ЧМ-1938. Загадка Черного алмаза

Telegram Дзен

"СЭ" продолжает серию публикаций, посвященных истории чемпионатов мира по футболу. Сегодня - рассказ о третьем турнире, состоявшемся во Франции.

ЧМ-1938 В ЦИФРАХ

ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР

Заявок: 37 (отказалось 9 стран – Египет, Аргентина, США, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Сальвадор, Голландская Гвиана, Япония; заявка Испании была отклонена).

Матчей: 22.

Голов: 96.

Средняя результативность: 4,36.

ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР

Команд: 15 (Австрия, аннексированная Германией, участвовать в турнире не смогла).

Матчей: 18.

Голов: 84.

Средняя результативность: 4,67.

Всего зрителей: 407 000.

Средняя посещаемость: 22 611.

Бомбардир: Леонидас (Бразилия) – 8 голов.

Покеры: Леонидас (Бразилия). Бразилия – Польша – 6:5 (18, 71, 93, 104 мин.). Вилимовски (Польша). Бразилия – Польша – 6:5 (53, 59, 89, 118 мин.).

Хет-трики: Х.Андерссон (Швеция). Швеция – Куба – 8:0 (9, 81, 89 мин.). Веттерстрем (Швеция). Швеция – Куба – 8:0 (22, 37, 44 мин.).

Пенальти: 5 (реализовано 3).

Автоголы: 2.

Предупреждения: не было.

Удаления: 4.

Когда в ворота влетает мяч, посланный игроком в падении через себя, это неизменно встречает восторженную реакцию зрителей и специалистов. Один из наиболее эффектных приемов в футболе известен под названием "ножницы". И мало кто знает ответ на вопрос: а кто же его изобрел?

Доподлинно это, наверное, не известно никому, но в Бразилии принято считать, что первым в истории гол таким мастерски исполненным ударом забил легендарный Леонидас да Силва. Он же – Черный Алмаз, он же – Гуттаперчевый Человек. Легенда бразильского футбола довоенной поры и лучший бомбардир чемпионата мира 1938 года.

На турнире во Франции Леонидас забил... Стоп: а вот здесь начинается загадка, которую Черный Алмаз, скончавшийся в 2004 году в 90-летнем возрасте, унес с собой в могилу. Потому что, по одним данным, на счету форварда сборной Бразилии было восемь, а по другим – семь мячей. Большинство авторитетных источников сходится все же на первом варианте, поэтому придерживаться его решили и мы.

Споры вокруг личной статистики Леонидаса породил один из самых захватывающих матчей в истории чемпионатов мира: 5 июня 1938 года в Страсбурге в 1/8 финала встретились сборные Бразилии и Польши. Для выявления победителя потребовалось 120 минут, по истечении которых на табло стадиона "Мено" фигурировал хоккейный счет 6:5. И это еще не все: именно в той игре был зафиксирован первый покер на мировых первенствах. Более того – если придерживаться избранной нами версии, не один, а сразу два! По четыре гола забили Леонидас и Эрнест Вилимовски, причем пальму первенства надлежит отдать бразильцу: он свой покер оформил на четверть часа раньше поляка. Объективности ради приходится, однако, упомянуть о том, что ряд источников приписывают четвертый гол сборной Бразилии его партнеру Перасиу. По всей вероятности, они все же неправы: даже польские статистики признают, что их соотечественник первым не был.

Как бы то ни было, Леонидас как лучший снайпер турнира свое имя в анналы чемпионатов мира вписал. А заодно оказался причастен к тому, что называют одним из самых крупных тренерских просчетов в истории. После тяжелого четвертьфинала, в котором бразильцы лишь со второй попытки одолели сборную Чехословакии (в обоих матчах Леонидас забил по мячу), их тренер Адемар Пимента решил дать передышку своему лидеру, объяснив это решение желанием приберечь его для финала. И жестоко поплатился за самонадеянность: отдохнувший Леонидас, понаблюдав в роли зрителя за тем, как его партнеры в полуфинале проиграли итальянцам, вышел на поле только в матче за третье место. Сыграл, как всегда, результативно, записав на свой счет дубль, но домой бразильцы увезли лишь бронзу.

Впрочем, при всем уважении к памяти Черного Алмаза не стоит сводить рассказ о третьем чемпионате мира только к бомбардирским подвигам изобретателя "ножниц". Говоря о турнире 38-го, найдется, что отметить, и помимо них. Прежде всего – исторический фон, на котором он проходил. ЧМ-38 – последний довоенный чемпионат мира, но, хотя формально Вторая мировая разразилась лишь год спустя, в сущности, пожар уже занимался. И события военно-политические находили отражение в событиях футбольных.

Огнем гражданской войны оказалась охвачена Испания – и в результате ее заявка на участие в чемпионате мира была отклонена ФИФА, закономерно усомнившейся в том, что испанская сторона сможет обеспечить прием соперников по отборочным матчам. Заявилась, но потом снялась с соревнований Япония – она уже вела военные действия на Дальнем Востоке, и ей было не до футбола. Прошла отбор в финальную стадию Австрия, но к моменту начала игр во Франции страна под таким названием с карты Европы исчезла: в апреле 1938 года ее аннексировала нацистская Германия. Австрийская сборная на чемпионат мира так и не приехала. Ее место было предложено англичанам, но те на международные соревнования все еще смотрели свысока и приглашение отклонили. В итоге в выигрыше оказались шведы: при 15 участниках вместо положенных 16 именно им выпало остаться в первом туре без соперника и начать играть сразу с 1/4 финала.

Несколько австрийских футболистов на чемпионат все же попали, согласившись выступать за сборную Германии. "Немцем" стал и австрийский арбитр Алоиз Беранек. А вот один из лидеров сборной Австрии Маттиас Шинделарж играть под флагом со свастикой отказался. И вскоре стало известно, что нападающий покончил с собой...

Австрийское пополнение немцам не помогло: бронзовые призеры предыдущего чемпионата (где, кстати, в матче за третье место обыграли они как раз сборную Австрии) на этот раз капитулировали уже в первом туре. Правда, на то, чтобы одолеть Третий рейх, швейцарцам потребовалось два матча, но нейтралы оказались на редкость упорными: в первом случае, проигрывая, они сумели свести встречу вничью, а в переигровке – ответить на два гола в свои ворота четырьмя.

Заявок на участие в третьем чемпионате мира ФИФА удалось собрать больше, чем четырьмя годами ранее, но реальных соискателей путевок во Францию оказалось меньше: 10 сборных так и не вышли на поле – испанцам, как уже упоминалось, сделать это не позволили, остальные отказались от борьбы сами. Соответственно, из 37 заявившихся стран в отборочном турнире не сыграло 16, включая Италию и Францию: действующих чемпионов и хозяев турнира впервые было решено от квалификации освободить.

Из "отказников" наиболее серьезной потерей стала Аргентина, тогдашний чемпион Южной Америки. Во-первых, аргентинцы обиделись на то, что, вопреки обещанному принципу ротации, ФИФА во второй раз подряд отдала чемпионат мира Европе – они-то рассчитывали принять его в Буэнос-Айресе. А во-вторых, ввиду отсутствия в заявочном списке большинства южноамериканских сборных единственным соперником Аргентины в отборочном цикле осталась Бразилия, а отношения между футбольными федерациями двух стран были, мягко говоря, далеки от идеальных.

В итоге за пределами Европы ни одной отборочной игры (если не считать тель-авивский матч между Палестиной и Грецией) так и не состоялось. Зато в числе финалистов "автоматом" в первый и последний раз оказались Куба и совсем уж экзотическая Голландская Индия, ныне известная как Индонезия. Азиатские футболисты, как и можно было ожидать, закончили выступление в первом же туре, получив в свои ворота шесть безответных голов от венгров. А вот кубинцы продержались дольше, успев сотворить сенсацию: в двух матчах выбить из розыгрыша опытных румын. В четвертьфинале, правда, чудеса закончились – вступившие в борьбу свежие шведы наколотили дебютантам восемь мячей. Любопытно, что на этот матч пришлось оба зафиксированных на чемпионате хет-трика – отличились Густав Веттерстрем и Харри Андерссон.

Если на двух первых чемпионатах мира победу праздновали хозяева, то на третьем уже после четвертьфиналов стало ясно: Кубок Жюля Римэ во Франции не останется. Французы уступили итальянцам, вместе с которыми четверку полуфиналистов составили бразильцы, венгры и шведы. Самым драматичным на этой стадии оказалось противостояние Бразилии и Чехословакии: оно растянулось на два матча, первый из которых увенчался настоящим побоищем. Трое футболистов были удалены с поля, пятеро получили травмы (двоих даже пришлось госпитализировать с переломами).

По общему мнению, наиболее достойную финала пару на том чемпионате составили бы Италия и Бразилия, но, как бывало не раз, встретиться им пришлось раньше. Полуфинал в Марселе запомнился не только качественным футболом, но и курьезным случаем. При счете 1:0 в пользу итальянцев они получили право на пенальти. К мячу подошел Джузеппе Меацца, и в этот момент у него... лопнула резинка на трусах. Капитан "Скуадры адзурры" не растерялся: левой рукой он придержал грозившую свалиться деталь экипировки, правой установил мяч на точку – и спустя мгновения счет был удвоен.

Досрочный вылет французов, как и можно было ожидать, несколько снизил интерес к турниру. Тем не менее ажиотаж вокруг финального матча Италия – Венгрия был настолько велик, что автобус с итальянцами по дороге на Олимпийский стадион в Париже застрял в толпе болельщиков и едва не опоздал к началу игры. Что не помешало подопечным Витторио Поццо с места в карьер заявить о своих претензиях: уже на 6-й минуте Джино Колаусси с лета послал мяч в угол ворот Антала Сабо после комбинации на левом фланге. Венгры ответили спустя всего две минуты мощным ударом Пала Титкоша под перекладину с острого угла. События продолжали развиваться стремительно: на 16-й минуте Сильвио Пиола, признанный лучшим игроком турнира, завершил четырехходовку, разыгранную его партнерами в венгерской штрафной, а незадолго до перерыва Колаусси довел счет до 3:1.

На второй тайм итальянцы вышли с явным желанием прежде всего удержать преимущество, большими силами отошли в оборону, на 70-й минуте все же пропустили удар Шароши. Большего венграм сделать не удалось: за 8 минут до конца все тот же Пиола с 12 метров левой ногой расстрелял ворота Сабо.

Сборная Витторио Поццо, выиграв два чемпионата мира плюс Олимпийские игры 1936 года, по праву считается одной из самых ярких в истории футбола, а достижение ее тренера – два мировых золота подряд – так и не смог повторить никто. Не исключено, что на Франции-1938 победный марш блестящего поколения Меаццы и Пиолы не закончился бы. Но год спустя началась Вторая мировая война, а следующего чемпионата мира предстояло ждать 12 лет...