Фонтэн, Шумахер и бессонные ночи

Telegram Дзен

ЧМ-2014. 1/4 финала. Завтра ФРАНЦИЯ – ГЕРМАНИЯ

Германия – Франция! Одна из самых привлекательных вывесок в мировом футболе! Соседи на уровне сборных впервые сошлись 15 марта 1931 года в Париже (1:0 в пользу хозяев), а всего сражались между собой 25 раз. Статистическое преимущество на стороне французов, победивших в 11 матчах и уступивших в 8. Еще 6 поединков завершились мирным исходом. Однако по разнице забитых и пропущенных мячей чуть впереди немцы – 42:41. На мировых же первенствах команды пересекались лишь трижды, но каждый междусобойчик вошел в историю. Итак, "СЭ" предлагает вспомнить три немецко-французских футбольных праздника.

ЖЮСТ И 10 МАРОК СУТОЧНЫХ

ЧМ-1958. Матч за 3-е место
ФРГ – ФРАНЦИЯ – 3:6 (1:3)

Голы: Фонтэн, 16 (0:1). Цесларчик, 18 (1:1). Копа, 27 – с пенальти (1:2). Фонтэн, 36 (1:3). Дуи, 50 (1:4). Ран, 52 (2:4). Фонтэн, 78 (2:5). Шефер, 84 (3:5). Фонтэн, 89 (3:6).

ФРГ: Квятковски, Штолленверк, Веверс, Шнеллингер, Эрхардт, Шиманяк, Ран, Штурм, Цесларчик, Кельбасса, Шефер.

Франция: Абб, Каэльбель, Лерон, Панверн, Лафон, Марсель, Вишневски, Фонтэн, Копа, Дуи, Венсан.

Судья: Броцц (Аргентина).

28 июня. Гетеборг. Стадион "Нюа Уллеви". 25 000 зрителей.

В утешительном финале французы оказались после разгрома от бразильцев – 2:5, у которых хет-триком разродился 17-летний Пеле, признанный потом лучшим футболистом ХХ века. Прекрасно смотревшиеся на турнире "трехцветные" почти весь первый тайм держались на равных (до 39 минуты счет был 1:1) – стали сдавать только после того, как их капитан Жонке минут за десять до свистка на перерыв, столкнувшись с Вава, получил тяжелую травму. Замены в то время не проводились, и в раздевалке врач сделал полузащитнику болеутоляющий укол, после которого он второй тайм, по сути, отстоял на правом фланге. По окончании матча выяснилось, что у Жонке перелом малой берцовой кости.

Немцы же, прибывшие на турнир в ранге мировых чемпионов (правда, в их составе было лишь 6 игроков, выходивших на поле в триумфальном для них турнире 1954 года), уступили в полуфинале шведам – 1:3. В связи с финансовыми затруднениями тренер Зепп Гербергер включил в заявку на чемпионат лишь 18 игроков, получавших по 10 марок суточных. Премий вообще не было, однако на экипировку каждого выделили по 683 марки. Матч со шведами получился скандальным: гостей откровенно оскорбляли с трибун болельщики, перед игрой футболистам устроили травлю в газетах.

К тому же на 59 минуте после фола Юсковяка против Хамрина немцы остались в меньшинстве. Вдобавок, по сути, выбыл из игры Фриц Вальтер – получив повреждение, превратился на поле в статиста. При этом до 81-й минуты счет на табло был 1:1, и лишь в концовке Грен и Хамрин принесли хозяевам победу. Немцы, обидевшиеся еще и на венгерского судью Жолта, после матча заявляли, что никогда больше в Швецию не приедут и с этой командой вообще играть не будут. В итоге сборная, досрочно уехав домой, не участвовала даже в заключительном банкете ФИФА для четырех лучших команд.

В Германии потом какое-то время прокалывали шины машинам со шведскими номерами, на бензоколонках в автомобили гостей из северной страны не заливали горючее. На знаменитой гамбургской злачной улице Репербан появились таблички: "Шведы нежелательны"... В ресторанах исчезли "шведские столы".

В общем после разочарования в полуфинале немцы выставили на матч за 3-е место многих дублеров и играли без особого энтузиазма. Французы же были хороши и издевались над обороной соперника, как хотели. Особенно преуспел Жюст Фонтэн, выдавший "покер". В итоге родившийся в Марокко форвард (мать – испанка, отец марокканец) наколотил в финальном турнире 13 голов, что до сих пор является рекордом чемпионатов мира. Большинство мячей бомбардир провел с подач Копа. "Без него я никогда не установил бы свое достижение, – пояснил Фонтэн. – Наше взаимопонимание было ключом к успеху как в этом поединке, так и на турнире в целом".

Заметим, Жюст продемонстрировал в Швеции потрясающую эфективность: из 20 голевых моментов реализовал 13, трижды проверял на прочность штанги (столько же раз соперников выручали вратари) и лишь в одном эпизоде запустил мяч над перекладиной. Семь голов Фонтэн забил правой ногой, пять – левой и один – головой. Любопытно, что в Швеции он был вынужден играть в чужих бутсах – свои у него украли. Спонсоров, которые могли бы немедленно выручить игрока, у команд тогда не было – хорошо, что у запасного Брюэ оказался такой же размер ноги, как и у Фонтэна. В результате "вечный" рекорд в виде 13 мячей – заслуга чужой обуви.

Жюст забивал его бутсами... Обреченная же в той встрече Германии проиграла в финальном турнире во второй раз подряд, чего с ней никогда не случалось ни до чемпионата в Швеции, ни после.

ДРАМА В СЕВИЛЬЕ

ЧМ-1982. 1/2 финала
ФРГ – ФРАНЦИЯ – 3:3 (1:1, 0:0, 2:2). Пенальти – 5:4.

Голы: Литтбарски, 17 (1:0), Платини, 26 – с пенальти (1:1). Трезор, 92 (2:1), Жиресс, 98 (3:1), Румменигге, 102 (3:2), Фишер, 108 (3:3).

Серия пенальти: Жиресс – 0:1. Кальтц – 1:1, Аморо – 1:2. Брайтнер – 2:2. Рошто – 2:3. Штилике – 2:3 (вратарь). Сикс – 2:3 (вратарь). Литтбарски – 3:3. Платини – 3:4. Румменигге – 4:4. Босси – 4:4 (вратарь). Хрубеш – 5:4.

ФРГ: Шумахер, Кальтц, Карл-Хайнц Ферстер, Штилике, Бригель (Румменигге, 97), Дреммлер, Магат (Хрубеш, 73), Бернд Ферстер, Брайтнер, Литтбарски, Фишер.

Франция: Эттори, Аморо, Босси, Трезор, Жанвьон, Жиресс, Тигана, Женгини (Баттистон, 50; Лопез, 60), Платини, Рошто, Сикс.

Судья: Корвер (Голландия).

8 июля. Севилья. Стадион "Рамон Санчес Писхуан". 70 000 зрителей.

Помню, после матча я не спал почти всю ночь. Мои друзья признавались, что тоже не могли сомкнуть глаз. Этот полуфинал был, безусловно, одним из лучших и самых драматичных поединков в истории мирового футбола. С одной стороны – французские романтики во главе с Платини, Тигана и Жирессом. Эта потрясающая компания исповедовала атакующий, изящный, веселый футбол и влюбила в себя болельщиков на всех континентах. С другой строны – крутые профессионалы и рационалисты Брайтнер, Ферстер, Кальтц, Магат... Эти ребята были прекрасно готовы тактически и физически, демонстировали блистательный контратакующий футбол.

Бой-спектакль в севильский зной начался по немецкому сценарию: команда тренера Дерваля владела инициативой и Литтбарски открыл счет. Уже через 9 минут Платини, реализовав пенальти, зажег на табло цифры 1:1. Несмотря на жару, команды действовали в высочайшем темпе, то и дело угощая болельщиков футбольными деликатесами. После перерыва у французов вышел пятый защитник Баттистон, и они завладели инициативой. Однако на поле этот игрок пробыл недолго.

Вот что рассказал мне спустя годы голкипер сборной ФРГ Тони Шумахер, ставший, наверное, главным действующим лицом севильской драмы: "Меня все время расспрашивают об этой истории. Прошло столько лет, а люди все задают вопросы о Патрике Баттистоне. Спрашивали бы о том, что происходило в сериях пенальти в 1982-м с Францией или в 1986-м с Мексикой. Но нет, я снова и снова должен вспоминать тот эпизод... Ну, слушайте. Был пас в сторону Баттистона, который мчался к моим воротам. Выбегаю навстречу, чтобы первым оказаться у мяча. Француз тоже спешит, хочет меня опередить. Он дотрагивается до мяча, я высоко прыгаю, и мы с треском сталкиваемся. Мяч уходит за пределы поля, судья дает удар от ворот. Не считает, что был фол, не показывает желтую карточку, не дает свободный удар. А Баттистон после столкновения лежит, ему плохо. Потом Патрика унесли...

Когда я уже уходил с поля, на газон высыпали журналисты. Сегодня это не разрешается. Футболисты должны сперва пойти в раздевалку, привести себя в порядок и только потом выйти к прессе. Но тогда было по-другому. Подходит ко мне журналист и сообщает, что Патрик потерял два зуба. Я тут же выпалил, что оплачу лечение. Поверьте, сказал это совершенно без всякой злости. Видел, как Баттистон лежал на траве, как его выносили с поля. Опасался, как бы с ним не произошло чего-нибудь нехорошего. А тут лишь два зуба. Сразу же почувствовал облегчение. Вот такая история.

Через какое-то время поехал к нему в Метц – хотел извиниться, пожать ему руку, сказать, мол, мне очень жаль, что так произошло. А у него был друг – журналист... Когда пришел к Патрику, в комнате собралось 100 журналистов, 10 телевизионных камер, 50 фотографов! В общем, сделали шоу. Я-то ничего не знал и этого не хотел. Но из-за шумихи все выглядело не очень симпатично. Потом мы еще в одной команде играли с Патриком в футбол. В зале"


На самом деле знаменитый вратарь, повествуя о той истории, многое смягчил. Всем было видно, что голкипер совершил грубейший фол – наверное, один из самых жестоких в истории мировых чемпионатов. Даже его коллеги по команде были удивлены, что судья не удалил Шумахера с поля. Понятно, негодовала французская пресса, кричавшая о "покушении на Баттистона". Особенно возмущало журналистов то, что, когда Баттистон без сознания лежал на траве, Шумахер на поле разминался. Позднее вратарь объяснял: мол, был настолько испуган, что боялся к Баттистону, которому оказывали помощь, подойти. Во французских газетах потом мелькали слова: "Шумахер СС", "гестапо", "нацист"... Чтобы успокоить ситуацию, президент Франции Миттеран и бундесканцлер Шмидт через какое-то время выступили с совместным заявлением.

Но пора вернуться, собственно, к футболу, который был в тот вечер неподражаем. Нанося друг другу уколы (французы чаще), команды дожили до дополнительного времени. Заметим, на 90-й минуте мяч после выстрела Аморо угодил в крестовину немецких ворот, а сразу после этого чуть было не забил Фишер. В первую дополнительную 15-минутку французы, казалось, решили все вопросы: красивейший гол Трезора и "добавка" Жиресса – 3:1. К тому же судья отменил взятие ворот Фишером, посчитав что тот головой забил из офсайда.

Но на поле к тому времени уже появился Румменигге, который из-за повреждения мышцы бедра все основое время и 7 минут дополнительного сидел в запасе. Нынешний шеф наблюдательного совета "Баварии" сократил счет, а потом Фишер потрясающим акробатическим ударом через себя выровнял положение – 3:3. Этот гол в Германии признали лучшим в 1982 году. Судьба же поединка впервые на чемпионатах мира решалась в серии пенальти. Казалось, судьба улыбнется французам, ведь при счете 2:3 не забил Штилике. Однако Шумахер взял пенальти от Сикса и Босси, и в итоге в финале оказались немцы. Правда, сил потратили столько, что потом в решающем поединке ничего не смогли противопоставить итальянцам...

РЕВАНШ НЕ УДАЛСЯ

ЧМ-1986. 1/2 финала
ФРАНЦИЯ – ФРГ – 0:2 (0:1)

Голы: Бреме, 9 (0:1), Феллер, 89 (0:2).

Франция: Батс, Айяш, Баттистон, Босси, Аморо, Жиресс (Веркрюисс, 72), Тигана, Платини, Фернандес, Стопира, Беллон (Ксереб, 66).

ФРГ: Шумахер, Якобс, Бреме, Эдер, К.-Х.Ферстер, Бригель, Маттеус, Рольфф, Магат, Аллофс, Румменигге (Феллер, 57).

Судья: Аньолин (Италия).

25 июня. Гвадалахара. Стадион "Халиско". 45 000 зрителей.

Французы, носившие титул европейского чемпиона, в полуфинале выглядели явными фаворитами. В группе у них очко отобрала лишь сборная СССР (голами обменялись Рац и Фернандес), а потом Платини и компания отправили домой действующих чемпионов мира итальянцев (2:0), за ними – всегда грозных бразильцев (1:1 в основное время, по пенальти – 4:3). Немцы же шли тяжелой походкой: в группе ничья с Уругваем – 1:1 и поражение от датчан – 0:2. Затем муки с Марокко (1:0) и Мексикой (0:0 за 120 минут и 4:1 по пенальти). Понятно, французы спали и видели взять реванш за кошмар 1982 года, ведь многие из них (в том числе и Баттистон!) были на поле в проигранном ими севильском бою.

Однако в Гвадалахаре немцы, руководимые с тренерской скамейки Беккенбауэром, сыграли сильно и дисциплинированно. Уже на 9 минуте Румменигге зарабатывает штрафной, и Бреме после ошибки голкипера Батса открывает счет – 1:0. Конечно, французы пошли на штурм, однако в решающих моментах были неточны. Да и Шумахер не подкачал. К слову, именно вратарь начал комбинацию, после которого вопрос о победителе оказался снят. Первый номер немцев выбросил мяч далеко в поле на Аллофса, форвард послал мяч на Феллера, и тот, издевательски легко перебросив "снаряд" над Батсом, закатил его в ворота. Когда команды покидали поле, на табло светились правильные цифры – 2:0, однако в пользу... Франции. Это единственное, что вызвало в тот день улыбку у Платини, который затем на матч за третье место с Бельгией ("трехцветные" выиграли – 4:2) уже не вышел. Вообще, турнир стал лебединой песней для целого ряда французских игроков, которые потом в сборной уже не выступали.

Немцы же торжествовали. "Ту победу мы отмечали очень шумно, – вспоминает Руди Феллер. – Феликс Магат, Томас Бертольд, Маттиас Хергет и я особенно отличились. В вестибюле гостиницы, заказали шампанского и праздновали до упада. Отлично повеселились!"

Правда, в финале настроение им испортили Марадона с друзьми... Впрочем, через 4 года в Италии Феллер и компания взяли у аргентинцев реванш, в третий и последний пока раз добыв для Германии мировое золото. Что ждет бундестим нынче в Бразилии? Ответ на этот вопрос во многом может дать пятничный бой с Францией, результат которого, разумеется, непредсказуем. Ясно только одно – скучно не будет. Ни на поле, ни у телевизоров.