ЧМ-1958: время великих открытий

Telegram Дзен

"СЭ" продолжает серию публикаций, напоминающих об истории чемпионатов мира по футболу. Сегодня – рассказ о шестом турнире, состоявшемся в Швеции.

ЧМ-1958 В ЦИФРАХ

ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР

Команд: 49 (заявок – 56; ФРГ и Швеция как действующий чемпион и организатор турнира вошли в число финалистов автоматически; отказались от участия Турция, Кипр, Венесуэла, Египет, Тайвань).

Матчей: 89.

Голов: 341.

Средняя результативность: 3,83.

ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР

Команд: 16.

Матчей: 35.

Голов: 126.

Средняя результативность: 3,60.

Всего зрителей: 823 962.

Средняя посещаемость: 23 542.

Бомбардир: Фонтэн (Франция) – 13 голов.

Покер: Фонтэн (Франция). Франция – ФРГ – 6:3 (15, 36, 77, 89-я мин.).

Хет-трики: 2. Фонтэн (Франция). Франция – Парагвай – 7:3 (24, 30, 68-я мин.). Пеле (Бразилия). Бразилия – Франция – 5:2 (53, 64, 76-я мин.).

Пенальти: 10 (реализовано 7).

Автоголы: не было.

Удаления: 3.

"Как много нам открытий чудных..." – сказано будто о чемпионате мира 1958 года. Тем летом футбольный мир впервые увидел 17-летнего бразильца по имени Пеле, и одного этого достаточно, чтобы выделить турнир в Швеции в ряду прочих. Но дебютом лучшего футболиста всех времен и народов дело не ограничилось.

Впервые в чемпионате мира выступила наконец сборная СССР: сталинская зима в нашей стране сменилась хрущевской оттепелью, да и победа в олимпийском Мельбурне-56 убедила советское руководство в том, что у страны есть команда, за которую стыдно не будет. Не станем впадать в эгоцентризм и причислять наш дебют к открытиям мирового масштаба, но для нас с вами ЧМ-58 знаменателен прежде всего, конечно, именно этим.

Впервые были организованы телетрансляции финального турнира. Тогда, естественно, никто и представить не мог, какое влияние на мировой футбол вообще и чемпионаты мира в частности суждено приобрести телевидению и какие колоссальные деньги партнерство между ТВ и ФИФА будет приносить обеим сторонам три-четыре десятилетия спустя.

Впервые мир, по большей части еще приверженный традиционному "дубль-вэ", убедился в преимуществах привезенной в Швецию бразильцами схемы 4-2-4. Тем более что демонстрировали ее, подобно новой коллекции одежды haute couture, настоящие топ-модели.

Впервые число стран, подавших заявки на участие в турнире, превысило полсотни – их набралось 56. Правда, как и в предыдущих случаях, реальное участие в отборочных матчах приняло на семь команд меньше. Помимо освобожденных от квалификации шведов и немцев, снялись с соревнований Венесуэла, Тайвань, Кипр и Турция. Так и не вышел на поле Египет, отказавшись играть на втором этапе в Афро-Азиатской зоне против Судана. Сами суданцы в третьем раунде тоже добровольно прекратили борьбу, не пожелав встречаться с Израилем. Ранее от матчей со сборной еврейского государства отказалась Индонезия.

В итоге возникла ситуация, вынудившая ФИФА внести поправку в регламент чемпионатов мира: израильская сборная оказалась победителем Афро-Азиатской зоны, не проведя ни одного матча. Такое бывало и раньше – достаточно вспомнить, что без игр попадали на первенства мира уругвайцы, ставшие чемпионами в 50-м, и венгры, дошедшие до финала в 54-м. Но на этот раз было решено: не игравших в финальную стадию больше не пускать. Израильтянам предписали провести стыковые матчи с одной из команд, занявших вторые места в европейских группах. Жребий определил им в соперники Уэльс, и валлийцы, уже распростившиеся с надеждой попасть в Швецию, вдруг обрели ее вновь. И шансом воспользовались уверенно, забив и в Тель-Авиве, и в Кардиффе по два безответных мяча.

Так впервые Великобритания оказалась представленной на чемпионате мира всеми четырьмя сборными (отметим, что одна из них, Северная Ирландия, сенсационно оставила без путевки в Швецию традиционных фаворитов – итальянцев). Зато Африка и Азия на этот раз остались за бортом.

Половина британцев в Швеции не преодолели групповой стадии. В том числе и сборная Англии, которая, впрочем, упреков не заслуживает: жребий определил ее в "группу смерти" вместе с командами Бразилии, СССР и Австрии. Кстати, "посева" в нынешнем понимании, то есть основанного на рейтинге сборных, при жеребьевке не применялось, зато нетрудно заметить, что в каждой из четырех групп оказалось по одной западноевропейской, одной восточноевропейской, одной британской и одной латиноамериканской команде.

Англичанам выпало играть против будущих победителей, олимпийских чемпионов и бронзовых призеров предыдущего чемпионата. Выступили они достойно, не уступив никому, включая бразильцев, и только в дополнительном матче были вынуждены пропустить в 1/4 финала сборную СССР. Нашей сборной британцы в какой-то мере жизнь все-таки пусть косвенно, но испортили: именно после того, как в их матче с бразильцами была зафиксирована первая в истории финальных турниров нулевая ничья, тренер последних Висенте Феола решил перестроить свою команду. В следующем туре в полузащите сборной Бразилии появился Зито, а в нападении – двое никому не известных юнцов: Пеле и Гарринча. К несчастью для нас, соперником бразильцев в следующем туре оказалась сборная СССР. Именно ей довелось первой испытать на себе, что такое лучший футболист и один из лучших крайних нападающих в истории футбола.

Гарринча в 58-м так и не забил, зато в финале записал на свой счет две передачи, благодаря которым в ворота шведов влетели два гола-близнеца: фланговый проход – подача в центр на Вава – и мяч в воротах. Пеле же отметился шестью мячами, включая хет-трик в полуфинале против французов. Сборная Франции имела несчастье оказаться на пути бразильцев слишком рано: финал с участием этих двух команд мог бы стать лучшим в истории. Атака французов не уступала бразильской – впереди у них блистало трио Фонтэн – Копа – Пьянтони, и именно "Трехцветные" с 23 мячами стали самой результативной командой турнира. Добавим, что Раймон Копа был признан лучшим игроком чемпионата (и в том же году получил "Золотой мяч" лучшего футболиста Европы), а Жюст Фонтэн стал его лучшим бомбардиром – 13 мячей.

Феноменальный результат Фонтэна – еще одна веха, благодаря которой ЧМ-1958 вошел в историю. С тех пор никому не удалось даже приблизиться к достижению француза, и скорее всего, перекрыто оно не будет никогда – даже при нынешнем формате финальных турниров. Фонтэн мог забить и больше, если бы в матче за третье место ему, а не Копа, доверили исполнить пенальти. На тот момент на счету бомбардира было уже 10 мячей, и в наше время, вне всякого сомнения, с "точки" в такой ситуации бил бы именно он. Но, как рассказал в 2003 году сам Фонтэн в интервью "СЭ", в ту пору личным достижениям особого значения не придавали, а потому никому, включая его самого, и в голову не пришло, что 11-метровый может бить кто-либо, кроме штатного пенальтиста команды. Искренне порадовавшись меткому удару Копа, форвард до конца матча успел забить еще три гола с игры, сделав покер и доведя свой суммарный результат до знаменитой "чертовой дюжины".

Общая результативность турнира в Швеции на фоне града мячей, влетавших в ворота четырьмя годами ранее в Швейцарии, выглядит бледновато – в среднем на 1,78 гола за игру меньше. Лишь к концу чемпионата, словно спохватившись, футболисты бросились наверстывать упущенное: в последних четырех встречах совместными усилиями наколотили 27 голов – почти по семь за матч! Под стать вышел и финал – самый результативный из всех девятнадцати, сыгранных за годы существования чемпионатов мира.

Даже на тяжелом от дождя поле стокгольмской "Росунды" бразильцы сумели показать все, что умели. Пропустив первыми, они еще до перерыва ответили двумя вышеупомянутыми голами Вава с подач Гарринчи. А во втором тайме пришел черед Пеле: его потрясающий по красоте гол (форвард принял мяч на грудь, развернулся, обыгрывая защитника, и вколотил снаряд в сетку) упрочил преимущество бразильцев. И он же на последней минуте поставил точку, разыграв изящную комбинацию с Загалло. Последний к тому моменту успел отличиться и сам, забив шведам четвертый гол после розыгрыша им же поданного углового.

Вот и еще одно "впервые". Первое мировое золото в Швеции завоевала Бразилия, на что ей потребовалось шесть чемпионатов мира. Теперь, накануне домашнего двадцатого, титулов у нее пять, и останавливаться, судя по всему, бразильцы не собираются.