Это наш уровень. С ним и надо воевать

Telegram Дзен

ЧМ-2014. Матч №48. Группа H. АЛЖИР – РОССИЯ – 1:1

Мы будем это терпеть
еще четыре года?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Ресифи

Широкову в 2018 году будет 37. Надо бы его поберечь, иначе на домашнем чемпионате мира придется сложно. В дисциплине не уступим, рвение обеспечим, а вот креативность может подкачать. Или растут уже будущие Мюллеры? Тогда сколько им сейчас? Успеем ли вырастить? А самое главное, сумеем ли?

Бразильские гастроли сборной России провалились. Вместо Большого театра на чемпионат мира приехала самодеятельность. Меньшая часть зала расстроилась, большая выспалась. Теперь труппе предстоит выслушивать о себе гадости и много репетировать. Видеть бы еще пользу этого процесса. Труппа ведь и раньше не сказать, чтобы недорабатывала. Но получилось то, что получилось, а не то, что мы хотели получить. В чем загвоздка? Проказница-мартышка, осел, козел и косолапый мишка не так сели? Дирижер подкачал с партитурой? Или "чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней"?

В том и состоит главный вопрос, касающийся сборной России. Мы выступили на своем уровне или ниже его? Произошедшее – закономерность или очередная цепочка чьих-нибудь ошибок, не позволивших крылатой команде раскрыть свой недюжинный потенциал? С одной стороны, какая разница. С другой, от точности диагноза зависит курс лечения. И в данном случае речь идет о двух совершенно разных курсах.

Версия мелких сбоев всестороннее обсосана. Косность Капелло, промахи Кокорина, ляпы Акинфеева, лазерные указки и судейские шалости – вот что помешало нам сыграть в искрометный футбол. Или бог с ним, с искрометным, – помешало достичь хоть какого-нибудь, пусть даже греческого, результата. Внушив себе до Бразилии, что из группы выходить обязаны, мы ищем теперь причину "несбычи мечт". Хотя именно про это и говорил в свое время автор сакраментального: "Ваши ожидания – ваши проблемы". Не нужно путать надежды с реальностью. Разделу шкуры предшествует отстрел медведя, а это чуть более хлопотный акт.

Василий Березуцкий:
"Надо учиться играть
в футбол"

Попробуем применить метод от противного, что напрашивалось еще в отборочном цикле. Вот если бы перед игрой в Белфасте мы жили не в отеле с Томом Крузом, а в гостинице с Сергеем Безруковым, Северной Ирландии проиграли бы не 0:1, а 0:2? Или если бы Дон Фабио получал не 7, а 5 миллионов в год, – тогда 0:3?

Это демонстрация метода. Теперь применение. Если бы нашей сборной в Бразилии руководил не Капелло, мы сумели бы влюбить в себя Земной шар? Если бы итальянец не познавал собственную команду по ходу турнира, а заранее определился с основой на все три матча, мы стали бы первыми в группе? Если бы Акинфеев не ошибся в игре с Кореей, а Кокорин забил Бельгии, это зачислило бы нашу команду в категорию лучших сборных мира? Если бы мы победили Алжир и вышли в 1/8 финала, это позволило бы нам считать российский футбол здоровым?

Мы не отсутствовали на этом чемпионате, как показалось после игры с Кореей. Мы в нем полноправно участвовали. Страдали, бились, пыхтели. Но давайте все-таки видеть за деревьями лес. Ни одну из 32 сборных не минули в групповом турнире ошибки игроков, тренеров или судей. Ни одну! Даже Коста-Рику. Но у 16 лучших команд мира нашлось за душой еще что-то. Список их плюсов оказался длиннее списка минусов. Мы же, кляня свои минусы, не очень понимаем, что есть наши плюсы. И есть ли они вообще.

Подсмотренный в фейсбуке вопрос-аргумент: кто из игроков этой сборной отвечает в своих клубах за феерию, за "цыганочку с выходом"? Кроме просидевшего на лавке Дзагоева – кто? Капелло, имея какие-то свои резоны, не сделал его главным пианистом. Упрямый, старый, не любит Россию, впал в маразм, – выбирайте сами. Но одного технаря, к тому же потенциального, для целой команды мало! По крайней мере на чемпионате мира.

Капелло без плана "Б"

Открой тренер сборную всем газетам и телеканалам, разреши он ей твиттер, секс, рок-н-ролл, мы выступили бы лучше от силы на гол-полтора. А может, и еще хуже. Что нельзя доказать, конечно. Потолок возможностей – штука эфемерная, цифирью не опишешь. Однако тезис "Сыграли в целом на своем уровне" по крайней мере имеет право на жизнь. Более того, он кажется мне единственно верным. Вот только уровень не нравится.

Россия приехала и уехала, не умея красиво играть, губя стандарт за стандартом, ошибаясь в пасах и уступая в единоборствах. Наша сборная такова, что она не делает на поле нужный ей результат в высоком смысле слова "делать". Она просто проводит матч, а результат либо приходит, либо нет. И ничьи вроде алжирской, норвежской, азербайджанской – не от лени или недооценки. Они наш сегодняшний уровень.

Так вот с этим уровнем, если он нас не устраивает, и надо воевать. Поднимать его, расконсервировав национальный футбол и выпустив воздух из надутых щек. Перестать оценивать свой класс, сравнивая с Европой клубные бюджеты или зарплаты, а не количество востребованных в мире российских игроков. Там-то им никто не станет платить такие зарплаты. И не зря Капелло обронил в Бразилии потаенное: мы только здесь, дескать, можем сопоставить себя с другими, поскольку в остальное время варимся в собственном соку.

У нас нет замены ни приехавшим в Бразилию игрокам, ни самому Капелло, раз уж он так накосячил. Сильные российские спецы разобраны клубами, да и не станут загадочные меценаты сборной платить своему столько же, сколько иностранцу. Зато наша национальная команда – автомобиль с салоном из крокодиловой кожи, золотой пепельницей и бывшим водителем английской королевы за рулем. Но колеса у машины полуспущены, двигатель слаб, а зажигание троит.

Игорь Акинфеев: "Понимаю,
что мы разочаровали.
В очередной раз"

Если маленькие Бельгия, Голландия, Швейцария выглядят системно более футбольными, нежели большая Россия, значит, в большой России что-то не так. Если мы не периодически, а хронически проигрываем важнейшие матчи грекам, словенцам, пропускаем в плей-офф чехов и алжирцев, значит, мы упустили что-то важное. Россия очень гордится клубным строительством, но стадионы почему-то строит только по указке сверху. У нас принято жаловаться на лимит, который задирает цены на россиян, но все молчат о том, что малое воспроизводство игроков и огромное количество денег у покупателей задирают цены еще пуще. Если не стыдно платить, почему стыдно предлагать? А бюджеты все стерпят, они у нас закрытые.

Чем не мерило, наконец, еврокубки последних лет? Что мы там и где мы там со своими бюджетами? А теперь вычтите из уравнения лучшее, что есть у нас в еврокубках, – легионеров. И скажите, наконец, почему с оставшимся мы должны котироваться на уровне сборных.

Сейчас Россия имеет команду, состоящую из хороших парней, единственных в своем роде. Их нужно поддерживать, любить пофамильно, прощать ошибки и истово в них не верить даже – веровать. До тех пор, пока таких парней в стране не станет больше, и они не начнут черпать поддержку в конкуренции друг с другом, мы так и будем валить все на хмурого тренера, скользкий мяч, заговор судей или лазерную указку, сжегшую в один миг 14 миллионов евро тренерской зарплаты за два сезона.

Напоследок печально прихвастну. Перед отъездом в Бразилию заполнил традиционную "угадайку", в которую во время крупнейших турниров играют журналисты "СЭ": Россия – Корея – 1:1, Бельгия – Россия – 2:1, Алжир – Россия – 1:1. Два угаданных счета и разница. Не таким уж он был неожиданным, этот наш уровень.