Главный тренер сборной России дал интервью пресс-службе ФИФА.
Миссия Фабио Капелло в России ясна с тех пор, как он принял национальную команду в июле 2012 года: создать конкурентоспособную сборную с прицелом на домашний ЧМ-2018. Получение путевки в Бразилию-2014 являлось важным шагом на пути к обозначенной цели. И ветеран тренерского цеха, которому было предложено продлить истекающий контракт в том числе до того самого 2018-го, не собирается ехать в Южную Америку со скромными задачами. В частности, 67-летний итальянец постарается избежать недосказанности, которая осталось у него со сборной Англии четыре года назад. В Южной Африке "Три льва" после невразумительной игры в групповом турнире были разгромлены Германией в 1/8 финала – 1:4.
В интервью Капелло обозначали задачи России на ЧМ-2014, рассказал о своей тренерской философии, поделился воспоминаниями о предыдущих чемпионатах, затронул тему технологии определения взятия ворот и назвал самого любимого бразильского футболиста всех времен.
– Каковы ваши ожидания от чемпионата мира в Бразилии?
– До этого мы не отбирались на чемпионаты миры 12 лет. Бразилия-2014 поможет нам набраться ценного опыта перед следующим чемпионатом в России. У нас в Бразилии будут серьезные задачи и желание провести хороший турнир. И хотя наша главная цель – накопление игроками опыта, это не мешает строить амбициозные планы.
– И какие же у вас главные задачи? Какие основные трудности видятся на пути?
– Первая цель – выйти из группы, только в плей-офф наша душа может быть спокойна. Естественно, будем стараться пройти так далеко, как это только возможно. А с учетом опыта, что барьер группового турнира взять очень тяжело, мы постараемся донести до игроков всю сложность этой проблемы. Все команды будут иметь более или менее схожие трудности, для примера – это климат и расстояния. Но это не должно стать оправданием. Главное – приехать на турнир с настроем победителя и желанием получить большой опыт.
– Как вам удалось встряхнуть команду летом по ходу отборочного турнира после поражений от Португалии и Северной Ирландии?
– Мое послание команде было четким и простым: я напомнил игрокам, что мы все еще лидируем в группе, а потому от нас требуется в оставшихся матчах показать ту же волю к победе, что была на старте квалификации. Ясности с тем, что мы непременно выйдем на чемпионат с первого места, не было. В том же последнем матче с Азербайджаном мы пропустили в концовке – и хорошо, что этот гол нам ничего не стоил. А в целом команда показала высокий уровень игры.
– В чем секрет сильной атаки и надежной обороны – ваша команда забила 20 мячей, а пропустила всего пять?
– Мы постарались развить определенный менталитет, отвечающий веяниям современного футбола. В настоящем требуется действовать компактно и играть короткими передачами. Мы отобрались на чемпионат мира, потому что нашли правильный баланс, у команды видно желание идти вперед и не нарушать при этом систему построения обороны.
– В чем заключается ваша философия игры?
– В моем представлении команда должна быть организована совершенно. Однако в рамках дозволенного вы должны оставить талантливым игрокам возможность свободного самовыражения. Система зависит от подбора исполнителей, который у вас имеется. Если у вас есть футболисты, которые очень сильны технически и в меньшей степени физически, как у Испании, вы можете выбрать стиль, основанный на владении мячом и перепасовке в треугольниках. А если вы стоите у руля такой команды, как Бельгия, где почти каждый футболист ростом более 185 см, то возможно выбрать более мощный стиль игры. Это дело тренера – учесть все параметры при выборе командной модели. Лично я всегда предпочитал играть с несколькими нападающими. И также всегда у меня были команды, которые хорошо организованны в обороне и готовы идти в атаку.
– Кто у вас ключевые игроки?
– Я не верю в ключевых игроков, скорее в "ключевые позиции". Команда строится как дерево. Ствол в некотором роде центральная ось, с хорошими вратарем, центральным защитником, полузащитником и нападающими. Команда строится на этой базе. Капитан должен быть лидером, тем, кто играет важную роль в раздевалке – так же, как и на поле, это не тот футболист, который просто подбрасывает монету перед стартовым свистком с арбитром. Если игрок не лидер, он не капитан.
– Какие у вас остались воспоминания от Южной Африки-2010?
– Есть одно воспоминание, от которого никак не удается избавиться. Я вспоминаю встречу со всеми тренерами. Я спросил: "Почему на ней нет помощников арбитров?" Мне сказали тогда, что это и не было в планах. Тогда я заметил, что мы напряженно работаем два года, чтобы зайти очень далеко, а потом простая ошибка – пересек мяч линию ворот или нет, был пенальти или нет – может привести к вылету. И, в конце концов, именно так и случилось. Мне никак не удается забыть ту встречу, ведь на ней я предсказал то, что будет с нами (в матче 1/8 финала с Германией при счете 1:2 мяч после удара Фрэнка Лэмпарда пересек линию ворот, однако уругвайский арбитр Хорхе Ларрионда и его помощники этого не увидели. – Прим. "СЭ").
– И вы – за систему определения взятия ворот?
– Разумеется. Или даже за использование дополнительного помощника арбитра, при котором риск такой ошибки сократится с десяти до пяти процентов.
– Какую атмосферу вы ждете на чемпионате мира в Бразилии?
– Бразилия – просто фантастический мир, когда дело касается футбола. Давайте рассчитывать, что так и будет – просто фантастика и прекрасный футбол.
– Чего ждете от игры России в Бразилии, какой план перед ЧМ-2018?
– Как я уже сказал, главное для нас – набраться опыта. Но я не думаю о 2018-м, потому что сейчас сфокусирован на Бразилии. Я хочу получить результат на этом чемпионате мира, чтобы мои игроки были собранны и агрессивны, добились прогресса в плане психологии. Желаю, чтобы они достигли чего-то серьезного уже на этом турнире.
– Кто ваш любимый бразильский футболист всех времен?
– Мне посчастливилось выйти против Пеле в матче национальной команды, когда он играл за американский клуб. До этого я видел его только по телевизору. По ходу встречи заметил в его исполнении пару вещей, которые произвели на меня глубокое впечатление. И вот тогда я понял, что он на самом деле величайший игрок из всех.
– А какие у вас самые ранние воспоминания о чемпионатах мира?
– Финал в Швеции в 1958 году (Бразилия победила хозяев со счетом 5:2. – Прим. "СЭ"), который я смотрел по черно-белому телевизору в баре. Помню две вещи: фантастический гол Пеле, которому тогда было всего 17 с половиной лет, и мяч, который с невероятным спокойствием провел Нильс Лидхольм, игравший в Италии за "Милан".