О расставании Испании с Жозе Моуринью – в обзоре "СЭ".
Вскоре после того, как президент "Реала" Флорентино Перес официально объявил, что главный тренер покидает команду по окончании сезона, на сайте газеты Marca появился опрос "Кто виноват в уходе Жозе Моуринью?" На выбор читателям были предложены четыре ответа: 1. Сам Моуринью. 2. Игроки. 3. Плохие результаты. 4. Флорентино Перес.
Но один вариант добавить забыли – тот, за который массово проголосовали болельщики в комментариях: "Кто виноват? Сама Marca". Пресса, журналисты, Marca и компания – вот кто, по мнению фанатов, сыграл решающую роль в досрочном уходе португальца.
"Это было наше совместное решение. Я предпочел бы, чтобы Моуринью остался, но мы оба согласны с тем, что лучше закончить совместный проект. Нелегко работать три года под таким давлением", – сказал на пресс-конференции Перес. И нет сомнений, что имелось в виду давление всесильных испанских СМИ.
В прессе не видно сожалений об отставке Моуринью. Диапазон интонаций – от нейтрально-официальных до откровенно радостных.
"Моуринью приглашали в "Реал", чтобы покончить с гегемонией "Барселоны", но на посту главного тренера "бланкос" он не сумел сохранить хладнокровие. Его, казалось, не волновали ни должность, ни обстоятельства – зато волновали споры с игроками, руководством, тренером дубля и даже болельщиками. Моу воевал с теми, кто был рядом", – пишет журналист Marca Дельфин Мелеро.
Его коллега Маноло Лама из ABC высказался еще радикальнее – на грани, хотя, скорее, за гранью фола:
– "Реал" тоже выиграл в финале Кубка Испании. Его главной победой стал уход португальца. Никогда в истории "Реала" его не тренировал такой недостойный человек, как Моуринью. Два титула из девяти возможных – ни одной Лиги чемпионов, чемпионат и Кубок (Суперкубок Испании автором материала за трофей не считается, несмотря на то, что был взят в матче с "Барселоной". – Прим. "СЭ"). Никто за три года с "Реалом" не выиграл так мало, имея самый мощный бюджет в мировом футболе.
У многих болельщиков, однако, свой взгляд на происходящее.
– Не согласен. Да я душу готов поставить, что тот же журналист писал раньше, что никто из игроков не может нарушать дисциплину и иметь привилегии. Как можно сейчас, после того как проиграли Кубок из-за трех попаданий в штангу, унижать тренера, который выиграл чемпионат у лучшей "Барсы" в истории? (YahooMingSS)
– Пресса – "Реал" – 1:0. Пусть теперь заменят скамейку на сто кресел из пресс-центра (RBatty)
– Следующего тренера будем выбирать из журналистов, Икера и Серхио Рамоса. Все довольны? (Fideo)
– Да, Моу делал ошибки. Но то, что "Реал" позволил вести против него кампанию в прессе, только потому, что он говорил вслух то, о чем другие молчали – это позор. Кто теперь будет следующим тренером? Ронсеро? (известный испанский журналист, поклонник "Реала" – Прим. "СЭ") Или, может быть, Касильяс? (Espanolator)
– Моу не святой, я не буду плакать из-за его ухода. Но фанаты должны быть готовы – всем и дальше придется иметь дело с прессой, которая способна разрушить работу любого тренера (Elagabal)
На каждом спортивном сайте Испании уже появилась подборка самых ярких фраз и поступков португальца за три года в "Реале". Журналистам надо бы сказать спасибо Моуринью – если не за трофеи, то хотя бы за то, что он дал им больше броских заголовков, чем все остальные тренеры примеры, вместе взятые.
Но вместо журналистов теплые слова на прощание пишут фанаты. Пусть большинство из них не считает его работу в "Реале" успешной, а кто-то вздыхает с облегчением, многие думают, что "Особенного" есть за что благодарить: "Спасибо за все, Моу. Спасибо за то, что вернул мне радость от футбола, что я с нетерпением ждал матчи Лиги чемпионов, за победу над "Барсой" на "Ноу Камп".
Все расставания Моуринью со своими командами были эмоциональными, но с "Реалом" оно получилось по-настоящему драматичным.
"Моуринью – словно полковник из повести Гарсии Маркеса, которому никто не пишет. В игре "Один против всех" нельзя выиграть. Глупо начинать войну, в которой ты заведомо обречен, потому что пресса никогда не проигрывает. На нее ведь не давят результаты" (Анхель Гонсалес, El Mundo).