе, стоившую нам рокового гола на излете дополнительного времени, и больше в сборную не приглашался. Ринат Дасаев, выстрелив в Испании-1982 и сделав там себе имя, два последующих чемпионата занести в актив не может. В Мексике-1986 его обвинили в слабом руководстве обороной в 1/8 финала с Бельгией (3:4 ОТ), а в Италии-1990 и вовсе отправили в глухой запас после поражения 0:2 на старте от румын. Да еще и в собственный день рождения.
Дмитрий Харин в США-1994 получил от тренера Павла Садырина вотум недоверия – за неуверенные действия на выходах в матче со шведами (1:3), и на Камерун (6:1 и пять голов Саленко) вышел Черчесов. А в Корее-2002 Олег Романцев был не в восторге от действий Руслана Нигматуллина.
Поэтому пусть Игорь Акинфеев сильно не переживает свой бразильский провал. Он лишь венчает длинную цепочку вратарских неудач отечественного розлива на чемпионатах мира. Этот конфуз подстерег Акинфеева в идеальном для футболиста возрасте – 28 лет. По иронии судьбы и лучший хоккейный голкипер XX века Владислав Третьяк угодил в карьерную яму в те же 28 (правда, неполные).
На Олимпиаде-1980 в Лейк-Плэсиде Виктор Тихонов посадил вратаря в запас за десятые доли секунды до конца первого периода, в самом позорном матче в союзной хоккейной истории, после того как Третьяк пропустил от американцев второй гол. Отбив перед собой шайбу, брошенную из-за центра поля. Счет сравнялся – 2:2, в ворота встал Владимир Мышкин, а наши в итоги проиграли 3:4. И в следующем матче со шведами, последнем на Играх, Третьяк полировал лавку.
На какое-то время Мышкин стал основным вратарем сборной, а Третьяка после возвращения из Лейк-Плэсида освистывали. Нет, до обструкции, устроенной Яшину, когда в него хулиганы кидали камни, болельщики не опустились. Однако у вратаря ЦСКА и сборной, дебютировавшего на высшем уровне в 16 лет, родилась крамольная мысль уйти из хоккея.
Впрочем, знаменитый спортсмен ее быстро прогнал прочь и остаток карьеры длиною в четыре года провел почти безупречно. Став самым ценным игроком Кубка Канады-1981, единственного победного для сборной СССР турнира с участием всех сильнейших хоккеистов мира.
Тихонов после Лейк-Плэсида извинился перед Третьяком, заявив, что вратарской вины в том позорном поражении нет. И взял его, с незалеченным переломом ноги, на ЧМ-1981 основным голкипером, хотя Мышкин пребывал в отменном игровом тонусе.
Предвижу, как встретят болельщики Акинфеева в стартующем в субботу матчем за Суперкубок России сезоне. Наверняка будут под микроскопом рассматривать его действия, "смаковать" каждую мало-мальскую ошибку. Не исключено, что начнут освистывать. Мудрый Пономарев после ЧМ-1962 выпускал 32-летнего Яшина только на выезде, а дома, в Москве, держал в запасе. Дабы свести к минимуму обструкцию народа. Все-таки на периферии вратаря республики по-прежнему уважали. В следующем сезоне Яшин ответил поразительной непробиваемостью, пропустив в 27 матчах 6 (!) мячей. "Динамо" с большим отрывом стало чемпионом страны, и Лев Иванович играл еще 7 лет. Съездив, правда, запасным на ЧМ-1970.
Самое интересное, что в отличие от болельщиков игроки в Акинфеева продолжают верить. Роман Широков в недавнем интервью "СЭ" назвал армейца одним из сильнейших голкиперов мира. Кстати, и Третьяка сильнее всего ценили его коллеги по вратарскому цеху. "Может, по его технике и есть вопросы, но спортсмен он великий", – как-то признался Александр Пашков, немало проходивший у Третьяка в дублерах.
На мой взгляд, Третьяка и Акинфеева роднит главный для вратаря козырь – стабильность и надежность. Они не "разваливаются" под гнетом локальных неудач. Наоборот, поднимаются и демонстрируют повышенную надежность.
После Лейк-Плэсида Третьяк блестяще провел Олимпиаду-1984 в Сараево, пропустив в 6 матчах всего 4 шайбы и сохранив ворота на замке в золотой игре с чехами (2:0). После чего объявил о завершении карьеры. В 32 года. Хочется верить, что Акинфеева ждет широкая и ровная дорога к домашнему чемпионату мира. В 2018-м ему будет те же 32.