В воскресенье в Северной столице состоялась пресс-конференция, посвященная XXII Кубку Содружества. С журналистами встретились президент ФИФА Йозеф Блаттер, министр спорта РФ Виталий Мутко, президент РФС Николай Толстых и генеральный директор Оргкомитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин.
Татьяна КОПЫЛОВА,
Сергей ЯРЕМЕНКО
из Санкт-Петербурга
"НЕЛЬЗЯ ВСЕ КУПИТЬ"
Поначалу большинство вопросов было адресовано Блаттеру.
– Рад снова оказаться в России, – сказал президент ФИФА. – Удовлетворен работой по подготовке к чемпионату мира-2018. Но сначала нам предстоит провести первенство в Бразилии. Мы верим в то, что этот турнир будет успешным.
Как член Международного олимпийского комитета я скоро отправлюсь в Сочи, приму участие в сессии МОК и в церемонии открытия Олимпиады. Это другая сторона моей работы и большая честь для меня.
– Как прокомментируете инициативы Жерома Шампаня, который собирается бороться за пост президента ФИФА? Он, к примеру, предлагает ввести оранжевые карточки.
– Это личная инициатива человека, который несколько лет работал в ФИФА, а сейчас включился в предвыборную кампанию. У меня пока не было возможности ознакомиться со всеми его инициативами. Что неудивительно: до выборов еще 18 месяцев.
– Что вы можете сказать о сроках чемпионата мира-2022 в Катаре? Когда появится ясность в вопросе о том, летом пройдет этот турнир или зимой? И не было ли ошибкой отдать чемпионат этой богатой стране? Ведь у многих болельщиков появилось ощущение, что все можно купить если не за деньги, то за очень большие деньги.
– Удовлетворен первой частью вопроса, но мне не нравятся слова о том, что все можно купить. Они выходят за рамки нашего кодекса этики и не стоит их комментировать.
В 2010 году мы решили, что арабский мир достоин права провести чемпионат мира. Лично я не специалист по метеорологии, но профессионалы занимаются этим вопросом. Летом, несомненно, играть будет тяжело. Поэтому мы решили провести консультации и обсудить возможность изменений в международном календаре. Работа уже идет. Вопрос обсуждается с клубами, национальными федерациями, профсоюзом игроков, маркетинговыми партнерами и телевидением.
В любом случае сначала мы отыграем ЧМ-2014 и лишь после этого определимся, когда играть в 2022-м – зимой или летом. При этом организаторы уверяют нас, что смогут провести турнир в любое время года.
– Совсем недавно с проблемами при поездке в Катар столкнулся "Зенит". В визе было отказано игроку сборной России Александру Рязанцеву. Нет ли у ФИФА опасений, что подобное может повториться во время чемпионата мира?
– Мне жаль, что один из ваших игроков не получил визу в Катар. Хочу заверить, что во время мирового первенства визовых проблем не будет. У нас есть 8 лет, чтобы решить такие вопросы. Есть ряд условий, которые мы предъявляем к странам, где проводятся чемпионаты, и вопрос свободного доступа игроков и болельщиков на турнир – в их числе.
"НЕ ВЕРЮ, ЧТО БРАЗИЛЬЦЫ НЕ УСПЕЮТ"
– Есть некоторые проблемы и с чемпионатом-2014. В частности, сейчас активно обсуждается вопрос о готовности к турниру стадиона в Куритибе.
– Вы абсолютно правы, когда говорите о стадионах. Понятно, что этот вопрос вас волнует, ведь в Куритибе должна играть российская сборная.
На днях наша делегация побывала в Бразилии, приняла участие в церемонии открытия в Натале нового стадиона. Президент Бразилии гарантировала нам, что все стадионы будут готовы вовремя. Уверен, так и произойдет.
Я свидетель многих чемпионатов мира, иногда даже накануне матчей на аренах работали строители, они ставили сиденья и красили фасады. Да, такое случалось. До чемпионата мира еще четыре месяца, и если есть воля, то можно найти средства и возможности, чтобы все закончить в срок. Лично я не верю, что бразильцы не успеют. Я оптимист, а оптимисты живут дольше и лучше. Так что будьте оптимистами, и у вас все получится.
– Как вы относитесь к усилению роли агентов в современном футболе?
– Во время последнего конгресса ФИФА на Маврикии было решено создать рабочую группу, которой предстоит изучить этот вопрос. Агенты – часть нашей организации, но необходимо четко регламентировать их функции. На предстоящем конгрессе в Сан-Паулу 11 июня мы примем окончательное решение по этому поводу. Я уверен в том, что все будет сделано в интересах футбольной семьи, включая и РФС. Со всем, что касается перехода игроков, надо поступать очень осторожно.
– Чемпионат Европы-2020 пройдет в разных странах. В связи с этим вопрос: нет ли вероятности, что то же самое случится и с ЧМ-2030? И еще. Если ФИФА все-таки решит проводить ЧМ-2022 зимой, то он придется на начало года или на его конец?
– Сначала отвечу на вопрос о ЧМ-2030. В тот год мы будем праздновать столетний юбилей чемпионатов мира, поэтому в качестве организаторов рассматриваем кандидатуры Уругвая и Аргентины, поскольку сборные именно этих стран играли в самом первом финале. Но, естественно, пока не могу сказать, станут организаторами обе страны или одна из них. После ЧМ-2002 мы приняли решение не проводить турнир в двух странах одновременно, если одна из них в состоянии провести его самостоятельно.
Теперь – ответ на второй вопрос. Если ЧМ-2022 будет проведен зимой, то это случится в конце года, в сезоне-2022/23.
– Хочу поблагодарить Йозефа Блаттера за то, что в его график всегда входят посещения Кубка Содружества, – подчеркнул президент РФС Николай Толстых. – Благодаря этому мы можем использовать турнир и для обмена опытом с коллегами из других федераций. Отмечу комфортные условия, созданные для всех участников Кубка. Спасибо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Особенностью этого турнира станет участие сборных Москвы и Петербурга. Это поспособствует повышению интереса со стороны зрителей.
"СМЕНИТЬ ФАБИО МОГУТ КОБЕЛЕВ, ПИСАРЕВ, ЧЕРЧЕСОВ…"
А вот что сказал министр спорта Виталий Мутко:
– Визиты нашего друга Йозефа Блаттера в Россию – это всегда знаковое событие. К нам приезжают коллеги из стран Содружества, мы обмениваемся опытом и знаниями. Но нам и просто по-человечески приятно принимать в Петербурге президента ФИФА. Сейчас мы готовимся к чемпионату мира, следим за тем, как это делается в Бразилии, стараемся не повторять их ошибок.
– Как вы относитесь к активному вливанию государственных средств в спорт?
– Считаем, у нас в стране есть вопросы по содержанию клубов по игровым видам спорта – футболу, хоккею и так далее. Надо, чтобы эти клубы зарабатывали самостоятельно. Основу клубных бюджетов должны составлять доходы от телевидения, продажи атрибутики, билетов на игры.
Очень много средств тратится на содержание команд в регионах. Нам это не нравится. Стараемся это ограничить, чтобы деньги тратились только в рамках собственного развития, на аренду стадионов, перелеты. Но не на зарплату, гонорары. У нас в некоторых компаниях секретарши по миллиону получают, так никаких денег не хватит!
– Как прокомментируете продление контракта с Фабио Капелло?
– Сейчас у "Манчестер Юнайтед" серьезно упала капитализация. Убежден: это потому, что с поста главного тренера ушел Алекс Фергюсон. А у нас Николай Толстых продлил контракт с Фабио Капелло – он знает, что делает. Сейчас деньги в федерацию потекут рекой.
…Когда пресс-конференция подошла к концу, Блаттер, Толстых и Сорокин покинули зал, а вот Мутко остался и более часа общался с журналистами в неформальной обстановке.
– Кто, на ваш взгляд, должен стать помощником Капелло в сборной России?
– Хочу, чтобы новыми помощниками стали два сильных российских тренера, которые могли бы со временем сменить Фабио. И нужно положить этим специалистам солидную зарплату. Если говорить о конкретных фамилиях, то назову Кобелева и Писарева. Еще мне очень импонирует Черчесов. Можно поставить помощником Капелло весомую фигуру, и тогда со временем мы получим своего Дель Боске. Или Лева, который после смены тренера в сборной Германии пришел и с ходу начал спокойно работать. Считаю, раньше мы недостаточно использовали Капелло. С его помощью можно выстроить всю систему футбола, заниматься молодежью и даже зарабатывать деньги. Вот почему в новом контракте Капелло его полномочия серьезно расширены. Хотелось бы, чтобы он помог нам вернуться к давно задуманным программам, помог устроить все с самого низа – начиная со специализированных школ. Фабио будет заниматься институтом юношеских и молодежных команд, скорректирует эту программу под 2018 год.
"ПУСТЬ ВЕРХЕЙЕН ИДЕТ КУДА ПОДАЛЬШЕ"
– Неужели без иностранцев нам не обойтись?
– Просто кинул мяч в центр поля, а дальше пусть сами разбираются, без всякой программы – так нельзя! Нужны грамотные специалисты, новые технологии, как в "Милане", где каждому игроку цепляют браслет, а после тренировки на компьютере видно, кто в какой форме. Каждый год по 30-40 полей укладываем. Для всего этого и нужны специалисты. Помните, как здорово отработал тренер по физподготовке перед Euro-2008? Вроде бы ничего феноменального: просто говорил, чтобы добиться такого результата, нужно сделать вот эти упражнения. У нас же в некоторых видах спорта никто не может объяснить, что со спортсменом после финиша происходит.
– Значит, вы готовы подписаться под критикой Раймонда Верхейена в адрес российских тренеров?
– Подписаться? Мне вообще непонятно, зачем он эти оценки раздает. Мы ему денег заплатили за Euro-2008 – и все, гуляй! Пусть идет куда подальше.
– Как вы разграничиваете полномочия с Николаем Толстых?
– А что нам разграничивать? Я министр, он президент федерации. Нужно просто правильно приоритеты расставлять. Если вы приходите на работу и видите, что все в долгах, зарплату выдавать нечем, то нужно в первую очередь решать эти вопросы, а не системой "весна – осень" заниматься, агентов гонять и с Прядкиным бороться.
– ФИФА по-прежнему категорически против идеи Объединенного чемпионата?
– Тут даже обсуждать нечего. Там никогда не поддержат Объединенный чемпионат.
– Есть ли возможность перехода обратно на систему "весна – осень"?
– Не исключено. Но я бы не горячился. На месте Толстых создал бы некую экспертную группу, которой все будут доверять. Нужно поступать так, как ФИФА, которая также изучает возможность переноса ЧМ-2022 на зиму. То же самое с лимитом легионеров. Пренебрегать интересами клубов мы не можем. Другое дело, нельзя, чтобы на поле выходило 11 легионеров. Вопрос натурализации – другое дело. У нас в Сочи вот будет шесть натурализованных олимпийцев. Но футбол – особенная штука: тут и подход, и ресурсы человеческие совсем другие. Хотя бразилец нашей сборной бы не помешал (улыбается).
– Откуда же брать способных игроков, если школы их не дают?
– Не верю, что петербургская "Смена" не может дать игроков. Здесь выросли Аршавин, Кержаков, Малафеев, Денисов, Быстров. Они же все не с луны свалились! Можно приглашать голландских и испанских тренеров. Разве за 10 лет невозможно научить мальчишку играть в футбол? Я в это просто не верю!
– Могут ли на ЧМ-2018 возникнуть проблемы с фанатами?
– Мы должны "отбросать" свои петарды. Такое было и в Англии, и в Италии. На Апеннинах вообще мопеды с трибун бросали. Знаете, я общался с теми ребятами, которых мы вызволяли из полицейского участка в Варшаве во время Euro-2012. Абсолютно нормальные люди. Женатые, с детьми. А вспомните легендарный матч с Англией в "Лужниках". Считаю, его для нас выиграли болельщики. Пели всю игру – и ни одной петарды!