ЧМ-2014. Матч №17. Группа А. БРАЗИЛИЯ – МЕКСИКА – 0:0
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Форталезы
Неправильно приводить эту известную фразу целиком, уж слишком сильное слово в ней употреблено. Но в адаптивном применении получится что-то вроде: "Патриотизм – последнее прибежище человека, которому больше нечем крыть". И этот человек – Луиз Фелипе Сколари.
Главный тренер сборной Бразилии на пресс-конференции после матча с Мексикой продемонстрировал первые признаки душевного смятения.
– Вам не надоело критиковать мою команду? – спросил он прессу в конце общения. – Вы пытаетесь отыскать в ее игре только негативное. Так не годится, это не честно.
И добавил, уходя:
– Сегодня судья не дал нам пенальти. Вы должны быть довольны.
Вроде как обиделся.
Что ж, такое бывает. Одни показывают изумительный футбол, другие безбожно врут, называя его невнятным. Извращают и кликушествуют. Причем все сразу. Сговорились, конечно, имея целью отравить Сколари финальный этап его великой карьеры. Других поводов для критики сборной Бразилии не существует в природе. Только этот.
ЦИТАТЫ
Луиз Фелипе СКОЛАРИ, главный тренер сборной Бразилии:
– Шансов у нас было хоть отбавляй, но и мексиканцы опасно огрызались. Настоящая битва. Не нужно думать, что Бразилия сильнее всех и должна легко побеждать – на турнир приехали крепкие сборные. При этом считаю, что мы смотрелись процентов на 10 лучше, чем в матче с Хорватией. Но у соперника великолепный голкипер, и это был его день.
Гильермо ОЧОА, голкипер сборной Мексики:
– Было невероятно сложно, и тем приятнее, что на табло у соперника сохранился ноль. Это был матч моей жизни!
Мигель ЭРРЕРА, главный тренер сборной Мексики:
– Сказал ребятам, что они проделали отличную работу. Почти полчаса мы были даже лучше и владели преимуществом. Это говорит о том, что нам по силам сражаться на равных со всеми! Особо хочу отметить Очоа: что-то даже не припомню, когда вратари творили подобные чудеса на чемпионатах мира.
ЦИФРА
180 минут не пропускает на этом чемпионате мира сборная Мексики. Последний раз подобное удавалось "зеленым" на домашнем первенстве 1970 года, когда они сыграли 0:0 с СССР и разгромили 4:0 Сальвадор.
* * *
Тренерские нервы – точный индикатор того, что со сборной Бразилии что-то не так. Поскольку Сколари разбирается в футболе лучше журналистов, он и чувствует это острее. Видит на поле не то, что хочет видеть, – и испытывает внутренний дискомфорт.
Только ведь и бразильская пресса, говорю я отнюдь не из корпоративной солидарности, видит то же самое. Сколари призвал ее быть патриотичной, искать в игре сборной позитив. Получается, прессе надо врать? Писать, что бразильский футбол – пир духа, а Фред – гигант большого дриблинга? Но это вовсе не патриотизм! Это приукрашивание действительности не в интересах родины, а в интересах Сколари!
Глубокой же идеи в игре бразильцев пока не просматривается. Хотя ее главному тренеру такой футбол нравится. На словах.
– Мне кажется, против мексиканцев мы действовали лучше, чем в матче с хорватами. Как минимум на десять процентов, – сказал после матча Сколари.
О как. Сидел, смотрел, считал проценты. Насчитал ровно столько, сколько по известной версии сам вкладывает в результат. А то, что сыграли бразильцы на два очка хуже, в какую процентовку вписать? Вратарь Очоа? Герой, бесспорно. Но разве Очоа весь матч разваливал креативность соперников? Разве он заставлял их ошибаться в передачах? Неужели Очоа и с Халком что-то намутил?
История сама по себе плевая. Ну сыграл зенитовец с хорватами неважно, бывает. Так меняй силача, Сколари! Он все равно не будет доволен, хоть приплетай сюда травму, хоть нет! Вместо этого начался непонятный политес с раздачей похвал и одновременным кивком на медицину. В итоге Халк на поле не вышел, хотя, по его словам, был полностью готов. А те, кто вышел, сыграли на 10 процентов лучше и добыли вместо победы ничью. И их, по версии тренера, надо поддержать. Ведь пресса, известное дело, никакой не медиабизнес, а группа дармовых хлопальщиков, работающих вместе со Сколари на бразильскую федерацию футбола. Так?
И вот этот стиль, конечно, эти бразильские навесы... Мне одному кажется, что сборная России и "пентакампеоны" в данном аспекте чем-то похожи? Побегали, покомбинировали, наткнулись на осознание: соперник неуступчив, мяч непослушен. И туда его, туда. С 80-процентным браком, как в бразильском случае. Ни у кого на чемпионате нет меньшей точности доставки мяча в штрафную!
Главные поршни-нагнетатели – крайние защитники Дани Алвес и Марселу. У нас – Ещенко и Комбаров. Первый, согласно статистике, сделал 9 обостряющих передач в штрафную, второй 10. Сколько из них действительно что-то обострили? И сколько были под удар и в нужную ногу, а не навесными и на авось? Или вот еще вопрос: а существуют ли затупляющие передачи в штрафную? Передача – она и есть передача, способ доставки мяча. И если уж оценивать некий параметр, то важны точность и адресность, а не направление этих самых передач. Обостряющих пасов в аут не бывает, это и так ясно.
А ведь помимо статистики, в процентах вычисленной арифмометром-Сколари прямо по ходу пьесы, существует еще и сугубо визуальные критерии оценки. Едва ли не главный из них – скука, которую вызвала игра бразильцев и наших. Можно говорить об оттенках и степенях. О совершенно нескучном, к примеру, Неймаре в противовес чуть ли не всей сборной России, игра которой против корейцев вполне соответствовала словам Широкова о словаках: "Колхоз". Но в целом бразильцы и мы выглядели, скажем так, не поэтично. Играли без мозгового центра, как коллективного, так и индивидуального. Работали, пахали, ковали. И не выковали.
* * *
А вот в чем мы точно не похожи, так это в кадровом вопросе.
– В Бразилии при желании можно набрать 300 сборных, но это мой выбор, и я продолжаю верить в этих игроков, – сказал Сколари.
– У меня выбор всего из 64 футболистов, – парировал Капелло.
Тут он, конечно, немного приврал. Выбор у Капелло человек из 27, не более. Остальное – голый номинал. Поэтому я частично не согласен со мнением коллеги Симонова, считающего, что Капелло делает из России сборную Грецию. Проблема не в том, какую команду сделать из наших отборных ингредиентов, а в том, чтобы сделать хоть какую-нибудь. И пока команда у Капелло не делается. Хоть греческая, хоть российская, хоть марсианская.
Однако мы с вами понимаем и признаем: бразильцы сыграли на турнире лишь два матча, наши и вовсе один. Не то чтобы этого мало для выводов. Просто вместе с нашим знанием о командах по ходу чемпионата будут меняться и сами команды. Как физически, так и психологически.
Возьму на себя смелость, скажем, утверждать, что голландцы не станут чемпионами мира. Потому что слишком велика дистанция, слишком долго им нужно тянуть тот пик, ту готовность, которую они показали против испанцев. При том что параллельно все вокруг жужжат в уши: "Какие вы великие, какие оранжевые!" Под это дело охотно думается: "А мы ведь и в самом деле Голиафы!" Но до финала еще 24 долгих дня...
* * *
Вывод таков. Мы не можем игнорировать вероятность того, что Бразилия и Россия заиграют через матч-другой по-иному, свежо и ярко. Бывает, знаете ли, подгонка функционала не к самому началу турнира, а ближе к серединке. Или тактическими коррективами удастся оживить те идеи, которые Сколари и Капелло закладывали в свои команды. А они, несомненно, что-то закладывали. Оба имеют право на шанс. Пресса обеих стран добрая – пусть пользуются.
Не было бы поздно, вот что тревожит. В отношении наших, конечно. Сколари со своими мытарствами пусть разбирается сам. Его команду не поддерживал и не собираюсь.