ЧМ-1966: необыкновенный июль

Telegram Дзен

"СЭ" продолжает серию публикаций, напоминающих об истории чемпионатов мира по футболу.
Сегодня – рассказ о восьмом турнире, состоявшемся в Англии.

ЧМ-1966 В ЦИФРАХ

ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР

Команд: 51 (заявок – 74; Бразилия и Англия как действующий чемпион и организатор турнира вошли в число финалистов автоматически; отказались от участия Алжир, Камерун, Египет, Эфиопия, Габон, Того, Гвинея, Либерия, Ливия, Марокко, Мали, Нигерия, Сенегал, Судан, Тунис, Сирия, Корея; исключена из числа участников ЮАР; Гватемала и Конго опоздали с заявками, Филиппины – со стартовым взносом).

Матчей: 127.

Голов: 393.

Средняя результативность: 3,09.

ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР

Команд: 16.

Матчей: 32.

Голов: 89.

Средняя результативность: 2,78.

Всего зрителей: 1 636 724.

Средняя посещаемость: 51 148.

Бомбардир: Эйсебио (Португалия) – 9 голов.

Покер: Эйсебио (Португалия). Португалия – КНДР – 5:3 (27, 42 – с пен., 57, 61-я мин. – с пен.).

Хет-трик: Херст (Англия). Англия – ФРГ – 4:2 (19, 100, 120-я мин.).

Пенальти: 8 (реализовано 8).

Автоголы: 2.

Удаления: 5.

Июль 66-го в истории отечественного футбола – особая веха. В первый и на данный момент последний раз наша сборная попала в число призеров мирового первенства. Слова ее главного тренера Николая Морозова: "Такого еще 50 лет никто не повторит", – оказались почти пророческими. По крайней мере за 48 минувших с тех пор лет ни одна из советских сборных до того успеха не дотянула, а ни одна из российских к нему и вовсе близко подойти не сумела. На то, чтобы опровергнуть Морозова, у сборной России остался последний шанс...

Впрочем, о том, как готовились к поездке в Англию и как там играли советские футболисты, – рассказ отдельный. Поговорим о других. Среди них ведь тоже есть те, для кого ЧМ-66 – особенный. Например, корейцы – причем не только граждане КНДР: несмотря на железный занавес, вот уже много десятилетий разделяющий надвое Страну утренней свежести, в данном случае речь идет о жителях как северной, так и южной ее частей. Сенсацией, которую сотворили на британских стадионах никому не известные посланцы одной из самых закрытых стран мира, по сей день гордятся и их идейные противники по южную сторону демилитаризованной зоны. В дни ЧМ-2002 телевидение Южной Кореи демонстрировало документальный фильм, посвященный подвигу северокорейских футболистов, а на матч хозяев турнира со сборной Италии многие местные болельщики явились с плакатами, напоминавшими об исторической победе сборной КНДР над "Скуадрой адзуррой" в Мидлсбро.

Гордиться 66-м корейцы могут еще и потому, что в Англии они оказались единственным представителем большей части земного шара, охватывающей Африку, Азию и Океанию. Несправедливо? Именно так и посчитали африканские страны, впервые после обретения независимости подавшие в массовом порядке заявки на участие в отборочном турнире. Нищенская квота, выделенная им ФИФА (одна путевка, за которую победитель Африканской зоны еще должен был побороться с лучшей командой Азии и Океании), африканцам показалась оскорбительной, и 15 сборных с Черного континента снялись с соревнований еще до старта. 16-й, южноафриканской, пришлось расплачиваться за политику апартеида, проводимую правительством ЮАР: ее из числа участников исключили.

Из солидарности с африканскими братьями отказалась играть Сирия, по политическим соображениям – Южная Корея, опоздали с заявкой конголезцы, с уплатой стартового взноса – филиппинцы... В итоге судьба той самой путевки, пожалованной ФИФА трем зонам, решилась в двухраундовом поединке единственного азиатского участника и единственного представителя Океании – КНДР и Австралии.

Корейская сенсация могла бы оказаться и еще более громкой, но на пути победного революционного шествия носителей идей чучхэ встал человек по имени Эйсебио. К 25-й минуте четвертьфинального матча Португалия – КНДР подданные стального маршала Ким Ир Сена вели с перевесом в три мяча и, казалось, уже были одной ногой в полуфинале. Но на их три гола Эйсебио ответил четырьмя, и в итоге игра завершилась со счетом 5:3 в пользу сборной Португалии. Результат, которого добились португальцы, после долгих бесплодных попыток наконец-то прорвавшиеся на чемпионат мира, известен: третье место плюс титул первого бомбардира турнира, доставшийся Эйсебио. Так что и для Португалии ЧМ-66 стал лучшим в ее истории.

А вот бразильцам воспоминания о том чемпионате удовольствия наверняка не доставляют. Двукратным чемпионам мира в Англии не удалось не только оформить своеобразный "хет-трик", но и выйти из группы, где они были биты (в прямом и переносном смысле слова – Пеле соперники едва не искалечили) теми же португальцами, а также венграми с одинаковым счетом 1:3. Третьего триумфа Пеле со товарищи предстояло ждать еще четыре года.

И, наконец, англичане – вот уж кому есть что вспомнить! Начиная с похищенной незадолго до чемпионата "Золотой богини", чудесным образом найденной обессмертившим свою кличку псом Пиклзом, и заканчивая одним из самых знаменитых финальных матчей на "Уэмбли". Если точнее – самым спорным победным мячом в истории чемпионатов мира.

Соперники хозяев немцы до сих пор убеждены, что третьего гола в их ворота не было. Напомним вкратце захватывающий сюжет той встречи. Счет в ней открыл нападающий сборной ФРГ Халлер. Англичане ответили голами Херста в первом тайме и Питерса – во втором. Но на последней минуте встречи Вебер восстановил равновесие – 2:2. А на 100-й состоялся тот самый гол, споры о котором не утихают до сих пор. После удара Херста мяч отскочил от перекладины на линию ворот и вылетел в поле. Игроки обеих команд вскинули руки вверх: англичане в знак торжества, немцы – протеста. Было? Не было? После совещания с советским лайнсменом Тофиком Бахрамовым швейцарский арбитр Готфрид Динст указал на центр...

Подвиги Херста на этом не закончились: ему еще было суждено войти в историю как автору первого и пока единственного хет-трика в финале чемпионата мира. Сделал он это на последней минуте второго дополнительного тайма, причем сам впоследствии признавался: бил не по воротам, а исключительно желая запустить мяч подальше на трибуны, чтобы выиграть хоть немного таявшего времени матча. Видимо, снайперский инстинкт форварда англичан сработал в этот момент помимо его воли...