СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "СЭ"
Арбитр ФИФА – о работе аргентинского арбитра Нестора Питаны в матче Россия – Корея
Судейство на мировом первенстве постепенно налаживается. По сравнению со стартовым отрезком арбитры выглядят заметно убедительнее и результативных ошибок, на мой взгляд, больше не допускают. Разве что спорным выглядел, на первый взгляд, пенальти, с которого Германия открыла счет в матче с Португалией, когда Жоау Перейра и Марио Гетце вели жесткую борьбу, но португалец все-таки первым прихватил соперника рукой, и, считаю, сербский арбитр Милорад Мажич справедливо показал на 11-метровую отметку.
Валерий Бутенко:
Неймара надо было удалять
К российской сборной на мировых первенствах судьи обычно симпатий не проявляют, чаще случается наоборот. Когда участники матча Россия – Корея только вышли на приветствие, я, исходя из прежних впечатлений, посмотрел на аргентинского судью Нестора Питану и, признаюсь, подумал: "Ну и оглобля, ничего хорошего от него ждать не приходится. Как вообще оказался в судейском корпусе чемпионата мира не очень складный мужик ростом 193 сантиметра?" И, к счастью, ошибся. Аргентинец в итоге произвел на меня впечатление прирожденного арбитра, настоящего хозяина положения на поле.
При своих габаритах он всегда успевал к месту событий, вовремя и по делу, обоснованно применял дисциплинарные санкции, с первых минут сумел поставить себя авторитетом для игроков. Мне могут возразить, что матч для судейства был не таким сложным (напряжение в нем возникло лишь во втором тайме), как, например, предыдущая встреча Бразилия – Мексика, с арбитражем которой уверенно справился турок Джюнет Чакыр. Но должен заметить: трудной для судейства игру зачастую делает сам арбитр своими неадекватными решениями.
На самом деле матч Россия – Корея тоже был не подарок. Однако на поле все занимались своим делом – футболисты играли, судья следил за соблюдением правил, отличался легким, без напряжения, бегом, и в плане понимания игры, трактовки единоборств был, с моей точки зрения, едва ли не безупречен.
Уже на 13-й минуте он продемонстрировал, что не будет снисходителен к таким приемам, как атака соперника сзади, и показал Сон Хын Мину желтую карточку за грубый подкат под Самедова, а на 20-й минуте – Ки Сон Енму за опасный прыжок в ноги все тому же Самедову. На 49-й минуте заработал горчичник и Шатов – за грубую атаку Ку Джа Чхоля, а сам этот кореец получил карточку на 90-й минуте за срыв атаки сборной России, с чем я тоже полностью согласен. Кстати, на 61-й минуте за такое же нарушение Питане следовало наказать и нашего Ещенко, но он этого не сделал.
Еще несколько мелких ошибок – при толчках, блокировках носили эпизодический характер, не повлияли на ход матча и нисколько не испортили впечатления от судейства: идеально, без единой ошибки не может провести матч ни один даже самый сильный, квалифицированный арбитр.
Очень эффективно Питана трактовал и так называемый принцип преимущества. При атаке сборной России на 74-й минуте у линии штрафной сбили Ещенко. Вроде бы позиция для штрафного была угрожающая, но арбитр тонко прочувствовал момент. Заметив, что атака наших продолжается, что она перспективна, штрафной не назначил – и в итоге эпизод, как мы знаем, закончился голом в ворота Кореи.
Еще отмечу, что Питана продемонстрировал в игре хорошую аритмию движения, взрывной старт, высокую скорость и психологическую устойчивость, отличную физическую подготовку – даже на последних минутах матча он не проявлял никакой усталости и был свеж. А самое главное, он не мешал футболистам играть, позволяя им действовать на грани фола, четко эту грань для себя очертив.
Видимо, сыграла роль хорошая подготовка в играх национального чемпионата. Что в Аргентине, что в Бразилии футболисты – народ экспансивный, и судье приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выглядеть на поле непререкаемым авторитетом, полностью контролировать ситуацию. Предположу, что в матче Россия – Корея ему пришлось легче, чем в играх первенства Аргентины – никаких апелляций со стороны игроков не следовало, возможно, еще и потому, что решения Питаны были им понятны.
Словом, этот арбитр произвел на меня едва ли не самое пока лучшее впечатление из всех его коллег на чемпионате мира.